по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Карачевская Мария Алексеевна
Культура и искусство, 2019-12
Карачевская М.А. - Эстетические взгляды М.Ф. Гнесина: исторический контекст и концептуальные параллели c. 52-68

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.12.31847

Аннотация: Предметом исследования является эстетическая позиция М. Ф. Гнесина, рассматриваемая в сравнении с эстетическими взглядами его современников. В качестве объекта исследования выступают научно-критические тексты М. Ф. Гнесина, Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина, Вяч. И. Иванова, Г. А. Лароша, А. Шёнберга, Б. В. Асафьева и др. в которых отражены ключевые положения их эстетической позиции. Основное внимание уделено вопросам о сущности музыкального искусства, особенностях музыкально-творческого процесса, проблеме синтеза искусств. Основными методами являются анализ рукописных и печатных текстов М. Ф. Гнесина, а также сравнительный анализ эстетических концепций М. Ф. Гнесина и Л. Л. Сабанеева, В. Г. Каратыгина, Вяч. И. Иванова, А. Шёнберга и др. Основными выводами статьи являются следующие: М. Ф. Гнесин является одним из наиболее прогрессивных мыслителей своего времени, изучавшим актуальные проблемы музыкальной эстетики: природу музыки, взаимосвязь искусств, роль "эмоций" и "рассудка" в процессе сочинения. Эстетические взгляды Гнесина обнаруживают параллели с идеями А.Н. Скрябина, Вс. Э. Мейерхольда, В. В. Кандинского, А. Шёнберга (в области синтеза искусств), с Л. Л. Сабанеевым, А. Шёнбергом (в области изучения музыкально-речевых связей), но и отличаются, в частности, введением собственных понятий «первичных» и «предельных» свойств искусства, «единосущности» звука, цвета, тембра и т. п. Новизна исследования заключается в том, что автором впервые предпринята попытка комплексного сравнительного анализа эстетических взглядов Гнесина с аналогичными концепциями современных ему художников и мыслителей.
Человек и культура, 2018-6
Карачевская М.А. - Проблемы становления еврейской музыкальной культуры в России в начале ХХ века (по материалам статей и выступлений М.Ф. Гнесина) c. 30-41

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.28388

Аннотация: Объектом исследования являются неопубликованные и преимущественно неизвестные тексты М.Ф. Гнесина о еврейской музыкальной культуре: доклад «Рихард Вагнер и еврейство» (1913), статья «Антисемитизм и музыка» (1915), а также рукописи, посвященные истории и теоретическим основам еврейской музыки («Еврейская музыка» и др., 1920-е гг.). Предметом исследования выступают проблемы культурной идентичности, национального самосознания, «музыкального» национализма, отражающие сложный процесс становления профессиональной еврейской музыкальной культуры в России начала ХХ века. Основные методы исследования — анализ рукописных и печатных текстов Гнесина, а также сравнение их ключевых положений и выводов с позицией отечественных и зарубежных современников. Основными выводами статьи являются следующие: Гнесин — один из первых отечественных исследователей, серьезно размышлявших и всесторонне изучавших историю и стилистические особенности еврейской музыки; в текстах Гнесина затронуты наиболее важные и актуальные для своего времени вопросы — не только музыковедческие, культурологические, но и философские, социальные, психологические (в частности, феномен т.н. «еврейской самоненависти»), а также отражена эволюция взглядов на еврейскую музыкальную культуру в среде представителей еврейской интеллигенции начала ХХ века. Научная новизна исследования заключается во введении в научный оборот неизученных и неопубликованных текстов Гнесина, ранее не становившихся предметом специального изучения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.