по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Корнеева Яна Александровна
Психология и Психотехника, 2023-4
Венцкуте М.С., Корнеева Я.А., Шахова Л.И. - Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков, подвергшихся психологическому, эмоциональному и физическому насилию c. 1-25

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.4.43594

Аннотация: Одним из наиболее значимых факторов дезадаптации подростка является подверженность разным видам насилия. В научных исследованиях отмечается недостаточность работ по установлению взаимосвязи насилия по отношению к подростку и характеристиками его дезадаптации проведено недостаточно. Исследование посвящено комплексному изучению и описанию особенностей выраженности характеристик социально-психологической дезадаптации подростков, подвергшихся психологическому, эмоциональному и физическому насилию. В исследовании приняли участие 159 школьников в возрасте от 12 до 16 лет, обучающиеся в 6-8 классах общеобразовательных учреждений. Методы исследования: авторская анкета оценки подверженности разным видам насилия и психологическое тестирование характеристик социально-психологической дезадаптации подростков. Статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик и многомерного дисперсионного анализа с применением пакета программ SPSS Statistics 26.00.    В результате исследования установлены статистически значимые различия в выраженности суицидального риска, депрессии, девиантного поведения, психологического благополучия и самоотношения как характеристик социально-психологической дезадаптации подростков, испытавших различные виды насилия. Проведенный анализ позволил установить, что все виды насилия способствуют повышению социально-психологической дезадаптации подростков, при этом более негативное воздействие оказывает физическое насилие. По результатам исследования можно выделить схожие характеристики социально-психологической дезадаптации подростков, которые подвергались физическому, психологическому и эмоциональному насилию, к их числу относятся: различные формы девиантного поведения, изменения настроения, сниженная самооценка здоровья, большая закрытость, неуверенность, сниженная самооценка и самоценность.
Психология и Психотехника, 2023-3
Корнеева Я.А., Шахова Л.И., Киричек М.А., Корехова М.В., Симонова Н.Н., Венцкуте М.С., Шевелева О.С. - Взаимосвязь личностных качеств и универсальных навыков для успешного построения карьеры студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе c. 53-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.3.43538

Аннотация: Исследование посвящено изучению и описанию особенностей выраженности универсальных навыков для успешного построения карьеры и их взаимосвязи с личностными качествами студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе. В исследовании приняли участие 107 студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе. Методы исследования: авторская анкета оценки частоты проявления в поведении десяти универсальных навыков для успешного построения карьеры и психологическое тестирование личностных качеств студентов. Статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик, двухэтапного кластерного, корреляционного и многомерного дисперсионного анализов с применением пакета программ SPSS Statistics 26.00.   В результате исследования установлено, что навыки управления эмоциями и стрессом, гибкость, адаптируемость, самопрезентация и управление конфликтом выражены на среднем уровне у студентов психологических и педагогических направлений подготовки в ВУЗе. Установлены статистически значимые различия в выраженности навыков самопрезентации, решения проблем и управления конфликтов у студентов разных курсов. Определена большая выраженность навыков управления эмоциями и стрессом, самопрезентации, лидерства и решения проблем у студентов-психологов. Развитие индивидуально-психологических универсальных навыков у студентов психологических и педагогических направлений обучения в ВУЗе в большей степени связано с развитием эмоциональной устойчивости и самоконтроля, использования оптимальных копинг-стратегий, а социально-психологических навыков – с развитием экстравертированности, коммуникативных и лидерских способностей, эмоциональной устойчивости и самоконтроля.
Психология и Психотехника, 2023-2
Федотова Е.Э., Корнеева Я.А., Арефина М.С., Мартиросова Н.В. - Профессионально важные качества сотрудников ОВД с различной результативностью и осуществляющих разные направления служебной деятельности c. 56-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2023.2.40461

