ГЛАВНАЯ
> Вернуться к содержанию
Статьи автора Аверьянова Ольга Николаевна
Человек и культура, 2019-3
|
Аверьянова О.Н. - Между фотографией и искусством. Некоторые аспекты публикации «Фотография – не искусство». Ман Рэй/Андре Бретон (1937) |
|
c. 54-63
|
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.3.26500
Аннотация: Статья посвящена анализу небольшого альбома «Фотография – не искусство» (1937) созданного французским художником и фотографом американского происхождения Ман Рэем в сотрудничестве с лидером сюрреализма Андре Бретоном. Комбинация фотографий и подписей к ним, поэтическое предисловие Бретона представляют довольно необычную художественную концепцию, до сих пор малоизученную, открытую для множественных прочтений и толкований. В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с дискурсом об искусстве фотографии, ставшим особо актуальным в период нарастающего к ней интереса со стороны художников-авангардистов и отношение к этой теме одного из главных представителей модернизма. Автор сосредотачивает своё внимание на уникальном изобразительном ряде альбома, его специфике, рассуждая о природе фотографического изображения в контексте художественных идей 1920-1930-х гг.: дадаизма, сюрреализма, «новой вещественности». Новизна исследования состоит в представлении оригинальных выводов автора о взаимосвязи личной эстетической программы художника и культурных практик эпохи. Риторика и семантика фотографии как «специфического искусства» связана с её уникальной дескриптивной способностью быть не только прямой и правдивой, но многозначительной и иллюзорной. Действительно, снимки альбома демонстрируют возможность сделать видимым нечто, что не принадлежит порядку видимого, а значит понятийного. Автор приходит к выводу, что «банальный», часто не заслуживающий особого внимания исследователей творчества Ман Рэя фоторяд вовсе не вторичен, а сам проект, осуществлённый художником-модернистом, обладающим высоким уровнем компетенции в область культурного маркетинга, демонстрирует новую специфику «художественной продукции» её релевантность эстетической, идеологической или коммерческой изобразительной модели.
|