по
PHILHARMONICA. International Music Journal
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакция и редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Лаврова Светлана Витальевна
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2023-2
Лаврова С.В., Ли М. - Волны Мартено. Репертуар и исполнители c. 15-32

DOI:
10.7256/2453-613X.2023.2.40717

Аннотация: Статья посвящена истории исполнительства на редком инструменте Волны Мартено. Его история создания, репертуар и исполнительские возможности еще не становились предметом отдельного исследования, в то время как в Парижской консерватории до настоящего времени существует класс Волн Мартено, а репертуар периодически пополняется. В связи с этими фактами, освещение особенностей музыкального инструмента представляется весьма актуальной темой. Для анализа основным материалом послужили произведения, специально написанные для Волн Мартено, по которым можно определить специфику той или иной версии инструмента, определившей его технические возможности, а также различные интервью исполнителей на Волнах Мартено. Выводом из исследования становится открытие новых возможностей обогащения тембра благодаря сложившемуся репертуару и кругу исполнителей на инструменте, а также особый стилистический плюрализм и звукоизобразительные возможности, определившие специфику инструмента и одновременно его концертную и кинематографическую судьбу, где он широко применяется как в академической, киномузыке, так и в рок-группах.    Научная новизна заключается в том, что это первое исследование о Волнах Мартено на русском языке, в котором анализируется репертуар, созданный специально для этого нового и оригинального инструмента, эволюция конструкции инструмента и технических возможностей, где материалом для анализа служат произведения для инструмента разных лет, отражающие процесс трансформации шаг за шагом. Впервые в отечественном музыковедении описаны исполнители, специализирующиеся на Волнах Мартено, а также процесс обучение игре на инструменте, специфичность техники и преемственность исполнительских традиций. В этом контексте в статье выделяются три поколения исполнителей, ведущих свое начало от создателя инструмента Мориса Мартено к современным молодым исполнителям, таким как: Томас Блох, Кристин Отт и другие.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-5
Лаврова С.В., Новик Ю.О. - Внутреннее пространство и пластическая коммуникация в контактной импровизации Стива Пэкстона c. 78-85

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.30897

Аннотация: Статья посвящена феномену контактной импровизации, основоположником которого стал хореограф Стив Пэкстон. Техника контактной импровизации получила сегодня широкое распространение, зародившись в Америке в 1970 х годах. Стив Пэкстон определил контактную импровизацию как образование «сферического пространства», которое является «результатом изменений пространственной и кинестетической ориентации в течение короткого времени». В пластике контактной импровизации как индивидуальное тело, так и межличностная система могут занимать метастабильную позицию. Такое же явление мы видим и в иных импровизационных экспериментах. Основополагающим методом исследования становится сравнительный анализ: философских истоков контактной импровизации, в частности связь с одним из постулатов А. Бергсона, относительно того, что «всякое деление материи на независимые тела с абсолютно определенными контурами есть деление искусственное», а также связь с идеями современных ученых когнитивистов и психологов. Сравнивая контактную импровизацию с аналогичным явлением ансамблевой импровизации в творчестве Штокхаузена («Из семи дней»), автор делает вывод о том, что в обоих случаях отправной точкой импровизации становится проекция индивидуальных особенностей физических состояний участников (сердечного ритма, дыхания, специфики отражения исходных образов движения в импровизации и других аспектов).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-5
Лаврова С.В., Новик Ю.О. - Внутреннее пространство и пластическая коммуникация в контактной импровизации Стива Пэкстона c. 78-85

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.5.40318

Аннотация: Статья посвящена феномену контактной импровизации, основоположником которого стал хореограф Стив Пэкстон. Техника контактной импровизации получила сегодня широкое распространение, зародившись в Америке в 1970 х годах. Стив Пэкстон определил контактную импровизацию как образование «сферического пространства», которое является «результатом изменений пространственной и кинестетической ориентации в течение короткого времени». В пластике контактной импровизации как индивидуальное тело, так и межличностная система могут занимать метастабильную позицию. Такое же явление мы видим и в иных импровизационных экспериментах. Основополагающим методом исследования становится сравнительный анализ: философских истоков контактной импровизации, в частности связь с одним из постулатов А. Бергсона, относительно того, что «всякое деление материи на независимые тела с абсолютно определенными контурами есть деление искусственное», а также связь с идеями современных ученых когнитивистов и психологов. Сравнивая контактную импровизацию с аналогичным явлением ансамблевой импровизации в творчестве Штокхаузена («Из семи дней»), автор делает вывод о том, что в обоих случаях отправной точкой импровизации становится проекция индивидуальных особенностей физических состояний участников (сердечного ритма, дыхания, специфики отражения исходных образов движения в импровизации и других аспектов).
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-2
Лаврова С.В. - История Джезуальдо ди Веноза как оперный сюжет: «Лживый свет моих очей» Сальваторе Шаррино и «Джезуальдо считают убийцей» Лука Франческони c. 35-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.29644