Аннотация: В настоящий момент существуют общие требования к личным и деловым качествам, регламентированные к применению в ОВД, при этом не отмечаются особенности их выраженности для будущих сотрудников, выполняющих разные направления служебной деятельности. Исследование посвящено выявлению и описанию особенностей профессионально важных качеств сотрудников ОВД, осуществляющих разные направления деятельности с различной результативностью служебной деятельности. В исследовании приняли участие 78 сотрудников ОВД г. Архангельска. Методы исследования: анкетирование длят оценки параметров результативности служебной деятельности; психологическое тестирование профессионально важных качеств сотрудников с применением регламентированных методик. Статистическая обработка проводилась с помощью описательных статистик, двухэтапного кластерного анализа, таблиц сопряженности χ2 Пирсона и многомерного дисперсионного анализа с применением пакета программ SPSS 23.00. В результате проведённого исследования сотрудники ОВД разделены на две группы относительно характеристик результативности их служебной деятельности и выявлены, и описаны различия в выраженности ПВК представленных групп. Установлены различия между сотрудниками ОВД разной профессиональной направленности в выраженности отношения к труду и мотивации профессиональной деятельности, познавательных, социально-психологических и эмоционально-волевых качеств и свойств. Сотрудники с высокой результативностью административно-профилактической деятельности характеризуются высокой ответственностью и эффективным выполнением деятельности; сотрудникам административно-управленческой направленности с высокой результативностью характерна ориентация на работу и приверженность долгу, более высокие показатели по лидерскому потенциалу и дружелюбности, а также высокий самоконтроль и стремление к сотрудничеству и взаимопомощи. Сотрудникам оперативно-розыскного направления деятельности свойственна большая уверенность в себе, объективность и рациональность.
Психология и Психотехника, 2020-4
Корнеева Я.А., Шахова Л.И., Сорванова А.К. - Профессиональные компетенции медиаторов с различной успешностью проведения примирительных процедур c. 53-77

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34625

Аннотация: Медиация становится все более востребованной примирительной процедурой, позволяющей повысить психологическую защищенность участников конфликтов в образовательной, социальной среде и юридической практике. На сегодняшний день профессия медиатора становится востребованной, однако отмечается недостаточная освещенность в научной литературе вопросов профессиональной пригодности специалистов, требований к его личности, компетенциям. Целью настоящего исследования стала разработка модели профессиональной компетентности и определение сформированности профессиональных компетенций медиаторов с разной успешностью проведения примирительной процедуры. В процессе решения задач нами разработан перечень профессиональных компетенций и их индикаторов медиаторов с учётом профессионального стандарта «Специалист в области медиации (медиатор)». В исследовании приняло участие 42 медиатора Архангельской области. Методы исследования: анкетирование (разработанная авторская анкета самооценки профессиональных компетенций медиатора) и психологическое тестирование с применением Пятифакторного личностного опросника (FFI) Коста, МакКрей в адаптации Бодунова М.В., Бирюкова С.Д. Статистическая обработка проводилась методом описательных статистик, корреляционным и пошаговым множественным регрессионным анализами (χ2 Пирсона) с помощью пакета программ SPSS 23.00 (лицензионное соглашение № Z125-3301-14). Основными выводами в работе являются следующие. Модель профессиональных компетенций медиатора включает коммуникативность, управление конфликтом, анализ проблемы, планирование и самоконтроль. Разработана и апробирована анкета самооценки профессиональных компетенций медиаторов, которая может быть использована методом 360 градусов. В результате проведённого исследования был сделан вывод о том, что на успешность проведения примирительной процедуры влияют такие профессиональные компетенции, как самоконтроль и коммуникативность. Из составленного нами перечня профессионально важных качеств медиатора значимые связи с успешностью проведения примирительных процедур имеют активность, конкретность, открытость, уравновешенность, организованность, ответственность и коммуникабельность.
Психология и Психотехника, 2019-3
Корнеева Я.А., Рудакова Ю.Н. - Особенности личности медиаторов при различной успешности проведения примирительной процедуры c. 68-80

