по
Национальная безопасность / nota bene
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чихачев Алексей Юрьевич
Международные отношения, 2019-3
Чихачев А.Ю., Шатравка А.В. - Французская политика экспорта вооружений: ближневосточный акцент c. 15-27

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.3.28924

Аннотация: На сегодняшний день Франция является одним из ведущих игроков на мировом рынке вооружений: ее ВПК способен производить разнообразные виды техники, а портфель заказов исчисляется миллиардными суммами. Значительную роль в этом деле играет правительство, относящееся к продажам вооружений как к самоценному политическому направлению. В настоящей статье раскрывается суть французского подхода к экспорту вооружений, исследуются его основные принципы и приоритеты. Затрагиваются такие характерные черты, как ежегодная совокупная стоимость подписанных контрактов, наиболее популярная техника, региональная структура продаж. С методологической точки зрения статья построена по типу «case-study» (с использованием элементов сравнительно-исторического метода). Сначала приводятся общие положения, на которые французское правительство сегодня опирается в своей политике экспорта вооружений. Затем проверяется их практическая реализация на примерах арабских стран Ближнего Востока (именно в этом регионе находится большинство основных клиентов французского ВПК). В результате исследования авторы обнаружили, что французская политика экспорта вооружений опирается по меньшей мере на два тезиса: 1) экспорт вооружений является дополнительным источником дохода для военной промышленности страны; 2) с помощью продаж техники можно наладить отношения с другими государствами. В ближневосточных реалиях обе идеи в целом выглядят работоспособными, что демонстрируют примеры Катара, Египта или ОАЭ, но не Саудовской Аравии, где в невыгодную для Франции сторону изменился внутриполитический расклад.
Конфликтология / nota bene, 2019-1
Чихачев А.Ю., Шатравка А.В. - Особенности современной внешней политики Франции в регионе Персидского залива c. 39-50

DOI:
10.7256/2454-0617.2019.1.29496

Аннотация: Предметом исследования в рамках настоящей статьи является роль Франции в одном из наиболее конфликтогенных регионов мира – Персидском заливе. Авторы выявляют интересы, которые имеет Пятая Республика в зоне Залива, определяют преимущества и уязвимые места французской дипломатии на данном направлении. Изучаются особенности восприятия Парижем этого региона в качестве перекрестного пространства, имеющего стратегическую значимость для безопасности Европы и самой Франции. Уделяется внимание основным конкурентам, с которыми Пятой Республике здесь приходится соперничать для сохранения своих позиций. С методологической точки зрения исследование базируется на использовании принципа регионализма – трактовки региона как самодостаточного единства со своей спецификой. Этим объясняется тот факт, что в статье рассматриваются не отношения Франции с каждой страной Залива по отдельности, а ее подход к региону в целом. Внешняя политика Пятой Республики при этом понимается комплексно, как сочетание военных и невоенных средств влияния. Метод сопоставления позволил соотнести ресурсы Парижа с возможностями других игроков. В результате проведенного анализа авторы приходят к выводу, что на сегодняшний день Францию в Персидском заливе скорее можно назвать державой с «промежуточным» статусом. У французской дипломатии есть далеко не один канал влияния в зоне Залива, однако ей пока не хватает ресурсов, чтобы стать здесь однозначным лидером (и надолго потеснить, например, США).
Мировая политика, 2018-4
Чихачев А.Ю., Бирон Ю.С. - Французская операция «Бархан»: Pro et Contra c. 56-66

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.4.28394

Аннотация: В настоящей статье анализируется современная форма французского военного присутствия в Сахело-Сахарском регионе – операция «Бархан». Основное внимание уделяется цели и задачам операции, задействованным силам и средствам, внешнеполитическим мотивам, которыми Франция обставляет свое военное вмешательство. Особый акцент делается на слабых местах экспедиции – от неопределенности с финансированием и техникой, способной работать в условиях пустыни, до ненадежности ставки на государства «сахельской пятерки». Также затронуты варианты завершения операции «Бархан», которые может учитывать французское руководство. Для рассмотрения всех аспектов темы в едином комплексе в исследовании использовался метод SWOT-анализа. С его помощью авторы поэтапно изучили сильные и слабые стороны операции, а также возможности и угрозы, которые могут повлиять на нее из внешней среды. Высказанные соображения обобщены в виде сводной таблицы – аналитического «среза» всех основных факторов, способствующих или препятствующих продолжению военного присутствия Франции в регионе. Подобный угол зрения придает исследованию прикладной характер, а значит, и научную новизну на фоне многих других работ, где речь идет скорее о ситуации в Сахеле в целом, чем о проблемах и перспективах конкретной операции. Статья завершается выводом о том, что сахельская кампания пока остается для Франции скорее неудачной: ее внутренние и внешние отрицательные свойства все еще «сильнее» положительных. Пытаясь исправить положение, действующее руководство пробует реализовать единственный приемлемый для себя сценарий – постепенно вывести французскую армию из Сахеля в обмен на укрепление вооруженных сил местных государств.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.