по
Исторический журнал: научные исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет и редакционная коллегия > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Степанова Лена Борисовна
Исторический журнал: научные исследования, 2023-3
Покатилова Н.В., Степанова Л.Б. - Визуальные программы исследований якутских интеллектуалов в экспедиционных проектах 1930-1940-х гг. Института языка и культуры при СНК ЯАССР и Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского c. 64-74

DOI:
10.7256/2454-0609.2023.3.40751

Аннотация: Предметом исследования является визуальный аспект в историко-антропологическом изучении населения и этносов ЯАССР, реализованном в ходе полевых исследований сотрудниками научно-исследовательского института языка и культуры при СНК ЯАССР (1935) и Якутского краеведческого музея им. Ем. Ярославского. В 1930-1940-е гг. совместными усилиями сотрудников Института и Музея формируется новый массив визуальных источников, характеризующих традиционную повседневность населения и этносов, проживающих на территории республики. Цель и задачи статьи определяются необходимостью специального обзора корпуса визуальных источников, а в нем специального анализа авторских фоторабот, собранных в рамках экспедиций сотрудниками института и музея. Методология исследования визуального наследия основана на междисциплинарном подходе к изучению традиционной культуры и ее предметного мира, а также экспедиционных фотопроектов как явлений визуальной культуры своего времени. Оценка авторских художественных и экспедиционных фотопроектов, реализованных сотрудниками двух научно-исследовательских учреждений республики в русле проблемного поля интеллектуальной культуры и визуальных исследований, раскрывает его как деятельностный процесс программного конструирования визуальных образов. Фиксация антропологических объектов и явлений (обычаев, празднеств, ритуалов и других малоизвестных сторон жизни общества и этносов) в виде рисунков, чертежей, фотографий была необходима для изучения сохранности модели традиционной культуры и становления нового быта советской Якутии. Результат и новизна исследования обусловлены тем, что в экспедиционной работе первых научных учреждений республики специально вычленен особый вид визуального наследия в фотопроектах участников экспедиций, тесно связанное с актуализацией на новом уровне личностного подхода акторов-интеллектуалов к традиционной культуре и к культуре повседневности. Тем самым запечатленные в фотографиях и в художественной орнаментике артефакты предстают в качестве особых предметных объектов и форм проявления интеллектуальной и визуальной культуры этого времени.
Исторический журнал: научные исследования, 2018-6
Романова Е.Н., Степанова Л.Б. - Взгляд наблюдателя: опыт визуализации Севера (экспедиционные исследования ученого-этнографа И.С. Гурвича) c. 66-76

DOI:
10.7256/2454-0609.2018.6.28109

Аннотация: Предметом данного исследования является изучение гуманитарных технологий, формирование личных фотоколлекций советскими учеными и их интерпретация в современном контексте. Практическое применение визуальных методов исследования в социологии и антропологии, в изучении культуры и образа жизни коренных народов Севера в этническом и в социальном отношении, было продиктовано необходимостью их многоаспектного изучения. Системный анализ экспедиционных рисунков и фотографий в качестве визуального наследия советской эпохи позволяет интерпретировать этнографические «тексты культуры» с позиций новых антропологических контекстов в рамках трансляции меморизации событий. Объект исследования – визуальное наследие советского ученого-этнографа И.С. Гурвича. Изучение применения визуальных методов исследования ученым для фиксации практических наблюдений, в ходе комплексного изучения этнокультурного наследия и историко-культурного диалога коренных малочисленных народов Севера во второй половине ХХ в. представляется актуальным направлением современных визуально-антропологических исследований. В ходе предпринятого исследования, авторы апробировали гипотезу о введении И. С. Гурвичем метода визуальной фиксации практических наблюдений в полевые исследования Северной экспедиции АН СССР. В 1970-е гг. этот метод окончательно оформился в сложившуюся авторскую визуальную программу исследования повседневности. Оценка исследовательских парадигм по собирательству визуальных коллекций ученым-интеллектуалом советской школы отечественной этнографии, позволяет интерпретировать методику фиксации «повседневной» жизнедеятельности объекта изучения при помощи фотографии, в качестве самостоятельного языка самоописания культуры. Масштабный фотопроект по народам Севера выполненный ученым, представлен в качестве этнографического «текста культуры».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.