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.30555

Аннотация: Восстановительная медиация активно развивается, как по уголовным делам, так и в школьных учреждениях. Данная модель основана на принципах восстановительного правосудия, позволяет переосмыслить конфликт, найти из него выход, наладить отношения, принести извинения. Восстановительная медиация занимает важное место, она способствует решению проблем социализации ребенка в сфере образования и профилактики девиантного поведения, формирования законопослушного поведения, решая конфликтные ситуации и криминальные дела из комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, судов, школ. Тем самым улучшая качество детства ребенка. Важную роль в процедуре имеет обученный ведущий примирительной процедуры – медиатор. От особенностей его личности зависит успешность процесса медиации. Цель исследования: выявить особенности личности медиаторов при разной успешности проведения примирительной процедуры. В исследовании приняли участие 61 медиатор. Методы исследования: анкетирование и психологическое тестирование. Статистические методы анализа: описательные статистики, таблицы сопряженности с применением Х2 Пирсона и многомерный дисперсионный анализ. В исследовании представлен анализ развития медиации в Архангельской области, составлена психологическая характеристика успешных медиаторов, выявлены особенности медиаторов при разной успешности проведения примирительной процедуры, разработаны рекомендации по оптимизации обучения медиаторов. Исследование выполнено в рамках гранта РФФИ № 19-011-00385 «Медиация по уголовным делам о преступлениях против несовершеннолетних: современное состояние и перспективы развития», 2019-2021 гг.
Психология и Психотехника, 2017-2
Корнеева Я.А., Юрьева А.С. - Психологическое сопровождение профессионального самоопределения учеников 8-9 классов c. 74-87

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.2.23654

Аннотация: Успешное профессиональное развитие личности возможно лишь в случае адекватного представления о мире профессий и сформированного профессионального самоопределения. Согласно периодизациям этапов формирования профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.А. Поляков, С.Н. Чистякова), старший подростковый возраст является наиболее значимым для формирования профессионального самоопределения и подготовки к осознанному выбору профессии. Что делает актуальным разработку программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учеников 8-9 классов. Цель исследования: разработать и апробировать программу психологического сопровождения профессионального самоопределения учеников 8-9 классов. Исследование проводилось в три этапа (констатирующий до и после программы развития и формирующий) в течение апреля – мая 2017 года, в котором приняло участие 40 учеников 8-х классов, разделенные пропорционально на две группы: контрольную и экспериментальную. На констатирующем этапе проводилась диагностика всех компонентов профессионального самоопределения школьников с помощью методов анкетирования и психологического тестирования. Программа психологического сопровождения была направлена на развитие всех компонентов профессионального самоопределения и формирование осознанного выбора профессии. Программа состоит из 8 занятий, рассчитана на 14 часов и включает такие методы работы, как профориентационная игра, карточная игра, групповая дискуссия, работа в микрогруппах, анализ ситуаций профессионального самоопределения. После проведения программы были выявлены статистически значимые различия в выраженности компонентов профессионального самоопределения у восьмиклассников контрольной и экспериментальной групп. У школьников экспериментальной группы повысился уровень осознания ценности труда. Значительно снизилось количество школьников с низким уровнем ориентировки в профессиональном мире. После проведения программы большинство учеников смогли выделить свою профессиональную цель. У большинства учеников повысился уровень знаний о возможных препятствиях на пути к получению профессии и о возможностях их преодоления.
Психология и Психотехника, 2017-1
Тюлюбаева Т.О., Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. - Уровень субъективного контроля как личностный маркер психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики c. 62-73

