|
ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Алиев Растям Туктарович
Философия и культура, 2024-3
|
Алиев Р.Т. - Интерфейс как зеркало: рефлексия индивидуального и коллективного |
|
c. 82-97
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.3.70212
Аннотация: В эпоху глобальной цифровизации, интерфейсы стали неотъемлемой частью социальной и культурной жизни, определяя взаимодействие между индивидуумом и коллективом. Предмет исследования данной статьи заключается в анализе взаимосвязи между дизайном интерфейса и социально-этическими аспектами общества. Исследование фокусируется на том, как интерфейсы отражают и формируют социальные нормы и этические ценности, влияя на процессы самоидентификации и социальной интеграции в условиях глобальной цифровизации. Особое внимание уделяется механизмам, через которые интерфейсы способствуют формированию личной и коллективной идентичности, а также тому, как они участвуют в культивировании культурных идентичностей и обеспечении доступности и инклюзивности в цифровом пространстве. Основная цель исследования заключается в анализе роли интерфейсов в процессе формирования личной и коллективной идентичности, а также в их влиянии на социально-этические аспекты общественной жизни. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, сочетая элементы социальной философии, культурологии и дизайн-анализа. Используются качественные методы, включая теоретический анализ литературы и кейс-стади, для исследования влияния интерфейсов на социальные процессы. Исследование показывает, что интерфейсы служат медиаторами в культивировании социокультурных идентичностей и норм, обеспечивая платформу для социальной интеграции и культурного обмена. Дизайн интерфейса, включая его доступность и инклюзивность, играет центральную роль в конституировании социальной справедливости и этических стандартов в цифровом обществе. Выводы подчеркивают необходимость этичного подхода в разработке интерфейсов, где учитываются социокультурные аспекты и права индивидуумов. Развитие интерфейсов представляет собой ключевой элемент в определении будущего взаимодействия между технологией и обществом, подчеркивая их влияние на социальные структуры и культурные практики. Технологические инновации, воплощенные в дизайне интерфейса, открывают новые перспективы для исследования взаимосвязи между человеком и машиной, а также их роль в социальной адаптации и культурной трансформации. Статья призвана способствовать дальнейшему развитию дискуссии о социальной и этической роли интерфейсов в современной цифровой эпохе, предлагая новые направления для академического и практического изучения.
Философия и культура, 2019-8
|
Алиев Р.Т. - Образ Чужого в пространстве сети Интернет: этнополитический аспект |
|
c. 14-31
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2019.8.30613
Аннотация: Предметом данного исследования является образ этнополитического Чужого, конструируемый в пространстве сети Интернет. Автор статьи формулирует гипотезу о том, что образ Другого/Чужого конструируется сочетанием различных маркеров, которые можно объединить в четыре группы паттернов: алиментарность, вестиментарность, сексуальность и этнополитический аспект. А виртуальное пространство современного Интернета и его побочных продуктов (социальные сети, форумы, поисковые службы) как нельзя лучше аккумулируют в себе и, подобно лакмусовой бумажке, выявляет те или иные маркеры конструирования образа этнополитического Чужого. В качестве методологии автор статьи выбрал теоретическую основу структурализма, нашедшую отражение в работах известного этнолога К. Леви-Стросса. В качестве методов были использованы статистические методы сбора данных в сети интернет, составление корреляционной матрицы, расчёт парной корреляции по Пирсону каждого из структурных маркеров и выявление сильнейших корреляционных связей между этими маркерами. Для конструирования, структурирования и классификации моделей Этнополитического Чужого автор использовал визуализацию корреляционных связей маркеров на плоскости. Основными выводами, проведённого исследования являются: - выделение основных общих моделей инаковости по полученным структурным маркерам Чужого; - были выделены три важных самостоятельных модели: американцы, китайцы, украинцы с высокой степенью алертности (алертно-агрессивная), что связано с политическими процессами последних лет; - большинство моделей Чужого, связанные с этносами бывших советских республик, имеют общие структурные маркеры из различных групп. Проведённое автором исследование, кроме того, что предлагает новый метод моделирования образа Чужого, направлено ещё и на выявление и понимание некоторых негативных сторон этих процессов.
