по
Урбанистика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Грибер Юлия Александровна
Litera, 2019-1
Грибер Ю.А., Йонаускайте Д., Мор К. - Цвета эмоций: экспериментальное исследование ассоциативных связей в современном русском языке c. 69-86

DOI:
10.25136/2409-8698.2019.1.28892

Аннотация: Предметом исследования является анализ ассоциативных связей между 20 эмоциональными эмоциональными концептами (заинтересованность, веселость, гордость, радость, удовольствие, удовлетворенность, восхищение, любовь, облегчение, сострадание, грусть, чувство вины, сожаление, стыд, разочарование, страх, отвращение, презрение, ненависть, гнев) и 12 основными цветонаименованиями русского языка (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, розовый, серый, черный и белый). Исследование направлено на то, чтобы (1) установить хроматическое и ахроматическое значение эмоций; (2) определить синтагматические и парадигматические отношения между цветовыми ассоциациями; (3) провести лингвокультурологическую экспертизу национальной специфики выявленных ассоциативных связей. Представленные в статье данные собирались в ходе он-лайн эксперимента, в котором приняли участие 103 носителя русского языка (63 женщины и 40 мужчин; средний возраст участников – 36,5 лет, min – 19, max – 78, sd=16,7). Для анализа эмоций в исследовании использовалось «Женевское колесо эмоций» («Geneva Emotion Wheel», GEW, версия 3.0) – инструмент для самооценки эмоциональных переживаний, связанных с определенными событиями. Эксперимент подтвердил существование в русской культуре корреляции между светлотой цвета и валентностью эмоций: положительные эмоции, участники эксперимента, как правило, окрашивали в светлые цвета, а для отрицательных выбирали темные. Наиболее близкими оказались эмоциональные значения желтого и оранжевого, голубого и зеленого, красного и розового, черного и серого цветов. Эти же пары наиболее часто встречались вместе в составе цветовых образов.
Человек и культура, 2018-5
Грибер Ю.А., Юнг И.Л. - Здоровье и болезнь: цветовые ассоциации в современной русской культуре c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.23491

Аннотация: Объектом исследования являются базовые, антропологически значимые концепты "здоровье" и "болезнь". Предмет исследования – связанные с этими концептами в современной русской культуре цветовые ассоциации. Автор подробно рассматривает интенсивность цветовых ассоциаций (этот показатель оценивался на основе количества совпадений цветовых выборов для каждого понятия у разных респондентов), анализирует корреляции ассоциаций с цветовым тоном и различными группами оттенков (светлыми, чистыми, темными), выявляет связь понятий с ахроматическими цветами – белым, серым, черным. Особое внимание уделяется культурологической экспертизе установленных ассоциативных связей. Исследование проводилось методом эксперимента, в котором приняли участие 100 русскоязычных респондентов (М=36, F=64, средний возраст 23,73). Палитра эксперимента содержала 27 цветовых образцов системы NCS. Участникам эксперимента предлагалось выбрать для каждого из понятий наиболее подходящие цветовые образцы. Проведенное исследование позволило выявить устойчивые ассоциации концепта "болезнь" с темными зелено-желтыми и желтыми оттенками, которые в русской культуре ассоциируются с разложением, распадом, гниением. В структуре хроматического образа концепта "здоровье" выделены два ядра: в красно-желтой и зеленой частях спектра. Ядро в красно-желтой части спектра соотносится с образом здорового человека, который в русской лингвокультуре семантически связан со здоровым цветом лица и естественным румянцем. Доминирование зеленых оттенков объясняется устойчивым взаимодействием в русской национальной концептосфере понятий "здоровье" и "природа". Новизна исследования заключается в количественной характеристике хроматической структуры концептов "здоровье" и "болезнь"; определении тона, светлоты, насыщенности оттенков, формирующих цветовые ассоциации, и визуализации полученных ассоциативных связей.
Урбанистика, 2018-4
Грибер Ю.А., Самойлова Т.А., Двойнев В.В. - Цветовые предпочтения пожилых людей в различных типах жилого интерьера c. 36-49

