по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попкова Наталья Владимировна
Культура и искусство, 2022-9
Попкова Н.В. - Понимание техники в современной культуре: методологическая реконструкция философских подходов c. 17-27

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.9.36099

Аннотация: Предметом исследования являются отражающие понимание техники в современной культуре философские подходы к анализу техники. Проблематизация техники происходит в связи с желанием людей осуществлять управление ею, понижая детерминированность своей жизни внешними силами. Для объяснения связи техники и человека были предложены многочисленные философские подходы — системы взглядов, выражающие определенный способ видения и основанные на базовых понятиях (отражающих основные стороны предмета исследования). В зависимости от приписываемых технике свойств и целей изучения, данными подходами предлагаются различные формы ее осознания и практического освоения. На имеющемся уровне философских знаний эти концепции не систематизированы и не согласованы; подразумеваемые допущения не формулируются открыто, не всегда явно изложены основные проблемы и предпосылки исследования, учитываемые факторы, смысл употребляемых терминов.   Автор приходит к выводу, что наибольшую методологическую пользу принесет анализ этих подходов с помощью логической реконструкции: выделение философских концепций (включая артикуляцию неосознанных представлений), их сопоставление и анализ методологических оснований (выявление принципов, лежащих в их основе). Делается вывод, что наибольший потенциал для исследований имеют: социоприродный подход, анализирующий природу и человеческое общество (порождающее технику) как ступени единой лестницы эволюции, имеющие общие законы функционирования; социотехнологический подход, рассматривающий социокультурные и технические практики как порожденные коммуникационной средой; биотехнологический подход, исследующий природные и технические системы как последовательные ступени эволюции Вселенной, не учитывая субъективный фактор развития техники. В результате, разрабатывая философию техники, объединяющую все многообразие этих подходов и объясняющую их взаимное соответствие, мы проведем анализ антропологических оснований технической деятельности.
Культура и искусство, 2020-9
Попкова Н.В. - Социальные дисфункции философии в современном обществе c. 30-45

DOI:
10.7256/2454-0625.2020.9.32924

Аннотация: В статье рассматривается современное содержание социальных функций философии. Философия, ранее считавшаяся одной из ведущих областей культуры и дававшая мировоззренческие основания для социальных движений, в техногенном обществе теряет популярность. Социальные функции, которые она выполняла ранее и могла бы выполнять сегодня, не встречают заинтересованности в обществе. Наука и политика не обращаются к философии с глобальными вопросами, на которые она всегда искала ответы. Делается предположение, что одна из причин угасания интереса к философии в современную эпоху – ее социальные дисфункции: философия, кроме пользы, способна приносить вред. Методология исследования включает постановку и обсуждение проблем, сравнительный и ситуационный анализ, построение понятий, культурно-исторические сопоставления, типологические построения, обобщения. В результате исследования выявлены две социальные дисфункции философии, которые могут быть причиной ее современной непопулярности. Социально-аксиологическая дисфункция расшатывает основы социального порядка, критикуя основные мировоззренческие принципы культуры. Гиперкритическая дисфункция дезориентирует человека множественностью философских учений и мешает ему выбрать собственные мировоззренческие принципы, показывая опровержимость любого мнения. Делается вывод, что философия могла бы принять более активное участие в гуманизации общества, если она будет стремиться нейтрализовать эти дисфункции и совершенствовать форму изложения философских исследований.
Культура и искусство, 2019-4
Попкова Н.В. - Место философии в культуре техногенного общества: критика технического разума c. 37-52

DOI:
10.7256/2454-0625.2019.4.29324

Аннотация: Предметом исследования является положение философии в культуре современного техногенного общества, в том числе — ее необходимость для человека в условиях господства технической рациональности. Автор подробно рассматривает особенности технической рациональности и отличие ее характеристик от философской рациональности. Показаны противоположность взглядов на мир, формируемых этими видами рациональности, и признаки экспансии технической рациональности в область философии. Приведены основные мнения относительно цели философии и ее функций; делается вывод о конфликте целей философской и технической деятельности. Методология исследования включает постановку и обсуждение проблем, сравнительный и ситуационный анализ, культурно-исторические сопоставления, построение понятий, типологические построения, обобщения. Приведены основные постулаты технического разума — принципы, возникшие при технической деятельности и распространяющиеся на другие виды деятельности вследствие экспансии технической рациональности. Делается вывод, что философия также подвергается атаке технического разума, что в значительной степени объясняет ее кризисное положение в современном обществе. Тем не менее, именно философия способна развить новые формы мышления и стать мировоззренческой основой новых, гуманных форм деятельности.
Педагогика и просвещение, 2017-1
Попкова Н.В. - Экология образования как часть экологии культуры c. 57-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21707

