по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мещерякова Эмма Ивановна
Психология и Психотехника, 2018-4
Бочаров А.В., Мещерякова Э.И., Ларионова А.В. - Смысловые поля восприятия феномена «экстремизм» студенческой молодежью c. 54-68

DOI:
10.7256/2454-0722.2018.4.28522

Аннотация: Предметом исследования являются особенности восприятия феномена «экстремизм» студенческой молодежью. Цель исследования – установление зависимости восприятия экстремизма в молодежной студенческой среде от социально-психологических факторов для построения многомерной типологии восприятия экстремизма молодежью как основы психопрофилактической работы с ней и ее окружением. Были выявлены особенности связи между результатами тематического и частотного контент-анализа ассоциаций с экстремизмом и личностными особенностями студенческой молодежи. Исследование строилось на предположении, что отношение студенческой молодежи к экстремизму зависит от совокупности социально-психологических факторов: пол, возраст, состав семьи, профессия, доверия к людям и обществу, смысложизненных ориентаций, удовлетворенности жизнью. Междисциплинарная исследовательская модель строилась на основе комплементарной взаимодополняемости психолингвистических и психодиагностических измерений (СЖО, Шкала доверия Розенберга, Опросник качества жизни и удовлетворенности), ассоциативного эксперимента, контент-анализа, кросстабуляции и кластерного анализа. Гипотеза исследования: отношение молодежи к экстремизму зависит от определенных психологических системных зависимостей ассоциативных и личностных характеристик. В результате исследования было выделено два инвариантных смысловых концепта: идеологическо-политические и психологические ассоциации. Выявленное смысловое богатство ассоциативных полей демонстрирует размытость и всеохватную неопределенность в понимании экстремизма в студенческой среде. Кластеризация психодиагностических переменных и ассоциаций экстремизма позволила вычленить сходство и различие в понимании экстремизма в зависимости от пола, что необходимо учитывать при проведении профилактических мероприятий распространения экстремизма.
Психолог, 2016-4
Ларионова А.В., Мещерякова Э.И. - Экстремистская направленность личности: теоретические и практические проблемы исследования c. 140-153

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19962

Аннотация: Предметом исследования является экстремистская направленность личности, которая рассматривается через ее компоненты — ценностно–мотивационные, эмоционально–оценочные, когнитивные и поведенческие. В центре исследования находится проблема разработки методологических оснований изучения экстремистской направленности личности, возможности ее предикции. Цель работы — изучение потенциальной экстремистской направленности молодежи, под которой понимается предполагаемая, декларируемая возможность/готовность студента стать участником экстремистской деятельности при определенных обстоятельствах (соответствующая среда или эксквизитная ситуация). Выявление личностных предикторов потенциального экстремизма молодежи осуществляется через решение задач исследования по анализу когнитивных, ценностно–мотивационных, эмоционально–оценочных и поведенческих компонентов потенциальной экстремистской направленности личности, а также гендерных различий в декларировании готовности к экстремизму. Методами исследования выступают: Тест «Культурно–ценностный дифференциал» Г.У. Солдатовой (1998), Тест самодетерминации личности Б. Шелдона (в адаптации и модификации Е.Н. Осина, 2011), Опросник «Мини-мульт» в адаптации В.П. Зайцева, Тест «Диагностики мотивационной структуры личности» (В.Э. Мильман, 1990) и Авторская анкета определения экстремистской направленности личности (год). Обработка данных осуществлялась с помощью частотного и факторного анализа и анализа сопряженности по критерию Пирсона Хи-квадрат в программе STATISTICA 6.0. В результате эмпирического исследования было раскрыто содержание компонентов экстремистской направленности (основные смыслы), определены мотивы потенциальной экстремистской направленности студентов, определены личностные особенности студентов, декларирующих потенциальную готовность участия в экстремистской организации. Делается вывод о том, что найденные закономерности отражают внутриличностные противоречия, поиски способов самореализации и жизнеосуществления молодого человека в современном мире.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.