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.4.28349

Аннотация: Объектом исследования являются цветовые предпочтения – субъективные и коллективные цветовые симпатии, выражающиеся в определенном ранжировании основных цветов и их оттенков. Цель представленного в статье исследования заключается в том, чтобы эмпирически выявить количественную и качественную структуру цветовых образов наиболее распространенных типов жилых интерьеров (прихожей, коридора, гостиной, кухни, спальни, ванной комнаты, туалета) у людей пожилого возраста и провести анализ полученных данных в контексте меняющегося с возрастом цветового восприятия. Метод исследования – эксперимент, в котором приняли участие 50 пожилых людей в возрасте от 60 до 82 лет (средний возраст 67,54; 8 мужчин, 42 женщина). Новизна исследования заключается в определении специфики цветовой маркировки, которую различные функциональные зоны жилого интерьера приобретают у пожилых людей. Внутри жилого интерьера наиболее отчетливая цветовая граница проходит между интимными, личными помещениями и теми, которые выполняют репрезентативную функцию. Отмеченная оппозиция внутреннего и внешнего, закрытого и открытого в цветовых предпочтениях людей пожилого возраста реализуется с помощью параметра светлоты: в оформлении спальни, ванной комнаты и туалета доминируют светлые оттенки; для прихожей, коридора, гостиной чаще выбираются насыщенные и темные тона. В оформлении всех типов жилых помещений преобладают естественные цвета и природные оттенки. Выявленные цветовые предпочтения являются специфическими для оформления определенных типов жилого интерьера. Они существенно отличаются от предпочтений, связанных с другими типами объектов (например, с цветом фасада), и не совпадают с абстрактными любимыми цветами.
Урбанистика, 2018-3
Грибер Ю.А., Самойлова Т.А. - Геронтологическая специфика цветовых предпочтений, связанных с выбором цвета фасада жилого дома c. 99-113

DOI:
10.7256/2310-8673.2018.3.28178

Аннотация: Объектом исследования являются цветовые предпочтения – субъективные и коллективные цветовые симпатии, выражающиеся в определенном ранжировании основных цветов и их оттенков. Цель статьи заключается в том, чтобы (1) изучить механизмы связанных цветовых предпочтений пожилых людей в ситуации, когда цвет рассматривается как часть фасада жилого дома, (2) определить степень влияния на их решения колористики существующих построек и (3) сравнить абстрактные и связанные цветовые выборы пожилых людей с цветовыми предпочтениями людей более молодого возраста. Метод исследования – эксперимент, в котором приняли участие 20 пожилых людей в возрасте от 61 до 72 лет (средний возраст 64,95; 6 мужчин, 14 женщин). Основной вывод проведенного исследования заключается в том, что механизм цветовых выборов пожилых людей принципиально отличается от поведения более молодых участников эксперимента. Абстрактные цветовые предпочтения в разных возрастных группах заметно различаются по тону. В связанных выборах пожилых респондентов преобладают умеренные и светлые оттенки. Холодные оттенки выбираются более часто, чем теплые. В отличие от более молодых участников эксперимента, цветовые решения пожилых людей не согласуются с группой оттенков стимулов.
Современное образование, 2018-2
Вебер Р., Грибер Ю.А. - Комплекс упражнений для обучения архитекторов семиотическому переводу цветовых реалий c. 73-85

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.2.25989

Аннотация: Объектом исследования является особая профессиональная компетенция современных архитекторов, обеспечивающая необходимый опыт постоянного перевода цветовых реалий из одной семиотической системы в другую. Предмет анализа – упражнения для обучения студентов архитектурного факультета переключению с одного языка на другой для перекодирования цветовой информации. Задача статьи заключается в обобщении практического опыта обучения семиотическому переводу, накопленного в ходе реализации уникальной авторской программы колористической подготовки архитекторов в Техническом университете Дрездена (Германия). Для решения исследовательской задачи используется метод типологизации, направленный на упорядоченное описание и объяснение различных видов разработанных и апробированных заданий. Особым вкладом авторов в исследование темы является систематизация упражнений, направленных на развитие переводческой компетенции у архитекторов. Новизна исследования заключается в выявлении и характеристике трех основных типов заданий: (1) развивающих рецептивные навыки, (2) формирующих навыки "перекодировки" субъективных и коллективных психологических реакций, (3) развивающих репродуктивные навыки.
Урбанистика, 2017-2
Грибер Ю.А. - Монохромная модель городской колористики c. 58-64

