ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Тимощук Елена Андреевна
Философская мысль, 2018-8
|
Тимощук Е.А. - Феноменология в современном образовании |
|
c. 67-72
|
DOI: 10.25136/2409-8728.2018.8.24368
Аннотация: Объектом исследования выступает влияние феноменологического метода на современное образование. Предметом исследования является концептуальный базис учения Гуссерля и возможности его применении в обучении и воспитании: 1) субъектность феноменологии; 2) диалогичность феноменологии; 3) экологичность феноменологии; 4) принцип индивидуации в феноменологии. Автор исходит из гипотезы, что феноменология образования не сможет снять антиномии современного образования, такие как массовизация / элитарность, нормативность / энтузиазм; рутинизация / практикоориентированность. Вместе с тем, несмотря на все антиномии современного образовательного процесса, феноменология может давать ученику понимание встречи с жизнью, осознание её в контексте своего мира, чтобы через очищение опыта от наслоений восприятий, вынести самое ценное для будущего. Замысел статьи заключается в том, чтобы раскрыть феноменологию образования как позитивный опыт самоиндивидуации. В статье задействованы общенаучные методы теоретического уровня: сравнительный, системный, структурный виды анализов. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика и феноменологический анализ. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными аксиологическими выводами феноменологии образования являются: 1) индивидуальный генезис человека, в процессе которого происходит развитие его личностных качеств, формируется через чувство переживания общей судьбы со всем сущим; 2) гармонизация жизненных миров возможна через понимающие стратегии описания и герменевтику Другого; 3) самоиндивидуализация снимает противоречия творческого и формального, глобального и регионального, гуманитарного и технического; 4) процедуры и практики феноменологии образования укоренены в горизонте жизненного мира. Новизна исследования заключается в применении методологии феноменологии (интенциональность, жизненный мир, редукция) к реалиям современного российского образования в виде ЕГЭ, компетентностный подход, образовательные стандарты, институциональность образования. Область применения результатов: феноменология образования, феноменология культуры, межкультурная коммуникация.
Культура и искусство, 2017-7
|
Тимощук Е.А. - Феноменологическое и эстетическое конструирование религии |
|
c. 20-35
|
DOI: 10.7256/2454-0625.2017.7.23168
Аннотация: Объектом исследования выступает репрезентация религиозного в современных описательных философских моделях. Предметом исследования является религия взятая как феномен и эстезис. Автор рассмотрел эволюцию феноменолого-эстетического конструирования религии – от восторженной рецепции Р. Отто до кризиса интуитивно-эссенциалистской феноменологии религии. Полагая, что ресурс этого направления не исчерпан, исследователь освещает иные ответвления – эстетико-феноменологическую репрезентацию религии, связанную с мюнхенской группой философов, интенциональную феноменологию религии, идущую через Р. Ингардена. Особое внимание уделяется интегральной функции феноменологии и эстетики. Статья выполнена главным образом с помощью общенаучных методов теоретического уровня: сравнительный, генетический, системный, струтурный виды анализов. Общенаучные методы эмпирического уровня представлены счётом, частотным анализом. Из общелогических приёмов автор опирался на анализ / синтез, абстрагирование / конкретизацию, обобщение / ограничение. Из частнонаучных философских методов привлекалась герменевтика. Инструментарий научного исследования включает массивы научных знаний rsl.ru, elibrary.ru, google.scholar.ru. Основными выводами проведённого исследования являются: 1) эстетика и феноменология религии представлены как методология трансцендирования религиозных и культурных различий; 2) акцент интенциональной феноменологии на точности социокультурного описания религии вместо непостижимости религиозных сущностей способствует раскрытию вероучений как самоконституирующихся жизненных миров, при этом религия выступает формой социокультурной идентичности и её онтологический статус целиком зависит от интенциональности участников особой общественной группы, что делает религию родственной искусству; 3) несмотря на то, что большинство религий утверждают исключительность своих догматов, интенциональный анализ истории их возникновения позволяет с уверенностью утверждать, что объекты их веры укоренены в социально-историческом контексте и являются проективными сущностями, укоренёнными в эстетической структуре сознания. Особым вкладом автора в исследование темы является феноменолого-эстетическое конституирование социокультурной сети бытия. Новизна исследования заключается в сопряжении индивидуализированных жизненных миров науки и религии и попытка их тотализирующей теоретизации через феноменолого-эстетическую парадигму. Область применения результатов: медиаполитика, межкультурная коммуникация, искусствоведение.
|