Аннотация: Статья посвящена теме жизни и творчества итальянского композитора эпохи Возрождения Карло Джезуальдо Ди Веноза в качестве оперного сюжета. В статье рассматриваются две различные трактовки одной из самых загадочных историй — убийства на почве ревности жены и любовника, которое осуществил известный композитор. В статье рассматривается тема наследия Карло Джезуальдо в новой музыке и обращение к этой теме в качестве цитированного материала. Особый интерес представляет причина по которой наследие композитора оказывается столь актуальным для рефлексий музыки ХХ — ХХI века, приводятся разнообразные примеры интерпретаций музыки Карло Джезуальдо в конце ХХ – начале ХХI века. Выводом из проведенного исследования становится выявление различных композиторских позиций в отношении жизненной истории и творчества композитора. Основа оперного сюжета Сальваторе Шаррино — рассказ инструментально-звуковыми средствами безмолвных свидетелей злодеяния — ночной природы, птиц и насекомых. Лука Франческони иначе определяет свою позицию. Он не считает Карло Джезуальдо убийцей и убийства не происходит. Не менее интересные выводы можно сделать относительно переоценки этими двумя композиторами музыкального наследия: Шаррино избегает прямых цитат, выбирая элегию Клода ле Жюна, которая проходит красной нитью чрез оперу, а Франческони — препарирует электронными средствами фрагменты известной музыки Карло Джезуальдо.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-2
Лаврова С.В. - История Джезуальдо ди Веноза как оперный сюжет: «Лживый свет моих очей» Сальваторе Шаррино и «Джезуальдо считают убийцей» Лука Франческони c. 35-47

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.2.40294

Аннотация: Статья посвящена теме жизни и творчества итальянского композитора эпохи Возрождения Карло Джезуальдо Ди Веноза в качестве оперного сюжета. В статье рассматриваются две различные трактовки одной из самых загадочных историй — убийства на почве ревности жены и любовника, которое осуществил известный композитор. В статье рассматривается тема наследия Карло Джезуальдо в новой музыке и обращение к этой теме в качестве цитированного материала. Особый интерес представляет причина по которой наследие композитора оказывается столь актуальным для рефлексий музыки ХХ — ХХI века, приводятся разнообразные примеры интерпретаций музыки Карло Джезуальдо в конце ХХ – начале ХХI века. Выводом из проведенного исследования становится выявление различных композиторских позиций в отношении жизненной истории и творчества композитора. Основа оперного сюжета Сальваторе Шаррино — рассказ инструментально-звуковыми средствами безмолвных свидетелей злодеяния — ночной природы, птиц и насекомых. Лука Франческони иначе определяет свою позицию. Он не считает Карло Джезуальдо убийцей и убийства не происходит. Не менее интересные выводы можно сделать относительно переоценки этими двумя композиторами музыкального наследия: Шаррино избегает прямых цитат, выбирая элегию Клода ле Жюна, которая проходит красной нитью чрез оперу, а Франческони — препарирует электронными средствами фрагменты известной музыки Карло Джезуальдо.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-1
Лаврова С.В. - Кафкианская тема в современном музыкальном театре: оперы «У врат закона» Сальваторе Шаррино, «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса c. 1-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.29024

Аннотация: Статья посвящена анализу современных опер, основывающихся на творчестве Франца Кафки. В статье приводится список из 24 опер, написанных на сюжеты Кафки. Наиболее распространенными произведениями для оперных интерпретаций оказываются «Процесс», «Замок», «Америка» и «Превращение».Жанровый диапазон опер также велик: от академических трактовок оперного жанра, авангардных прочтений до джазовой оперы и мюзикла. В фокусе исследования подробно анализируются три оперы: У врат закона» Сальваторе Шаррино «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса. Тематическое содержание прозы Кафки невероятно многообразно: он обращается к проблеме бюрократизации общества в романе «Процесс», анализирует сущность тоталитаризма («В исправительной колонии»), поэтику и психоаналитическую сущность сновидений в романе «Превращение». Основным выводом из проведенного анализа становится то, что, обращаясь к миру Кафки, каждый из композиторов находит в произведениях Кафки не только близкие своим творческим идеям темы, такие как: уничтожающее всевластие бюрократии, одиночество и разрушение межчеловеческих связей, «восстание тела», невозможность найти ответ на фундаментальные вопросы бытия, но также и отправную точку ярких пространственно-звуковых образов.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2019-1
Лаврова С.В. - Кафкианская тема в современном музыкальном театре: оперы «У врат закона» Сальваторе Шаррино, «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса c. 1-23

