по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Алиев Растям Туктарович
Философия и культура, 2024-3
Алиев Р.Т. - Интерфейс как зеркало: рефлексия индивидуального и коллективного c. 82-97

DOI:
10.7256/2454-0757.2024.3.70212

Аннотация: В эпоху глобальной цифровизации, интерфейсы стали неотъемлемой частью социальной и культурной жизни, определяя взаимодействие между индивидуумом и коллективом. Предмет исследования данной статьи заключается в анализе взаимосвязи между дизайном интерфейса и социально-этическими аспектами общества. Исследование фокусируется на том, как интерфейсы отражают и формируют социальные нормы и этические ценности, влияя на процессы самоидентификации и социальной интеграции в условиях глобальной цифровизации. Особое внимание уделяется механизмам, через которые интерфейсы способствуют формированию личной и коллективной идентичности, а также тому, как они участвуют в культивировании культурных идентичностей и обеспечении доступности и инклюзивности в цифровом пространстве. Основная цель исследования заключается в анализе роли интерфейсов в процессе формирования личной и коллективной идентичности, а также в их влиянии на социально-этические аспекты общественной жизни.  Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, сочетая элементы социальной философии, культурологии и дизайн-анализа. Используются качественные методы, включая теоретический анализ литературы и кейс-стади, для исследования влияния интерфейсов на социальные процессы. Исследование показывает, что интерфейсы служат медиаторами в культивировании социокультурных идентичностей и норм, обеспечивая платформу для социальной интеграции и культурного обмена. Дизайн интерфейса, включая его доступность и инклюзивность, играет центральную роль в конституировании социальной справедливости и этических стандартов в цифровом обществе. Выводы подчеркивают необходимость этичного подхода в разработке интерфейсов, где учитываются социокультурные аспекты и права индивидуумов. Развитие интерфейсов представляет собой ключевой элемент в определении будущего взаимодействия между технологией и обществом, подчеркивая их влияние на социальные структуры и культурные практики. Технологические инновации, воплощенные в дизайне интерфейса, открывают новые перспективы для исследования взаимосвязи между человеком и машиной, а также их роль в социальной адаптации и культурной трансформации. Статья призвана способствовать дальнейшему развитию дискуссии о социальной и этической роли интерфейсов в современной цифровой эпохе, предлагая новые направления для академического и практического изучения.
Философия и культура, 2019-8
Алиев Р.Т. - Образ Чужого в пространстве сети Интернет: этнополитический аспект c. 14-31

DOI:
10.7256/2454-0757.2019.8.30613

Аннотация: Предметом данного исследования является образ этнополитического Чужого, конструируемый в пространстве сети Интернет. Автор статьи формулирует гипотезу о том, что образ Другого/Чужого конструируется сочетанием различных маркеров, которые можно объединить в четыре группы паттернов: алиментарность, вестиментарность, сексуальность и этнополитический аспект. А виртуальное пространство современного Интернета и его побочных продуктов (социальные сети, форумы, поисковые службы) как нельзя лучше аккумулируют в себе и, подобно лакмусовой бумажке, выявляет те или иные маркеры конструирования образа этнополитического Чужого. В качестве методологии автор статьи выбрал теоретическую основу структурализма, нашедшую отражение в работах известного этнолога К. Леви-Стросса. В качестве методов были использованы статистические методы сбора данных в сети интернет, составление корреляционной матрицы, расчёт парной корреляции по Пирсону каждого из структурных маркеров и выявление сильнейших корреляционных связей между этими маркерами. Для конструирования, структурирования и классификации моделей Этнополитического Чужого автор использовал визуализацию корреляционных связей маркеров на плоскости. Основными выводами, проведённого исследования являются: - выделение основных общих моделей инаковости по полученным структурным маркерам Чужого; - были выделены три важных самостоятельных модели: американцы, китайцы, украинцы с высокой степенью алертности (алертно-агрессивная), что связано с политическими процессами последних лет; - большинство моделей Чужого, связанные с этносами бывших советских республик, имеют общие структурные маркеры из различных групп. Проведённое автором исследование, кроме того, что предлагает новый метод моделирования образа Чужого, направлено ещё и на выявление и понимание некоторых негативных сторон этих процессов.
Культура и искусство, 2017-11
Алиев Р.Т., Демина А.В. - Татары на чужбине: опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира c. 1-17