DOI:
10.7256/2454-0722.2017.1.22853

Аннотация: Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук (МК-7500.2016.6). Безопасность в промышленной деятельности в первую очередь зависит от самого работника, при этом не только от его отношения к соблюдению охраны труда, но также и от особенностей личности специалиста, его субъективного ощущения и эффективности его психологической саморегуляции. Одним из значимых личностных маркеров психологической безопасности персонала можно считать локус контроля, так как в исследованиях ряда авторов (Г. Айзенка, Э.Л. Гастилайте, А.М. Емельянова, А.Н. Кострова, М.А. Котика, Б.Ф. Кулагина, А.К. Цгоевой и др.) показана их взаимосвязь. Статья посвящена изучению локуса контроля как личностного маркера психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний в условиях Арктики. Для достижения поставленной цели проведено исследование на нефтегазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Ненецкого автономного округа (длительность вахтового заезда 30 дней). В исследовании приняли участие 70 работников в возрасте от 24 до 60 лет (средний возраст 38,7 ± 1,3). Стаж работы вахтовым методом обследованных варьируется от 0,5 года до 31 года (9,53±1,2). Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, психофизиологическое и психологическое тестирование, статистические методы анализа данных. Статистические методы анализа: описательные статистики; многомерный дисперсионный анализ. Статистическая обработка данных производилась с применением статистического пакета IBM SPSS Statistics (лицензионное соглашение № Z125-3301-14 (САФУ имени М.В. Ломоносова)). Наиболее важными параметрами локуса контроля, которые имеют статистически значимую связь с большинством компонентов психологической безопасности работников нефтегазодобывающим компаний в условиях Арктики являются интернальность в области здоровья и болезни, в области межличностных и семейных отношений, а также в области неудач. Выявлено, что для обеспечения психологической безопасности специалистов нефтегазодобывающим компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики необходимо иметь умеренный уровень экстернальности в области неудач, а в области здоровья и болезни, семейных и межличностных отношений – умеренный интернальный локус контроля
Политика и Общество, 2016-10
Корнеева Я.А., Арефина М.С., Симонова Н.Н., Скрипченко Н.Ю., Машинская Н.В. - Сравнительный анализ представлений о причинах совершения преступлений у подростков, совершивших преступление впервые и рецидивных подростков

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.10.16764

Аннотация: Предметом исследования являются представления о факторах, определяющих совершение преступления, у несовершеннолетних, первично и повторно совершивших преступление и находящихся на этапе досудебного сопровождения. Объектом исследования - досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон на территории Архангельской области. В статье подробно рассматриваются когнитивная, эмоциональная и поведенческая компоненты представлений о факторах, определяющих совершение преступлений у подростков впервые и повторно совершивших преступления. Исследование осуществлялось с октября 2014 г. по апрель 2015 г. Экспериментальную выборку составили 60 несовершеннолетних, совершивших преступление, в отношении которых реализуется процедура досудебного социального сопровождения. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; контент-анализ информации по дневникам досудебного сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон; статистические методы (описательные статистики, частотный анализ, критерий Х2 , анализ таблиц сопряженности). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ «SPSS Statistica 20». В качестве вывода авторы утверждают, что подростки, совершающие преступления впервые совершают их по таким основным причинам как: агрессивные выпады со стороны жертвы, легкая внушаемость, влияние третьих лиц, собственный интерес. Представления подростков, совершивших правонарушения впервые, носят элементарный характер, характеризуются отсутствием осознания значимости и обобщенностью, признанием вины, эмоциональны по отношению к совершенному преступления, а также отражают низкую способность к проявлению инициативы и самостоятельности в совершении преступного деяния. Новизна исследования заключается в определении различий в представлении подростков, кто совершил правонарушения впервые и тех, кто характеризуется повторным совершением преступлений, а также в определении взаимосвязи представлений о совершенном преступлении несовершеннолетними и мер ресоциализации, которые применяются к этим подросткам. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Архангельской области «Русский Север: история, современность, перспективы» в рамках научного проекта № 15 – 13 – 29001 «Досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон: обобщение опыта и перспективы развития на территории Архангельской области».
Психология и Психотехника, 2016-5
Корнеева Я.А., Тюлюбаева Т.О. - Развитие профессиональной направленности автомехаников в процессе обучения в техникуме

