ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Шаповал Ирина Анатольевна
Психология и Психотехника, 2022-4
|
Шаповал И.А. - Специфика дискурса, ментализации и концептуализации реальности в становлении пограничной личности |
|
c. 89-100
|
DOI: 10.7256/2454-0722.2022.4.37862
Аннотация: Предметом исследования являются взаимовлияния деформаций дискурса и когнитивных механизмов ментализации и концептуализации мира у пограничной личности. Целью работы выступает доказательство решающей роли дефицитов и дефектов «theory of mind» в развитии и структурировании пограничной личностной организации. Методологию исследования представляет междициплинарный категориально-генетический анализ и синтез теорий и идей феноменологии, когнитивной психологии, клинической психологии, психотерапии, дискурс-анализа. Автор рассматривает взаимодействия дискурсивных и когнитивных механизмов личности в конструировании и персонализации концептосферы и «theory of mind». Показаны роль расщепления в концептуализации реальности и связи нарушений ментализации с изменениями концепта Я. Особым вкладом автора в исследование проблемы является систематизация нарушений ментализации как предикторов развития пограничной личностной организации. Новизна исследования заключается в определении двойной детерминации искажений концептосферы у пограничной личности ее дискурсом. Описаны нарушения процессов концептуализации. Определена системность организации оперативных единиц ментального лексикона, памяти и концептосферы в их связи с дискурсом. Основным выводом служит доказательство наличия взаимосвязи между стереотипными дискурсивными формулами, ментальным лексиконом, способами и способностями субъекта к обработке информации и конструированию концептосферы. Диапазон возможностей субъекта в этой области проявляется в его дискурсивных формулах интерпретаций, оценок, саморегуляции. Деформации этих феноменов и глубокое укоренение дискурса в структурах мышления коррелируют с формированием патологической «theory of mind» и личностной организации. «Пограничная» концептосфера и «говорящий» субъектом дискурс препятствуют рефлексии, честному внутреннему диалогу, критике репрезентаций реальности и поддерживают status quo патологии познания реальности и ориентации в ней. Изучение речевых моделей субъекта и понимание когнитивно-дискурсивных механизмов его ориентации в своем Я и отношениях имеет практическую значимость в диагностике пограничной личностной организации и психокоррекционном воздействии на нее.
|