ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Осовский Олег Ефимович
Педагогика и просвещение, 2019-4
|
Киржаева В.П., Осовский О.Е., Мариниченко А.И. - Педагогическая псевдономастика российского зарубежья в исследовательском поле современной истории образования: к постановке проблемы |
|
c. 1-11
|
DOI: 10.7256/2454-0676.2019.4.31292
Аннотация: Предметом исследования в статье является потенциал педагогической псевдономастики (науки о псевдонимах участников педагогического процесса) как инструмента междисциплинарного изучения педагогической истории русской эмиграции 1920-х - начала 1930-х гг. Объектом является система псевдонимов, представленных в эмигрантских изданиях педагогической направленности и смежной тематики. Опираясь на современные исследования псевдонимов русского зарубежья, авторы предлагают своего рода "педагогический фильтр", дающий возможность выделить среди вымышленных имен те, которые принадлежат известным педагогогам эмиграции и уточнить тем самым реальный объем опубликованного ими. Опираясь на принципы междисциплинарного подхода и требования комплексного исследования, авторы используют традиционные и новые методы, в частности, сравнительно-исторический, биографический, приемы контент-анализа и сплошной выборки, элементы психологического метода и метода "микроистории"(К. Гинзбург). Новизна исследования заключается в том, что впервые сформулированы предмет и задачи педагогической псевдономастики как возможного инструмента изучения педагогической истории российского зарубежья и выявления новых данных, дополняющих биографию и библиографию педагогов-эмигрантов. В ходе анализа публикаций в эмигрантских изданиях, архивных материалов сделан вывод о важности фактора вымышленного имени для уточнения места автора в педагогическом пространстве эмиграции, для понимания редакционной политики освещавших педагогическую тематику изданий, иерархии представленных в них жанров. В научный оборот вводятся неизвестные ранее архивные документы, псевдонимы и их атрибуции.
Современное образование, 2018-3
|
Киржаева В.П., Осовский О.Е. - Николас А. Хэнс и русские сюжеты на страницах английской периодики 1920–1930-х годов |
|
c. 16-27
|
DOI: 10.25136/2409-8736.2018.3.27206
Аннотация: Объектом исследования в статье является процесс рецепции советской школы 1920-х - начала 1930-х гг. в английской периодике и роль в нем известного английского педагога-компаративиста, бывшего русского эмигранта Николаса Хэнса (Н. А. Ганца). Опираясь на традиции предреволюционной российской педагогики, практику русской педагогической эмиграции и достижения английской педагогической мысли, используя сравнительно-исторический подход, Н. Хэнс представляет сложившуюся в СССР образовательную систему в контексте противостояния двух образовательных традиций: демократической и самодержавной. Сочетая традиционные методы теоретико- и историко-педагогического исследования, авторы дополняют их методами контент-анализа и кейс-стади, приемами анализа современной интеллектуальной истории и элементами предложенного К. Гинзбургом метода микроистории. Несмотря на то, что имя Н. А. Ганца было возвращено отечественной педагогике еще в 1990-е гг., английский период его научной и преподавательской деятельности по-прежнему остается мало изучен. Авторами вводится в научный оборот ряд неизвестных статей Н. Хэнса, публиковавшихся в английской периодике и посвященных истории русской школы, а также состоянию советского образования 1920-х - начала 1930-х гг. Впервые прослежено участие Н. Хэнса в "Педагогическом ежегоднике", проанализировано то, как представлена русская тематика на его страницах.
|