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19954

Аннотация: Научные исследования и социально-экономическая обстановка позволяют выявить проблему, которая заключается в наличии противоречия между высокой потребностью на рынке труда в кадрах рабочих профессий и несформированной мотивацией в работе выпускников по получаемой специальности. Эти противоречия могут разрешиться путем изучения профессиональной направленности обучающихся в процессе получения рабочей профессии с учетом внедрения современных психологических технологий, что явилось целью исследования: изучить развитие профессиональной направленности личности автомехаников в процессе обучения в техникуме. Исследование проводилось в период с сентября 2015 по май 2016 года, в нем приняли участие 32 учащихся политехнического техникума в возрасте от 16 до 18 лет (средний возраст 17,09±0,211). Для проведения формирующего эксперимента все испытуемые были разделены на 2 группы: экспериментальная группа – обучающиеся 1 курса по профессии «Автомеханик»; контрольная группа – обучающиеся 1 курса по профессии «Сварщик». Разработана программа развития профессиональной направленности продолжительностью 20 учебных часов (10 занятий по 2 часа), которая апробировалась с марта по апрель 2016 г. Эффективность данной программы доказана: статистически значимое увеличение количества учащихся экспериментальной группы с высоким уровнем сформированности профессиональной направленности после прохождения данной программы в сравнении с контрольной группой. Разработанная программа в большей степени ориентирована на развитие таких компонентов профессиональной направленности, как мотивационно-потребностный, ценностно-смысловой и рефлексивный.
Психология и Психотехника, 2016-5
Тюлюбаева Т.О., Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. - Модель психологической безопасности работников нефтегазодобывающих компаний при вахтовой организации труда в условиях Арктики

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.5.19998

Аннотация: Статья посвящена обоснованию модели психологической безопасности работников нефтегазодобывающего производства при вахтовой организации труда в условиях Арктики. Безопасность в промышленной деятельности в первую очередь зависит от самого работника, при этом не только от его отношения к соблюдению охраны труда, но также и от особенностей личности специалиста, его субъективного ощущения и эффективности его психологической саморегуляции. Изучение безопасного поведения работника необходимо с учетом не только организации и условий труда, но и особенностей его психологической безопасности, как потенциальной возможности избежать допущения ошибок на производстве. Исследование проводилось на нефтегазодобывающем производстве с вахтовой организацией труда на территории Ненецкого автономного округа (длительность вахтового заезда 30 дней). В исследовании приняли участие 70 работников в возрасте от 24 до 60 лет (средний возраст 38,7 ± 1,3). Методы исследования: изучение документации, наблюдение за рабочим процессом, анкетирование, психофизиологическое и психологическое тестирование, статистические методы анализа данных. В результате исследования уточнено понятие психологической безопасности как психического состояния подконтрольности субъекту комплекса внешних и внутренних факторов эргатической системы, обеспечивающее актуализацию внутренних средств личности для эффективности профессиональной деятельности на психофизиологическом и психологическом уровне. Введена и эмпирически обоснована модель психологической безопасности, которая представлена следующими компонентами: психофизиологический уровень функционального состояния (сниженный / оптимальный); психологический уровень функционального состояния (авральный / экономный); образ объекта труда (низкие недифференцированные оценки опасности / высокие дифференцированные оценки опасности); образ субъекта труда (высокая недифференцированная / умеренно высокая дифференцированная оценка себя); образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений (нейтральный / отрицательный / положительный).
Психология и Психотехника, 2015-12
Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Скрипченко Н.Ю., Арефина М.С. - Учет представлений несовершеннолетних о причинах совершения преступлений в процессе досудебного сопровождения