DOI:
10.7256/2453-613X.2019.1.40281

Аннотация: Статья посвящена анализу современных опер, основывающихся на творчестве Франца Кафки. В статье приводится список из 24 опер, написанных на сюжеты Кафки. Наиболее распространенными произведениями для оперных интерпретаций оказываются «Процесс», «Замок», «Америка» и «Превращение».Жанровый диапазон опер также велик: от академических трактовок оперного жанра, авангардных прочтений до джазовой оперы и мюзикла. В фокусе исследования подробно анализируются три оперы: У врат закона» Сальваторе Шаррино «К…» Филиппа Манури и «Превращение» Михаэля Левинаса. Тематическое содержание прозы Кафки невероятно многообразно: он обращается к проблеме бюрократизации общества в романе «Процесс», анализирует сущность тоталитаризма («В исправительной колонии»), поэтику и психоаналитическую сущность сновидений в романе «Превращение». Основным выводом из проведенного анализа становится то, что, обращаясь к миру Кафки, каждый из композиторов находит в произведениях Кафки не только близкие своим творческим идеям темы, такие как: уничтожающее всевластие бюрократии, одиночество и разрушение межчеловеческих связей, «восстание тела», невозможность найти ответ на фундаментальные вопросы бытия, но также и отправную точку ярких пространственно-звуковых образов.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Лаврова С.В. - Мультимедиа-опера Фаусто Ромителли. «Индекс металлов » — реквием по материи c. 24-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.28551

Аннотация: Статья посвящена жанру мультимедиа-оперы, представленному в творчестве итальянского композитора Фаусто Ромителли. Последнее произведение композитора, ушедшего в мир иной в возрасте 41 года — это также проекция жанра реквиема эпохи Новых медиа. В контексте специфических особенностей New Media art анализируются: текстовая основа «Индекса Металлов», процессы формообразования, а также взаимодействие абстрактного видео и музыки. Множество ассоциаций и аллюзий, проявляющих себя в мультимедиа-опере, рассматриваются в контексте творческих установок композитора. Особенностями воплощения жанра являются трансформация тотального восприятия зрителя, погружаемого в раскаленную материю плывущих звуков, форм и цветов, обладающую мощным гипнотическим воздействием. Выводом из исследования становится наличие процесса жанровой трансформации, где выход восприятия за границы физического тела у слушателя достигается черезчужеродный звуковой материал и слияние воедино визуальных, звуковых и ассоциативно-вербальных средств интерпретации содержания «Индекса Металлов».
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-4
Лаврова С.В. - Мультимедиа-опера Фаусто Ромителли. «Индекс металлов » — реквием по материи c. 24-41

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.4.40274

Аннотация: Статья посвящена жанру мультимедиа-оперы, представленному в творчестве итальянского композитора Фаусто Ромителли. Последнее произведение композитора, ушедшего в мир иной в возрасте 41 года — это также проекция жанра реквиема эпохи Новых медиа. В контексте специфических особенностей New Media art анализируются: текстовая основа «Индекса Металлов», процессы формообразования, а также взаимодействие абстрактного видео и музыки. Множество ассоциаций и аллюзий, проявляющих себя в мультимедиа-опере, рассматриваются в контексте творческих установок композитора. Особенностями воплощения жанра являются трансформация тотального восприятия зрителя, погружаемого в раскаленную материю плывущих звуков, форм и цветов, обладающую мощным гипнотическим воздействием. Выводом из исследования становится наличие процесса жанровой трансформации, где выход восприятия за границы физического тела у слушателя достигается черезчужеродный звуковой материал и слияние воедино визуальных, звуковых и ассоциативно-вербальных средств интерпретации содержания «Индекса Металлов».
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-1
Лаврова С.В. - Тело — инструмент — звук. Метафизика звука в цикле «Mani» Пьерлуиджи Биллоне c. 37-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.25861