Философия и культура, 2018-6
|
Алиев Р.Т., Авторханова Д.М. - Эволюция подходов к проблеме Другого/Чужого: от философского осмысления к феномену Другого/Чужого как объекту историко-культурологического дискурса. Часть 2 |
|
c. 48-57
|
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.6.26571
Аннотация: Данная статья посвящена исследованию эволюции теоретико-методологических подходов к осмыслению феномена Другого/Чужого как объекта историко-культурологического дискурса. Авторы стоят на позиции, что изначально феномен инаковости был предметом философского осмысления, но с развитием научной мысли, технологий и медиатизацией современного общества, проблема Другого/Чужого приобретает качественно новую характеристику. Интерес к феномену Другого/Чужого сегодня не случаен, и определяется он, прежде всего, повышенным вниманием к последнему со стороны СМИ, публицистики, литературы, политики и других сфер жизни общества. И всё же на данном уровне основной проблемой является способ маркирования Другого/Чужого. Данная статья является продолжением исследования по эволюции теоретико-методологических подходов к проблеме Другого/Чужого. В предыдущей работе авторы уже коснулись интереса к проблеме Другого/Чужого со стороны античных авторов, средневековых богословов, мыслителей эпохи Просвещения Нового времени, а так же философов таких направлений, как феноменология (Э. Гуссерль), этическая философия (Э. Левинас), экзистенциализм (Ж.-П. Сартр). В этой же статье авторы раскрывают подходы к проблеме Другого/Чужого в творчестве М.М. Бахтина, Б. Вальденфельса, П. Рикёра, постмодернистов Ж. Дерриды, Ж. Делёза, Ф. Гваттари, структурного психоаналитика Ж. Лакана, теоретика ориентализма Э. Саида и других постколониалистов, сторонников теории малых групп (SubAltern Studies) и российских культурологов и историков.
Культура и искусство, 2017-11
|
Алиев Р.Т., Демина А.В. - Татары на чужбине: опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира |
|
c. 1-17
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.11.24642
Аннотация: Статья посвящена анализу опыта межкультурной коммуникации в контексте дальневосточного фронтира, в котором, по мнению авторов, законы функционирования культуры происходят по совершенно иным векторам своего развития. В рамках данной проблемы объектом исследования выступила татарская эмигрантская община Северо-Востока Азии, а предметом — межкультурная коммуникация в контексте анализа жизни татарской общины в условиях фронтира. Исходя из предмета своего исследования, авторы поставили перед собой следующую цель — выявление и анализ культурных паттернов, характерных для процесса адаптации и интеграции татарской общины в социокультурное пространство Китая и Японии. Учитывая тот факт, что поставленная цель сформулирована на стыке нескольких научных проблем, авторы предприняли попытку соответствующим образом проанализировать объект своего исследования, используя в качестве методологических инструментов фронтирную теорию, которая позволила перенести методологический инструментарий из исторической области в культурологическую, и теорию межкультурной коммуникации, раскрывшую динамику трансформации культурных паттернов в контексте проблемы «встречи с Другим/Чужим». Новизна исследования заключается в том, что выявленный опыт межкультурной коммуникации в условиях дальневосточного фронтира, позволяет раскрыть важные законы функционирования культуры в подобных гетеротопных пространствах. Ретроспективный анализ адаптации и интеграции татарских общин в новое социокультурное пространство позволил сделать вывод, что решающую роль в данном процессе сыграли несколько факторов: политический, религиозный, национальный и внешний. Анализ трансформации культурных паттернов в новых для татарских мигрантов условиях выявил изменения лингвистических, вестиментарных и алиментарных культурных характеристик через сохранение старых элементов и заимствование у соседних культур новых.
|
|