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.16762

Аннотация: Предметом исследования являются представления о факторах, определяющих совершение преступление, у несовершеннолетних, находящихся на этапе досудебного сопровождения. Объектом исследования - досудебное сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон на территории Архангельской области. В статье подробно рассматриваются когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты представлений о факторах, определяющих совершение преступлений. Исследование осуществлялось с октября 2014 г. по апрель 2015 г. Экспериментальную выборку составили 60 несовершеннолетних, совершивших преступление, в отношении которых реализуется процедура досудебного социального сопровождения. Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме; контент-анализ информации по дневникам досудебного сопровождения несовершеннолетних, преступивших закон; статистические методы (описательные статистики, частотный анализ, критерий Х2 , анализ таблиц сопряженности). Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета программ «SPSS Statistica 20». Основными выводами исследования являются представления подростков характеризуются искаженностью, неполнотой, отсутствием осознанности наличием негативного отношения к совершенному деянию, а также проявлением инициативности и самостоятельности в организации и при совершении противоправного поступка. Новизна исследования заключается в определении различий в представления подростков, кто совершил правонарушения впервые и тех, кто характеризуется повторным совершением преступлений, а также в определении взаимосвязи представлений о совершенном преступлении несовершеннолетними и мер ресоциализации, которые применяются к этим подросткам. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Архангельской области «Русский Север: история, современность, перспективы» в рамках научного проекта № 15 – 13 – 29001 «Досудебное сопровождение несовершеннолетних, преступивших закон: обобщение опыта и перспективы развития на территории Архангельской области».
Психология и Психотехника, 2015-3
Корнеева Я.А., Симонова Н.Н., Хабарова О.В. - Оценка профессиональных компетенций экономистов выпускниками финансово-экономического профиля.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.3.14172

Аннотация: Актуальность настоящего исследования обусловлена отсутствием в научной литературе данных, описывающих представления выпускников экономического профиля о профессиональных компетенциях, необходимых для выполнения их будущей профессиональной деятельности. Статья посвящена изучению субъективной значимости профессиональных компетенций для будущей экономической деятельности у выпускников финансово-экономического профиля. Объектом исследования является профессиональная деятельность и профессиональные компетенции экономистов. Предмет работы: субъективная оценка профессиональных компетенций экономистов. В статье проведен профессиоведческий сравнительный анализ четырех профессий экономического профиля: экономиста, аудитора, бухгалтера, банковского служащего. Проанкетированы 160 выпускников финансово-кредитного факультета в возрасте от 23 до 43 лет включительно (средний возраст - 23,03 ± 0,6), со стажем работы от 0 до 12 лет (2,4±0,2), 10 мужчин, 150 женщин. Согласно субъективной оценке коммуникативные и гностические компетенции рассматриваются респондентами, как наиболее значимые; наименее представлен креативный блок. Определено, что выпускники, имеющие опыт работы в экономическом виде деятельности, имеют более реалистичные представления о будущей деятельности экономиста, т.к. именно наличие предприимчивости и организаторских способностей является отличительными чертами данной профессии и профессии бухгалтера.
Психология и Психотехника, 2013-6
Корнеева Я.А., Симонова Н.Н. - Компоненты личностного ресурса вахтовых работников в условиях Крайнего Севера: Сравнительный анализ

DOI:
10.7256/2454-0722.2013.6.7541

Аннотация: Вахтовый труд в условиях Крайнего Севера является экстремальным видом деятельности. Результатом адаптационного процесса вахтовых работников следует считать сформированные адаптационные стратегии, на выбор которых оказывают влияние детерминанты: негативные воздействия, средовой и личностный ресурс. Сравнение рейтингов отдельных компонентов личностного ресурса таких качеств, как субъективный контроль, мотивация и психофизиологический ресурс организма у представителей различных производств (лесозаготовительное, алмазодобывающее и нефтегазодобывающее) показало, что этот ресурс мобилизуется различным образом в ответ на разные негативные воздействия условия среды. Разный средовой ресурс (разная организация производств) также оказывает существенное влияние на формирование адаптационной стратегии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.