по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пупышева Наталья Валентиновна
Человек и культура, 2019-6
Пупышева Н.В., Бороноев В.В. - Пульсовая диагностика тибетской медицины: влияние внешних стимулов на пульсацию c. 129-135

DOI:
10.25136/2409-8744.2019.6.31305

Аннотация: Предметом данного исследования является пульсовая диагностика тибетской медицины, ее способность улавливать изменения пульсации в точках пальпации на лучевой артерии человека для постановки диагноза. Опытный специалист по пульсовой диагностике тибетской медицины способен определить путем пальпации трех точек на каждом запястье пациента состояние двенадцати внутренних органов, трех систем и семи тканей организма. Информативность и точность этой методики дает возможность попытаться диагностировать состояние этих органов и систем с помощью компьютеризированной аппаратуры. Объектом данного исследования являются способы мягкого воздействия на человека с помощью определенных стимулов, способных вызвать предсказуемую ответную реакцию организма, которую может уловить пульсодиагностическая аппаратура. Таким удобным стимулом является свет определенной длины волны, который вызывает отклик в пульсации, связанной с определенными органами и тканями. В статье кратко описываются результаты тестовых измерений пульса при воздействии света. Для этих тестовых измерений пульса разработана методика, кратко описанная в работе. Для данных экспериментов выбраны синий и красный цвета как находящиеся на разных концах видимого диапазона светового спектра, при этом синий и красный цвета функционально четко связанны с определенными органами, как это описано в литературе по тибетской медицине. Воздействие света показало, что принципы пульсовой диагностики, описанные в классических трудах, могут быть верифицированы с помощью инструментальных методов. Подобные эксперименты помогают разработке программного обеспечения для пульсодиагносической аппаратуры, что доказывает возможность объективизации пульсовой диагностики тибетской медицины и разработки компьютеризированного прибора, который может стать дополнительным инструментом в клинической практике.
Философия и культура, 2017-4
Пупышева Н.В. - Онтологические основы буддийской этики в символике Ваджраяны c. 95-103

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.4.22646

Аннотация: Предметом данного исследования являются символически обозначенные в буддийских тантрических текстах, относящихся к колеснице ваджраяны, эмоциональные проявления высшего уровня, или эмоции альтруистической природы (любовь/доброта, сострадание, радость, равное отношение ко всем и блаженство), культивирование которых в уме человека, практикующего буддизм, в качестве мотивов деятельности, является основой процесса нравственного самовоспитания личности. Показано, что базовые эгоистические эмоции, такие как неведение, страсть, гнев, гордость, зависть и упомянутые высшие альтруистические эмоции составляют двухуровневую структуру эмоциональной сферы сознания. Объектом исследования стали оригинальные тексты буддийской тантры, содержащие информацию о структуре эмоциональной сферы психики человека. На базе оригинальных тибетских источников (садханы Ваджрабхайравы, Ваджрасаттвы и др.) показана основа буддийской мандалы, где обозначены пять априорных структур сознания, которые характеризуются с трех сторон, что символически выражается как мужской аспект, женский аспект и аспект особенности структурирования, или принадлежности к определенному «великому элементу» (махабхуте). Исследования показали, что эти тексты в символической форме содержат информацию о процессе очищения сознания. Природа высших, альтруистических эмоциональных проявлений идентична глубинной природе сознания, а импульсы этих эмоций, проявляясь в обычной жизни человека наряду с импульсами эгоистических эмоций (неведения, страсти, гнева, гордости/жадности и зависти), становятся ценностями, культивирование которых происходит в процессе самовоспитания, самосовершенствования личности и обретения ею реальной внутренней свободы. Процесс очищения сознания, символически представленный в буддийской мандале, отражает онтологическую основу буддийской этики.
Человек и культура, 2016-6
Пупышева Н.В. - Типология личности в системе тибетской буддийской медицины c. 40-48

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21180

Аннотация: Предметом данного исследования являются представления о типологии личности некоторых западных авторов в сопоставлении их со взглядами на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций. Объектом исследования является специфический язык символов, используемый в тибетской медицинской традиции для описания личности, и интерпретация типологии личности в терминах системы «великих элементов» (махабхут – земля, вода, ветер, огонь), которые на уровне физиологии сведены в понятие трех «начал» организма (ветер, желчь и слизь). На базе данных оригинальных источников автор показывает, что эти традиции за основу типологии личности берут преобладание в особенностях тела, физиологических процессах и психики того или иного «начала» организма или их сочетаний. Сопоставляя принципы классификации личности таких западных философов и психологов, как Кречмер и Шелдон с классификацией личности в тибетской буддийской традиции и в аюрведе, данная работа показывает, что в основе воззрений на типологию личности тибетской буддийской и аюрведической медицинских традиций лежит теоретически обоснованная и проверенная многовековой практикой теория личности, отличающаяся от европейской языком описания, в основе которого лежит иное философское осмысление мира.
Человек и культура, 2016-6
Пупышева Н.В. - Символический язык описания природы человека в буддизме c. 30-39

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.6.21469

Аннотация: Предметом данного исследования является особый язык символов, употребляемых в буддийском учении для всестороннего описания человека (как физиологической, так и духовной его составляющих) в рамках характерного для буддизма целостного подхода к личности. В буддизме холистический взгляд на человека и его место в мире во многом базируется на иной модели мира, средством описания которой является язык символов, адекватно понимаемый носителями буддийской культуры, и который является предметом исследования данной работы. Объектом исследования является системы «великих» элементов индийского происхождения (махабхут – земля, вода, ветер, огонь, пространство), которые на уровне описания физиологических процессов «конденсируются» в понятие «трех начал» организма (слизь, желчь и ветер). Проведенный анализ позволяет выявить смысловые особенности этих терминов, рассматривая их, в соответствии с принципами тибетской лингвистики, на трех уровнях смысла (буквальный смысл, словесный смысл, представляющий собой смысловую матрицу термина, и истинный смысл, выявляемый через прагматику текста). Исследование сложной иерархической смысловой структуры терминов системы «великих элементов» приводит к заключению, что использование этой системы позволяет интерпретировать тексты, описывающие феномены разных уровней реальности. Это делает ее продуктивным методом представления знаний в буддийском учении и позволяет включать представление о человеке как личности в общий контекст представлений о мире, используя единый язык описания. В статье приведены примеры интерпретации феноменов разных уровней реальности с помощью системы «великих элементов».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"