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.11.24642

Аннотация: Статья посвящена анализу опыта межкультурной коммуникации в контексте дальневосточного фронтира, в котором, по мнению авторов, законы функционирования культуры происходят по совершенно иным векторам своего развития. В рамках данной проблемы объектом исследования выступила татарская эмигрантская община Северо-Востока Азии, а предметом — межкультурная коммуникация в контексте анализа жизни татарской общины в условиях фронтира. Исходя из предмета своего исследования, авторы поставили перед собой следующую цель — выявление и анализ культурных паттернов, характерных для процесса адаптации и интеграции татарской общины в социокультурное пространство Китая и Японии. Учитывая тот факт, что поставленная цель сформулирована на стыке нескольких научных проблем, авторы предприняли попытку соответствующим образом проанализировать объект своего исследования, используя в качестве методологических инструментов фронтирную теорию, которая позволила перенести методологический инструментарий из исторической области в культурологическую, и теорию межкультурной коммуникации, раскрывшую динамику трансформации культурных паттернов в контексте проблемы «встречи с Другим/Чужим». Новизна исследования заключается в том, что выявленный опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира, позволяет раскрыть важные законы функционирования культуры в подобных гетеротопных пространствах. Ретроспективный анализ адаптации и интеграции татарских общин в новое социокультурное пространство позволил сделать вывод, что решающую роль в данном процессе сыграли несколько факторов: политический, религиозный, национальный и внешний. Анализ трансформации культурных паттернов в новых для татарских мигрантов условиях выявил изменения лингвистических, вестиментарных и алиментарных культурных характеристик через сохранение старых элементов и заимствование у соседних культур новых.
Культура и искусство, 2017-10
Алиев Р.Т. - Культурообразующая роль американского комиксного супергероя как образа Другого/Чужого c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.10.24508

Аннотация: Статья посвящена такому явлению современной массовой культуры как супергероический комикс. А учитывая тот факт, что американский комикс давно вышел за границы только американской культуры, а индустрия комиксов заняла важное место в культурных и экономических кластерах большинства современных стран, то тема статьи является актуальной на сегодняшний день. Автор подробно рассматривает вопрос о культурообразующей роли супергероя американских комиксов через призму культурологической проблемы Другого/Чужого. В частности, статья анализирует такие явления современной массовой культуры как косплей, фан-сообщества, фан-фестивали и феномен костюмированного героизма. В основу данного исследования положены теоретико-методологические подходы, содержащиеся в концепциях философа Ж. Лакана и политолога С. Жижека, позволяющие рассматривать проблему героического в исторической ретроспективе через призму психоаналитической методологии. Большую роль в ходе исследования сыграли труды Ж. Дерриды, который использовал метод «деконструкции», нашедший отражение в анализе конструирования образа Героя, несущего в себе базисные характеристики Другого/Чужого, постмодернистов Ж. Делёза и Ф. Гваттари, разрабатывавших концепцию «тела без органов» в русле шизоаналитического подхода, антропологов А. ван Геннепом и В. Тёрнера, разработавших концепцию «лиминальности». В ходе исследования автор пришёл к выводу, что влияние американского комиксного супергероя на современный культурный ландшафт огромно и может проявляться в воздействии на различные виды и жанры искусства, в создании субкультуры поклонников комиксов, в широко распространённом на сегодняшний день феномене косплея и в выстраивании особых поведенческих паттернов, направленных на подражание супергерою.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.