ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Фандо Роман Алексеевич
Genesis: исторические исследования, 2019-6
|
Фандо Р.А. - Научная школа Л.Д. Лиознера: у истоков изучения регенерации |
|
c. 116-127
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2019.6.29984
Аннотация: Предметом исследования является научная школа в области регенерации органов и тканей, которой руководил Л.Д. Лиознер. Объектом изучения стали результаты научных работ главы научной школы и его учеников, а также основные исторические этапы зарождения и развития данной научной школы. В 1930-е гг., когда в России начали формироваться школы по изучению регенерации, Л.Д. Лиознер знакомится с Л.Я. Бляхером и М.А. Воронцовой, которые приобщили его к исследованиям в области экспериментальной эмбриологии. В основу методологии научного исследования положены следующие методы исследования: сравнительно-исторический, биографический, историко-научный и ретроспективный. Феномен научной школы Л.Д. Лиознера изучался в различных аспектах: предметно-логическом, психологическом, социокультурном. В то же время выявлялись признаки, которые характеризовали данную научную школу. Автором статьи убедительно доказано, что только после 1956 г., начала заведывания Лабораторией роста и развития в Институте экспериментальной биологии Л.Д. Лиознера, он начал объединять вокруг себя исследователей в области регенерации органов и тканей. Выявлен состав и основные направления исследований научной школы. Научной новизной статьи стал подробный анализ научного наследия учеников Л.Д. Лиознера. Ему удалось воспитать плеяду выдающихся ученых, среди них: Сидорова В.Ф., Рябинина З.А., Бабаева А.Г., Романова Л.К., Райцина С.С., Ефимов Е.А. Показано, что исследования по регенерации, выполненные учениками научной школой Л.Д. Лиознера, продолжаются и в настоящее время с учетом современных достижений науки.
Genesis: исторические исследования, 2018-7
|
Фандо Р.А. - Расцвет негосударственного высшего образования в дореволюционной России |
|
c. 106-119
|
DOI: 10.25136/2409-868X.2018.7.25959
Аннотация: Объектом исследования является система негосударственного высшего образования в России (вторая половина XIX - начало XX вв.). Предмет исследования - история организации частных и общественных ВУЗов в дореволюционной России. Автор рассматривает появление учебных заведений нового типа, получивших название народных университетов. Представленная статья поможет восполнить пробелы в истории отечественного негосударственного образования, которые возникли из-за длительного пренебрежения в отечественной историографии вопросами функционирования частных высших учебных заведений. Более того, в советский период многие положительные моменты, имеющие место в дореволюционной высшей школе, были преданы забвению. В основу работы положены различные методы исторического исследования: сравнительный, типологический, системный. История развития негосударственного высшего образования рассмотрена с учетом политических, экономических, социокультурных факторов, что помогает понять причины распространения данного явления в дореволюционной России. Научной новизной работы является обобщение исторического пути, которое прошло негосударственное высшее образование в России со второй половины XIX в. до первых десятилетий XX в., с привлечением новых неизвестных ранее архивных материалов. Несмотря на малую изученность многих частных и общественных ВУЗов исследуемого периода, многие ученые и преподаватели этих учебных заведений имели мировую известность, так как выполняли свои исследования в прорывных областях знания с использованием современных для того времени методов. В частных университетах зарождались первые классические научные школы. Изучение опыта организации негосударственного высшего образования дореволюционного периода является, как никогда, актуальным сегодня, когда в России уже на протяжении последних двух десятилетий наблюдается рост студентов негосударственных вузов.
|