по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Шик Сергей Владимирович
Педагогика и просвещение, 2024-2
Шик С.В. - Идеологизация педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.): историко-педагогический анализ c. 26-36

DOI:
10.7256/2454-0676.2024.2.70233

Аннотация: Предметом исследования является изучение идеологизации педагогического просвещения родителей в СССР (1930-е – середина 1950-х гг.). Утверждается, что жизнь семьи подчинялась установкам власти: воспитание у детей в духе коммунизма. Идеологизация вела к насыщению передаваемой информации определённым материалом, показывающий преимущество Советской власти: новый счастливый мир, советская семья, воспитание нового человека, советская педагогика. Историко-педагогический анализ позволяет выявить особенности просвещения родителей в условиях тоталитаризма, выделить опасности идеологизации просвещения. Автор подробно анализирует книги для родителей А.С. Макаренко, М.В. Сарычевой, К.А. Аркина и другие. Особое внимание уделяется анализу характера работы с семьей. Выделены следующие формы педагогического просвещения родителей: работа в школе, по месту жительства, родительские университеты.  Основными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, воспитания, развития семейных отношений, труды педагогов, психологов, журнал «Семья и школа», книги для родителей. Новизна исследования заключается в том, что просвещение родителей рассмотрено в контексте идеологического влияния. Показано, что в условиях тоталитарного режима, при отсутствии эмпирических исследований родительства, изоляции страны просвещение родителей идеологизировалось. Идеальная семья представлялась хозяйственным коллективом с режимом, порядком, беспрекословной дисциплиной. Формы работы с семьей являлись одновременно контролем за поведением семьи. Идеологизация предполагала воспитание сознательной дисциплины у детей и должна была вырабатывать у родителей «правильные» приемы воспитания и стимулировать идейный рост самих родителей, позволяющий противодействовать западным влияниям и воспитывать у детей высшие качества, необходимые в строительстве коммунизма. Результатом идеологизации просвещения родителей явилось распространение неуважения к ребенку, усиление авторитаризма родителей, игнорирование чувств, нарушение коммуникации родителей и детей.
Современное образование, 2023-3
Chik S. - Pedagogical Conditions to Correct the Consequences of Child Abuse c. 8-15

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37651

Abstract: The subject of the study is the pedagogical conditions for the correction of communication disorders in children who have been subjected to abuse in the family. The study was based on the assumption that anxiety and hostility are psychologically dominant in such children. Timely work with the child emotionally and correction of the sphere of communication can correct negative influences. The author examines in detail the implementation of pedagogical conditions: conducting special classes with children to overcome anxiety in the communication process, involving children in leisure activities to reduce hostility toward adults, and having children participate in field events to develop positive emotions. The study's novelty is that the pedagogical conditions for correcting communication disorders have been experimentally tested. The author comes to the following conclusions: 1. Conducting special classes with children to overcome anxiety in the communication process helps them express their feelings, activate communication between a child and an adult, form various means of communication, and develop dialogic speech. 2. Involving children in leisure activities to reduce hostility toward adults allows an adult to manifest themself as an assistant and defender with whom a child can communicate without fear, jointly achieving their goals. 3. The participation of children in field events aimed at the development of positive emotions increases the social context of communication of the child and expands the circle of adults with whom the pupil would interact.
Педагогика и просвещение, 2023-1
Шик С.В. - Педагогические условия коррекции последствий жестокого обращения с детьми c. 127-136