Аннотация: Статья посвящена феномену телесности звука в творческой концепции итальянского композитора Пьерлуиджи Биллоне. В процессе исследования прослеживается преемственность элементов его творческой парадигмы в «звуковых типах новой музыки» Х. Лахенмана и идеях сфокусированной точки слышания и «звукового зрения» С. Шаррино. Основным материалом для анализа служит инструментальный цикл «Mani», на создание которого композитора вдохновило творчество современных концептуальных художников. Выводом из проведенного исследования становится преемственность творческих идей новой музыки второй половины ХХ века в ХХI веке в творчестве Биллоне, которые реализуются в рамках иного инструментария, использующего специфические бытовые предметы и объекты в качестве ударных инструментов. Предпринят комплексный подход к изучаемому материалу. Статья адресована специалистам в области современной музыки, музыкального исполнительства, посвящена профессиональным музыковедам, а также – широкому кругу читателей, интересующемуся вопросами современного музыкального искусства в целом, вопросами музыкального акционизма.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2018-1
Лаврова С.В. - Тело — инструмент — звук. Метафизика звука в цикле «Mani» Пьерлуиджи Биллоне c. 37-45

DOI:
10.7256/2453-613X.2018.1.40259

Аннотация: Статья посвящена феномену телесности звука в творческой концепции итальянского композитора Пьерлуиджи Биллоне. В процессе исследования прослеживается преемственность элементов его творческой парадигмы в «звуковых типах новой музыки» Х. Лахенмана и идеях сфокусированной точки слышания и «звукового зрения» С. Шаррино. Основным материалом для анализа служит инструментальный цикл «Mani», на создание которого композитора вдохновило творчество современных концептуальных художников. Выводом из проведенного исследования становится преемственность творческих идей новой музыки второй половины ХХ века в ХХI веке в творчестве Биллоне, которые реализуются в рамках иного инструментария, использующего специфические бытовые предметы и объекты в качестве ударных инструментов. Предпринят комплексный подход к изучаемому материалу. Статья адресована специалистам в области современной музыки, музыкального исполнительства, посвящена профессиональным музыковедам, а также – широкому кругу читателей, интересующемуся вопросами современного музыкального искусства в целом, вопросами музыкального акционизма.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-3
Лаврова С.В. - Пространство звука и понятие «гештальта» в новой музыке c. 1-11

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.3.40243

Аннотация: Статья посвящена визуализации звукового образа в Новой музыке. Визуальный образ соотносится с понятием гештальта, а звуковое восприятие — с гештальт-психологией. Гештальт даже в большей степени принадлежит искусству, нежели наука. Каждый рецепиент может практиковать его в своем собственном ключе, в котором выражаются его личность, опыт и жизненная философия. В процессе исследования автор обращается к различным примерам визуализации звука в Новой музыке (Я. Ксенакис, К. Штокхуазен, С. Шаррино) и к специфическим концепциям звукового восприятия, описанным в трудах композиторов новой музыки. Предпринят целостный подход к изучаемому явлению, что повлекло применение различных аналитических методов. Выводом из проведенного исследования становится наличие принципа изоморфизма как выражением структурного единства физического, физиологического и психологического миров. Статья посвящена музыкантам-профессионалам, занимающимся эстетикой и техникой современной музыкальной композиции, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами музыкального искусства в целом.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-2
Лаврова С.В. - Время как форма существования звука. Спектрализм и философия времени Жерара Гризе c. 25-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.25002

Аннотация: В статье анализируются феномены времени и пространства в концепции композитора французской спектральной школы Жерара Гризе. В новой музыке понятия времени и пространства неразделимы: время — это способ организации событий в акустическом пространстве, в связи с чем, пространственно-временная парадигма определяется принципом многомерности, в основе которого лежит принцип организационного единства от уровня микро- до макро- пространства. В процессе анализа автор обращается к лиминальной — пороговой концепции времени и пространства спектрализма и особой методологии Жерара Гризе, опирающейся на природно-физиологические процессы. В контексте философии времени, автор рассматривает трактат Ж. Гризе «Tempus ex machina» и выводит из него ось координат системы. Для дальнейшего анализа привлекается одноименная композиция Ж .Гризе, в связи с чем описываются ритмические паттерны. Автор проводит параллели с теорией информации Молля а также естественно-научным законом Вебера-Фехнера. Финальным выводом из проведенного исследования становится, то что технологии освоения внутризвукового пространства в спектрализме приводят к новому звуковому концепту — звуку как феномену жизни. Переключение планов с «внутреннего убранства звука» на внешние факторы, переход от микрофонического к макрофоническому пространству, позволяют представить звук как живое существо, выходящее из небытия и умирающее в пересечении порога тишины, что открывает особую философию жизни Жерара Гризе.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-2
Лаврова С.В. - Время как форма существования звука. Спектрализм и философия времени Жерара Гризе c. 25-33

