по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Аптикиева Ляйля Рахматулловна
Психология и Психотехника, 2017-1
Зубова Л.В., Аптикиева Л.Р., Бурсакова М.С. - К вопросу профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка c. 1-22

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.23288

Аннотация: Предметом исследования являются условия профилактики и коррекции криминогенной направленности личности подростка, которую мы определяем как качественную, динамическую характеристику личности (имеется в виду её изменчивость, подверженность исправлению, коррекции), фундаментальную основу которой представляет совокупность криминогенных качеств личности и асоциальные, противоправные мотивы, которые обуславливают склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Содержательно криминогенная направленность представлена параметрами: особенности личности, черты характера подростка; социальные взаимоотношения; представление и субъективное отношение к своему будущему. Было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Актуальность работы обуславливает необходимость ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка, с целью предотвращения её формирования в устойчивое образование личности. Существует явное противоречие между потребностью современного общества в правопослушном подрастающем поколении и увеличением роста преступности несовершеннолетних; между потребностью практики в теоретическом, методическом обеспечении процесса профилактики и коррекции криминогенной направленности и отсутствием практических рекомендаций для осуществления этих процессов и повышения их эффективности. Стремление разрешить противоречия определило проблему исследования - выявление психолого-педагогических условий ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности личности подростка. Мы исходили из предположения о том, что ранняя профилактика и эффективная коррекция криминогенной направленности возможна при реализации следующих психолого-педагогических условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических, индивидуально-личностных характеристик); выявление криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения; формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему; оптимизация взаимоотношений с социумом (изменение параметров криминогенной направленности); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса. Исследование позволило установить, что профилактика и коррекция криминогенной направленности личности подростка будет наиболее эффективной при соблюдении следующих условий: а) комплексное изучение личности подростков (социально-психологических характеристик: конфликтности, враждебности, агрессивности, склонности к насилию в отношениях со взрослыми и сверстниками, склонности к нарушению установленных социальных норм и правил и др; и индивидуально-личностных: эмоциональной нестабильности, импульсивности, возбудимости, акцентуации характера и др.); б) формирование установки на изменение криминогенных качеств и противоправных, асоциальных мотивов поведения (осознание необходимости изменить негативные качества личности; появление стремления и готовности изменить своё поведение, образ жизни); формирование позитивного, ценностного отношения к своему будущему (адекватное, объективное представление будущего, изменение приоритетов в определении жизненных целей, ценностей); оптимизация взаимоотношений с социумом (снижение конфликтности, враждебности, агрессивности в отношениях, склонности к насилию; повышение уровня социальной адаптации); в) организация взаимодействия специалистов различных профилей как субъектов коррекционного процесса (творческий процесс совместного решения проблем подростка, посредством реализации своих индивидуальных деятельностей, их предметного содержания; основная цель: направить совместные действия для создания условий развития личности подростка). Анализ изменений криминогенной направленности личности подростка, (в аспекте составляющих её компонентов), при последовательной реализации психолого-педагогических условий, осуществлялся с помощью методик, проводимых до и после реализации коррекционных мероприятий: «Диагностика склонности к отклоняющемуся, противоправному поведению» (разработана Вологодским центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие»); «Ценностные ориентации» М. Рокича, «Оценка степени признания вины» (разработана Н. П. Крейдун, Е. Е. Поливановой, Л. Н. Яворовской), опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения» (Сакс-Леви). Проводился качественный и количественный анализ произошедших изменений, использовались методы математической статистики (t - критерий Стьюдента). Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, заключается в выявлении психолого-педагогических условий, способствующих ранней профилактики и эффективной коррекции криминогенной направленности. Практическая значимость исследования заключается в обогащении практики взаимодействия специалистов различных профилей, родителей формами и методами совместного решения вопросов по профилактике и коррекции криминогенной направленности.
Психология и Психотехника, 2016-12
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. - К проблеме изучения криминогенной направленности личности подростка c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.22976

Аннотация: Предметом исследования является криминогенная направленность подростка – качественная, обладающая динамикой характеристика личности, фундаментальную основу которой представляет совокупность негативных (криминогенных) качеств личности и противоправные (асоциальные) мотивы, обуславливающие склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Криминогенная направленность по своему содержанию представлена следующими параметрами: социальные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, особенности характера подростка, представление о своем будущем и субъективное отношение к нему. Нами было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Мы исходили из предположения о том, что совокупность негативных (криминогенных) качеств личности подростка представляет собой некий комплекс, устойчивое образование, которое представлено не одним негативным качеством личности, а несколькими, взаимосвязанными между собой, к которым относятся: искаженная система жизненных ценностей; конфликтность во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, носящая хронический характер; повышенная враждебность, агрессивность; деформированное, неадекватное представление о своем будущем; наличие акцентуаций характера; проявление неустойчивости в эмоциональном плане; неразвитое самосознание (низкий уровень развития); наличие психологической склонности к проявлению делинквентности; экстернальный уровень субъективного контроля. К преобладающим мотивам совершения правонарушений подростками, на наш взгляд, относятся следующие группы асоциальных мотивов: «желание отомстить», «приобрести авторитет среди сверстников», «получение материальных благ», «подражание другим», «принуждение к совершению со стороны других лиц», «желание скрыть ранее совершенное преступление». Для эмпирического исследования криминогенной направленности личности подростков были выбраны следующие методики, разработанные и представленные такими авторами, как Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. «Шкала совестливости»; Иванов Н. Я., Личко А. Е. «ПДО»; Елисеев О. П. «Изучение уровня локус контроля личности подростка»; Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Крейдун Н. П., Поливанова Е. Е. «Оценка степени признания осужденным своей вины»; Сакс-Леви «Незаконченные предложения», Рокич М. «Ценностные ориентации личности»; Саенко Е. В. «Поведение», «Символ». С целью выявления психологической склонности к проявлению делинквентности мы применяли методику, разработанную центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие» (г. Вологда) - «Диагностика склонности к асоциальному по¬ведению». Для определения ведущих мотивов совершения правонарушений подростками мы использовали рассказы, предложенные Божович Л. И., содержащие моральные коллизии в воображаемых конфликтных ситуациях, и сочинения, предложенные Бельским П. Г. Критериями отбора методического инструментария являлись теоретические предположения о наличии у несовершеннолетних правонарушителей криминогенной направленности (в аспекте её составляющих). Исследование позволило установить, что в структуре личности подростка криминогенная направленность проявляется в наличии негативных (криминогенных) качеств личности и противоправных (асоциальных) мотивов. Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, заключается в раскрытии содержания понятия криминогенной направленности в аспекте составляющих её компонентов. Практическая значимость обусловлена тем, что исследование направлено на усовершенствование деятельности психологической службы образования, Подразделений по Делам Несовершеннолетних (далее ПДН) в аспекте ранней профилактики и коррекции криминогенной направленности личности. Посредством методов математической статистики (корреляционный и факторный анализ) были выявлены 6 факторов, которые должны являться ведущими в процессе коррекции и ранней профилактики криминогенной направленности. К этим факторам относятся: а) фактор склонности к агрессии, насилию враждебности; б) к выбору противозаконных способов удовлетворения своих потребностей, желаний; в) к проявлению негативных эмоций и накоплению негативных переживаний; г) к переносу ответственности на других людей, обстоятельства; д) фактор деформированных жизненных ценностей; е) деформированных социальных отношений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.