по
Психология и Психотехника
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Аптикиева Ляйля Рахматулловна
Психология и Психотехника, 2019-2
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х. - К проблеме мониторинга актуального состояния отклоняющегося поведения подростков c. 40-53

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.2.25504

Аннотация: Предметом исследования: актуальное состояние отклоняющегося поведения среди подростков в регионе (г. Оренбург). Был проведен социально-психологический мониторинг по специально разработанному комплексу анкет для разного контингента опрашиваемых (подростки, родители, инспектора Подразделений по Делам Несовершеннолетних, учителя средних общеобразовательных школ). Цель мониторинга - провести детальный анализ предмета исследования. Гипотеза: для организации действенной системы профилактических и коррекционных мер в отношении отклоняющегося поведения среди подростков, необходимо отслеживать состояние данного социального явления в текущее время, учитывая его специфику (региональную, половозрастную и т.д.). Для эмпирического исследования мы использовали специально разработанный комплекс анкет, принципами построения которых являются: адресность; сочетание инвариантности и вариабельности; многофункциональность; практическая направленность. Исследование позволило выявить реальную картину состояния отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних в г. Оренбурге, общее представление и мнение анкетируемых о данном социальном явлении. Научная новизна проведенного исследования заключается в разработке анкет, предназначенных для проведения социально-психологического мониторинга. Практическая значимость: исследование направлено на повышение эффективности и усовершенствование деятельности ПДН, психологической службы образования в аспекте ранней профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков. Результаты исследования позволяют сделать следующий вывод: несмотря на кажущиеся благоприятными статистические данные о состоянии отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних, актуальная ситуация, выявленная с помощью анкетирования, свидетельствует о том, что складывающаяся в регионе социокультурная ситуация развития подростка и его социализации, достаточно неблагоприятна по основным жизненным параметрам, создавая проблемы в личностном развитии, приводя к дисгармонии в отношении личности к себе и окружающим людям.
Психология и Психотехника, 2016-12
Аптикиева Л.Р., Аптикиев А.Х., Бурсакова М.С. - К проблеме изучения криминогенной направленности личности подростка c. 1-15

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.12.22976

Аннотация: Предметом исследования является криминогенная направленность подростка – качественная, обладающая динамикой характеристика личности, фундаментальную основу которой представляет совокупность негативных (криминогенных) качеств личности и противоправные (асоциальные) мотивы, обуславливающие склонность подростка выбирать противозаконные способы, средства с целью удовлетворения своих желаний, потребностей. Криминогенная направленность по своему содержанию представлена следующими параметрами: социальные взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, особенности характера подростка, представление о своем будущем и субъективное отношение к нему. Нами было проведено эмпирическое исследование, основной целью которого являлся детальный анализ предмета изучения. Мы исходили из предположения о том, что совокупность негативных (криминогенных) качеств личности подростка представляет собой некий комплекс, устойчивое образование, которое представлено не одним негативным качеством личности, а несколькими, взаимосвязанными между собой, к которым относятся: искаженная система жизненных ценностей; конфликтность во взаимоотношении со взрослыми и сверстниками, носящая хронический характер; повышенная враждебность, агрессивность; деформированное, неадекватное представление о своем будущем; наличие акцентуаций характера; проявление неустойчивости в эмоциональном плане; неразвитое самосознание (низкий уровень развития); наличие психологической склонности к проявлению делинквентности; экстернальный уровень субъективного контроля. К преобладающим мотивам совершения правонарушений подростками, на наш взгляд, относятся следующие группы асоциальных мотивов: «желание отомстить», «приобрести авторитет среди сверстников», «получение материальных благ», «подражание другим», «принуждение к совершению со стороны других лиц», «желание скрыть ранее совершенное преступление». Для эмпирического исследования криминогенной направленности личности подростков были выбраны следующие методики, разработанные и представленные такими авторами, как Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. «Шкала совестливости»; Иванов Н. Я., Личко А. Е. «ПДО»; Елисеев О. П. «Изучение уровня локус контроля личности подростка»; Басса - Дарки «Диагностика состояния агрессии»; Крейдун Н. П., Поливанова Е. Е. «Оценка степени признания осужденным своей вины»; Сакс-Леви «Незаконченные предложения», Рокич М. «Ценностные ориентации личности»; Саенко Е. В. «Поведение», «Символ». С целью выявления психологической склонности к проявлению делинквентности мы применяли методику, разработанную центром консультирования и гуманитарных исследований «Развитие» (г. Вологда) - «Диагностика склонности к асоциальному по¬ведению». Для определения ведущих мотивов совершения правонарушений подростками мы использовали рассказы, предложенные Божович Л. И., содержащие моральные коллизии в воображаемых конфликтных ситуациях, и сочинения, предложенные Бельским П. Г. Критериями отбора методического инструментария являлись теоретические предположения о наличии у несовершеннолетних правонарушителей криминогенной направленности (в аспекте её составляющих). Исследование позволило установить, что в структуре личности подростка криминогенная направленность проявляется в наличии негативных (криминогенных) качеств личности и противоправных (асоциальных) мотивов. Научная новизна проведенного исследования, не претендующего на исчерпывающий характер, заключается в раскрытии содержания понятия криминогенной направленности в аспекте составляющих её компонентов. Практическая значимость обусловлена тем, что исследование направлено на усовершенствование деятельности психологической службы образования, Подразделений по Делам Несовершеннолетних (далее ПДН) в аспекте ранней профилактики и коррекции криминогенной направленности личности. Посредством методов математической статистики (корреляционный и факторный анализ) были выявлены 6 факторов, которые должны являться ведущими в процессе коррекции и ранней профилактики криминогенной направленности. К этим факторам относятся: а) фактор склонности к агрессии, насилию враждебности; б) к выбору противозаконных способов удовлетворения своих потребностей, желаний; в) к проявлению негативных эмоций и накоплению негативных переживаний; г) к переносу ответственности на других людей, обстоятельства; д) фактор деформированных жизненных ценностей; е) деформированных социальных отношений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.