DOI:
10.7256/2310-8673.2017.2.22749

Аннотация: Объектом исследования является архитектурная колористика как историко-культурный феномен. Предмет рассмотрения – монохромная цветовая гамма фасадов зданий, характерная для некоторых населенных пунктов мира. Задача статьи заключается в выявлении механизмов формирования монохромной модели городской колористики и систематизации их социокультурных особенностей. Автор подробно рассматривает главный принцип модели, определяющий связь между цветом и формой в городском пространстве, анализирует стратегии распространения монохромной колористики и механизм наследования цветовой традиции культурой. Особое внимание уделяется экспертизе существующих поселений с монохромной цветовой гаммой фасадов зданий. Для решения исследовательской задачи используется метод типологизации, направленный на упорядоченное описание и объяснение разнородных вариантов монохромной модели городской колористики. Особым вкладом автора в исследование темы является разработка историко-культурных оснований для построения типологии монохромности в архитектурной колористике. Новизна исследования заключается в выявлении и описании трех основных вариантов монохромной модели: «эволюционного», «искусственного» и «смешанного», которые заметно различаются с точки зрения механизмов формирования и социокультурных свойств. «Эволюционный» вариант представляет собой продукт естественного развития колористики поселения, «искусственный» является результатом целенаправленного цветового проектирования, а «смешанный» вариант совмещает в себе «искусственный» механизм «вживления» новой колористики с «естественным» способом дальнейшего развития новой цветовой традиции в городской ткани.
Урбанистика, 2016-4
Грибер Ю.А. - Пространство в японской городской колористике c. 81-85

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21144

Аннотация: Цель статьи заключается в том, чтобы показать своеобразие принципов распределения цвета в пространстве, которые содержатся в японских нормах городского дизайна. Автор подробно рассматривает механизм формирования и восприятия городской колористики. Особое внимание уделяется анализу связи между нормами городской колористики и характерными для японской художественной культуры принципами пространственной композиции, к числу которых относится отсутствие линейности и симметрии, особое отношение к целому при самостоятельном существовании отдельного, представление о циклической подвижности, подчеркнутое внимание к оппозиции верха и низа. Для решения исследовательской задачи используется метод неформализованного анализа документов, направленный на интерпретацию фактического содержания, целей создания и контекста японских законов, регламентирующих городскую колористику. Новизна исследования заключается в реконструкции ключевых принципов ментальной модели, которая лежит в основе японской городской колористики. Особым вкладом автора в исследование темы является объяснение установки японских норм городской колористики на «замыкание» пространства, его «кадровое» восприятие, двухмерность и темпорализованность цветовых образов.
Урбанистика, 2016-4
Грибер Ю.А. - Указы, регулирующие колористику городов Российской империи c. 57-72

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.4.21560

Аннотация: Объектом исследования является комплекс документов, закрепляющих и разрабатывающих принципы городской колористики. Задача статьи заключается в том, чтобы расширить сложившиеся границы традиционного анализа документации городской колористики и представить историю развития документов, определявших цветовые нормы в городах Российской империи. Автор подробно рассматривает связанную с цветом терминологию императорских указов, состав упоминавшихся красок и их оптические свойства. Особое внимание уделяется анализу социокультурной ситуации в других европейских городах этого времени. В исследовании использовалась комбинация нескольких различных методов. На первом этапе был проведен контент-анализ хронологического указателя к полному собранию законов Российской империи, который позволил выявить комплекс императорских указов, регулирующих городскую колористику. На втором этапе использовался метод традиционного анализа документов, целью которого было составление словаря цветообозначений и, на этой основе, прояснение хроматических характеристик применявшихся пигментов. Особым вкладом автора в исследование темы является выявление и систематизация указов, закрепляющих и разрабатывающих принципы городской колористики в Российской империи. Новизна исследования заключается в анализе цветового словаря документов, включавшего как непосредственно цветонаименования, так и указывающие на них названия красок, а также представленная характеристика состава красок и их хроматических свойств.
Урбанистика, 2016-1
Грибер Ю.А. - Японская модель городской колористики c. 1-8