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.2.40240

Аннотация: В статье анализируются феномены времени и пространства в концепции композитора французской спектральной школы Жерара Гризе. В новой музыке понятия времени и пространства неразделимы: время — это способ организации событий в акустическом пространстве, в связи с чем, пространственно-временная парадигма определяется принципом многомерности, в основе которого лежит принцип организационного единства от уровня микро- до макро- пространства. В процессе анализа автор обращается к лиминальной — пороговой концепции времени и пространства спектрализма и особой методологии Жерара Гризе, опирающейся на природно-физиологические процессы. В контексте философии времени, автор рассматривает трактат Ж. Гризе «Tempus ex machina» и выводит из него ось координат системы. Для дальнейшего анализа привлекается одноименная композиция Ж .Гризе, в связи с чем описываются ритмические паттерны. Автор проводит параллели с теорией информации Молля а также естественно-научным законом Вебера-Фехнера. Финальным выводом из проведенного исследования становится, то что технологии освоения внутризвукового пространства в спектрализме приводят к новому звуковому концепту — звуку как феномену жизни. Переключение планов с «внутреннего убранства звука» на внешние факторы, переход от микрофонического к макрофоническому пространству, позволяют представить звук как живое существо, выходящее из небытия и умирающее в пересечении порога тишины, что открывает особую философию жизни Жерара Гризе.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Лаврова С.В. - Метод фонореализма в творчестве Петера Аблингера: музыка как инструмент анализа реальности c. 10-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.24977

Аннотация: Статья посвящена концепции фонореализма, ставшей основой художественного метода австрийского композитора Петера Аблингера. Целью исследования, проведенного в рамках данной статьи, становится выявление аналогий в технологических приемах цифровой эпохи. Фотография и акустическая фонорафия, метод 3-D моделирования и пикселизация Аблингера, грануллярный синтез, применяемый Ксенакисом — все эти грани художественного творчества в рамках современных технологий подлежат сравнительному анализу. Автор анализирует различные сочинения Аблингера, созданные с использованием метода фонореализма: вокальный цикл «Голоса и Фортепиано», цикл звуковых инсталляций «Quadraturen», а также циклы «Книга песен» и «Инструменты и фонографии». В рамках специфической методологии работы с белым шумом рассматривается цикл работ «Weiss/Weisslich». В процессе анализа автор приходит к выводу, что художественные методы музыкального, литературного и изобразительного искусства идентичны: они способствуют переосмыслению реальности в новом контексте. Музыка, как предполагает Аблингер служит анализатором реальности и провоцирует кардинальные изменения в восприятии реципиента, основывающиеся на принципиально ином отношении между шумом и музыкальным звуком. Статья адресована как музыкантам-профессионалам, стремящимся более глубоко изучить музыкальные явления ХХ века, так и широкому кругу читателей, интересующемуся современной музыкаой.
PHILHARMONICA. International Music Journal, 2017-1
Лаврова С.В. - Метод фонореализма в творчестве Петера Аблингера: музыка как инструмент анализа реальности c. 10-18

DOI:
10.7256/2453-613X.2017.1.40236

Аннотация: Статья посвящена концепции фонореализма, ставшей основой художественного метода австрийского композитора Петера Аблингера. Целью исследования, проведенного в рамках данной статьи, становится выявление аналогий в технологических приемах цифровой эпохи. Фотография и акустическая фонорафия, метод 3-D моделирования и пикселизация Аблингера, грануллярный синтез, применяемый Ксенакисом — все эти грани художественного творчества в рамках современных технологий подлежат сравнительному анализу. Автор анализирует различные сочинения Аблингера, созданные с использованием метода фонореализма: вокальный цикл «Голоса и Фортепиано», цикл звуковых инсталляций «Quadraturen», а также циклы «Книга песен» и «Инструменты и фонографии». В рамках специфической методологии работы с белым шумом рассматривается цикл работ «Weiss/Weisslich». В процессе анализа автор приходит к выводу, что художественные методы музыкального, литературного и изобразительного искусства идентичны: они способствуют переосмыслению реальности в новом контексте. Музыка, как предполагает Аблингер служит анализатором реальности и провоцирует кардинальные изменения в восприятии реципиента, основывающиеся на принципиально ином отношении между шумом и музыкальным звуком. Статья адресована как музыкантам-профессионалам, стремящимся более глубоко изучить музыкальные явления ХХ века, так и широкому кругу читателей, интересующемуся современной музыкаой.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.