DOI:
10.7256/2454-0676.2023.1.37651

Аннотация: Предметом исследования являются педагогические условия коррекции нарушений общения у детей, подвергшихся жестокому обращению в семье. В основу исследования легло предположение о том, что тревога и враждебность являются доминирующим в сознании таких детей. Своевременная работа с эмоциональной сферой ребенка, исправление сферы общения могут корректировать негативные влияния. Автор подробно рассматривает реализацию педагогических условий: проведение специальных занятий с детьми с целью преодоления тревожности в процессе общения; вовлечение детей в досуговую деятельность, направленную на снижение враждебности по отношению к взрослым; участие детей в выездных мероприятиях, направленных на развитие позитивных эмоций. Новизна исследования заключается в том, что экспериментально проверены педагогические условия коррекции нарушений общения. Автор приходит к следующим выводам: 1. Проведение специальных занятий с детьми с целью преодоления тревожности в процессе общения помогает выразить свои чувства, активизировать общение ребенка с взрослым, сформировать различные средства общения, развить диалогическую речь. 2. Вовлечение детей в досуговую деятельность, направленную на снижение враждебности по отношению к взрослым; позволяет проявиться взрослому как помощнику и защитнику, с которым можно без боязни общаться, совместно достигая намеченных целей. 3. Участие детей в выездных мероприятиях, направленных на развитие позитивных эмоций, позволяет увеличить социальный контекст общения ребенка, расширить круг взрослых, с которыми бы взаимодействовал бы воспитанник.
Педагогика и просвещение, 2020-1
Шик С.В. - «Пролетаризация» подросткового возраста в условиях радикальной реорганизации среднего образования в Советской России (1917 – 1930) c. 74-92

DOI:
10.7256/2454-0676.2020.1.28291

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей радикальной реорганизации среднего образования и её влияние на учащихся, что позволяет проанализировать особенности подросткового возраста как культурно-исторического феномена. Радикальная реорганизация проводилась по двум направлениям. С одной стороны, все существующие учебные заведения были преобразованы в Единую трудовую школу (ЕТШ), с другой стороны, создавалась альтернатива средней школе, позволявшая учиться без отрыва от производства – школа рабочих подростков (ШРП), фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). ЕТШ была создана на месте старой, поэтому несла «буржуазные пережитки», с которыми интенсивно боролись, резко нарушая традиционное обучение и внедряя «трудовые процессы». ШРП / ФЗУ, наоборот, считалась новым типом классовой школы и ее стремились развивать, придать ей общеобразовательный характер. Рассматриваются приводимые меры в отношении этих двух типов школ. Особое внимание уделяется изучению особенностей подростков ЕТШ и рабочих подростков ФЗУ. Основной метод исследования – историко-педагогическая реконструкция подросткового возраста. Частными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, текстов руководителей государства, представителей русской педагогической эмиграции, научно-педагогических, педологических и историко-педагогических работ, воспоминаний. Новизна исследования заключается в том, что особенности подросткового возраста рассмотрены в условиях радикальной реорганизации среднего образования в раннесоветской России. Утверждается, что проводимая реформа вела к «пролетаризации» подросткового возраста у второступенцев ЕТШ. В то время как рабочий подросток ШРП / ФЗУ в действительности был несовершеннолетним взрослым с депривированным детством.
Педагогика и просвещение, 2019-1
Шик С.В. - Проблемный характер подросткового возраста (последняя треть XIX – начало XX в.) как результат контрреформы средней школы Толстого – Делянова c. 68-82

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.27630

Аннотация: Предметом исследования является выявление ведущих идей образовательной охранительно-дискриминационной политики и её влияние на учащихся, что позволяет проанализировать особенности становления подросткового возраста как культурно-исторического феномена. Либеральный Устав 1864 г. представлял угрозу режиму, поскольку готовил взрослеющего человека к большей самостоятельности и независимости, что давало шанс социальной мобильности для всех слоев населения, открывало новые карьерные перспективы. Контрреформа средней школы, наоборот, ограничивала доступность образования, ужесточала сам процесс обучения, вела к проблемному характеру подросткового возраста. Рассматривается содержание Устава гимназий и прогимназий 1871 г., Устав реальных училищ 1872 г., правила и наказания для учащихся, циркуляры министров, усилия по изменению образовательной политики. Особое внимание уделяется изучению влияния охранительно-дискриминационной курса на искажение течения подросткового возраста. Основной метод исследования – историко-педагогическая реконструкция подросткового возраста. Частными методами исследования являются изучение и анализ нормативно-правовых актов в области образования, научно-педагогических статей, историко-педагогических работ, психолого-педагогических исследований детства. Новизна исследования заключается в том, что проблемный характер течения подросткового возраста рассмотрен как результат охранительно-дискриминационной политики. Утверждается, что подавление важнейших потребностей подросткового возраста, таких как самопознание, поиск себя, развитие эмоционально-волевой сферы, ориентация на будущее вело к дефициту самопонимания и проявлялось в эмоциональном истощении, демотивации к деятельности и/либо девиантном поведении учащихся.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.