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.1.18298

Аннотация: Предметом исследования являются правила, регулирующие городскую колористику в Японии. Задача, которую ставит и решает автор статьи, состоит в том, чтобы представить японские нормы цветового проектирования в контексте японской культуры и, таким образом, защитить их от разрушающей рефлективной симметрии в восприятии и оценке. Автор подробно рассматривает законодательные нормы городской колористики Японии. Особое внимание удаляется анализу связи предлагаемых принципов регламентации городской колористики с японской эстетикой и со сложившимися в японской культуре представлениями о красоте и цветовой гармонии. Основной методологический принцип, определяющий ракурс рассмотрения японской модели городской колористики, заключается в смещении акцента с формы нормативных документов на содержание лежащих в их основе культурных норм, продуктом которых они являются. Новизна исследования состоит в определении специфики японской модели городской колористики: основной идеи вводимых цветовых ограничений, структуры и содержания палитры, принципов и правил сочетания разрешенных оттенков. Основным выводом проведенного исследования является «природоподражательный» и «саморазвивающийся» характер японской городской колористики, в которой нормы цветового дизайна, как правило, не задают жесткую цветовую гамму, а предоставляют каждому горожанину возможность самостоятельного выбора.
Социодинамика, 2015-9
Грибер Ю.А., Егоров А.Г. - Тактический урбанизм как форма модернизации повседневности c. 1-79

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.9.16196

Аннотация: Предметом исследования является тактический урбанизм как социокультурная практика современного общества, которая, несмотря на свою растущую популярность среди все новых слоев населения, достаточно редко становится объектом научного внимания. Автор подробно рассматривает содержательные и структурные особенности тактического урбанизма как самостоятельного феномена, анализирует механизмы и стратегии современного планирования развития городских территорий. Особое внимание уделяется характеристике особенностей участников тактического урбанизма, их идей и ценностей в контексте неоднородной морфологии городской культуры. Основной теоретический принцип, определяющий ракурс рассмотрения тактического урбанизма как особой социокультурной практики, заключается в представлении о фрактальной вложенности культуры. В качестве удобной методологической призмы используются также предложенные М. Фуко направления анализа структуры организации пространства знания. Особым вкладом автора в исследование темы является предложенная в статье социокультурная экспертиза тактического урбанизма в контексте городского развития. Новизна исследования заключается в анализе структуры и факторов напряженности антропологического диспозитива современного урбанизма, а также в обозначении социокультурных предпосылок и возможностей использования тактического урбанизма в качестве одной из форм модернизации городской повседневности.
Человек и культура, 2015-6
Грибер Ю.А., Милонас Д. - Картография цвета: эмпирический анализ цветонаименований русского языка c. 64-94

DOI:
10.7256/2409-8744.2015.6.16636

Аннотация: Предметом исследования является практика использования денотативных образцов в эмпирических исследованиях терминов цвета. Авторы рассматривают историю и возможности эмпирического изучения названий цвета с использованием цветовых таблиц и фиксированных цветовых образцов в русском языке и приводят результаты собственного исследования. Особое внимание уделяется характеристике процедуры анализа. Рассматриваются количество и структура полученных цветообозначений, распределение основных цветонаименований русского языка, структура психологически выделенных цветообозначений, наиболее распространенные модели обозначения оттенков, степень нормативности зафиксированной цветовой лексики. Метод исследования – эксперимент, инструментарий которого позволяет сопоставить цветовые термины русского языка с цветовыми шкалами RGB и Манселла. Основные выводы проведенного исследования заключаются в том, что ряд непроизводных неосновных слов русского языка уже достаточно прочно вошли в речевой обиход и имеют широкое употребление, поэтому их нельзя игнорировать при построении разного рода классификаций. Природа экспериментальных образцов и использование особых процедур их компьютерной обработки позволили выделить основные категории цветонаименований русского языка, составить перечни слов для каждой категории и представить «смысл» категорий в виде графического распределения (поля) оттенков. Такой способ представления данных не только является более информативным по сравнению с традиционным, но и открывает более широкие перспективы для их последующего анализа, прежде всего сопоставительного. В долгосрочные задачи исследования входит создание универсальной модели цветообозначений, предназначенной для развития внутри- и кросскультурной цветовой коммуникации.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"