Аннотация: В статье рассматривается необходимость включения в область экологии культуры но-вой научной дисциплины — экологии образования. Кризисное состояние ряда областей общественной жизни в настоящее время вызвало необходимость экологизации соответствующих наук: в частности, угроза сохранению культуры привела к появлению экологии культуры. Между тем, передача культурных норм происходит через социальный институт образования; поэтому важнейшей частью экологии культуры должно стать сохранение образовательного уровня. Показано, что современное состояние образования как социального института, обеспечивающего воспроизводство социокультурной среды, является критическим. Автор предлагает разработать экологию образования. Объектом ее исследования будет воздействие социокультурной среды на систему образования; предметом исследования — условия функционирования образования как социального института, закономерности его реализации и пути его сохранения. В статье перечисляются основные задачи экологии образования. Для решения поставленных задач необходимо, в частности, проанализировать модели институтов образования различных обществ, рассматривая их в качестве инструментов самосохранения социума. В результате мы сможем разрабатывать меры по модернизации общества, не нарушая его ценностных оснований. Таким образом, разработка экологии образования представляется обязательным этапом любых действий по повышению его эффективности.
Культура и искусство, 2016-2
Попкова Н.В. - Место техники в античной культуре

DOI:
10.7256/2454-0625.2016.2.17555

Аннотация: В статье рассматриваются особенности отношения к технике, характерные для античной культуры. Показано, что, хотя античная цивилизация положила начало многим нововведениям в науке, искусстве и других областях жизни, технический прогресс в ней не поощрялся и уровень развития техники мало отличался от предшествующих древних цивилизаций. Анализируется причина того, что известные античности технические изобретения часто не использовались и забывались. Исследуются мировоззренческие принципы античной культуры, относящиеся к технике и объясняющие причины недостаточного внимания к ее развитию и применению. Основные методы исследования, реализованные в работе, – проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. Автор рассматривает основные высказывания о технике, принадлежащие античным философам. На примере античных взглядов на человека и его место в космосе показывается не-совместимость господствующего с ту эпоху мировоззрения с активной технической транс-формацией естественных процессов. Причиной того, что античный гений прошел мимо технического прогресса, автор считает обожествление космоса и естественного порядка ве-щей, а также представление о человеке как о частице космоса, а не самостоятельной лично-сти. Подчиненность человеческой жизни космическому закону судьбы, которая была основ-ным принципом античного мировоззрения, не санкционировала попыток изменить естест-венные процессы и ориентировала на совершенствование внутреннего мира человека, а не внешних условий жизни. Практическая значимость подобных исследований вызвана поис-ком новых цивилизационных путей для современного человечества в связи с кризисом тех-ногенной цивилизации. Практическому внедрению экологичных методов хозяйствования (которому мешает инерция техногенно-гедонистического мировоззрения) должны предшест-вовать новые мировоззренческие принципы, изменение отношения людей к себе и к миру.
Культура и искусство, 2015-2
Попкова Н.В. - Философская культура или философская технология?

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.2.14209

Аннотация: В статье рассматриваются сущность философской культуры, причины ее малой востребованности современным массовым сознанием и пути выхода из кризисного положения. Анализируется ситуация с признанием социальной полезности философии в условиях господствующей техногенно-гедонистической рациональности. Сравнивается место философской культуры в рамках культуры классической (в качестве источника основополагающих принципов и понятий) и культуры современной эпохи (когда философия критикуется за бесполезность даже научным сообществом). Исследуется необходимость трансформации философии для современной эпохи. Основные методы исследования, реализованные в работе, — проблематизация, аналогия, методологическая схематизация, рационализация и артикуляция неявных представлений. На примере положения современной науки, перешедшей в стадию технонауки (что означает переход от задачи понимания внешней реальности к задаче ее проектирования, от объяснения — к воспроизведению). Автор рассматривает философию в качестве особой технологии, предназначенной для изменения мира внутреннего, и предлагает развивать философию в направлении, названном технофилософией. Соответственно, каждая философская система рассматривается как совокупность обосновывающих друг друга программ поведения и общения: выделяются основные метафилософские направления, имеющие разные цели исследования, и показывается возможность их истолкования в качестве различных схем автопроектирования личности философа. В результате появляется возможность использовать господство технологически направленного мировоззрения на пользу развития философии, убедительно (для современного менталитета) обосновав ее необходимость для индивида, становящегося личностью. Практическое применение проект технофилософии найдет при переосмыслении этапов развития философии и ее социальных функций, при исследовании неявной или повседневной философии (обыденные представления о жизни, ее цели и ее правилах также являются технологиями).
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.