по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Дроздова Татьяна Валентиновна
Современное образование, 2017-1
Романов Е.В., Дроздова Т.В. - Дистанционное обучение: необходимые и достаточные условия эффективной реализации c. 172-195

DOI:
10.7256/2409-8736.2017.1.22044

Аннотация: Обоснование необходимых и достаточных условий эффективной реализации дистанционного обучения осуществляется в контексте стратегических приоритетов модернизации образования, связанных с обеспечением его доступности и непрерывности. Дистанционное обучение рассматривается как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению «спрессованным» человеческим опытом, приобретению опыта творческой деятельности и развитию способностей с целью применения и приобретения знаний в течение всей жизни на основе использования дистанционных технологий обучения. Информационные технологии и их использование в процессе опосредованного взаимодействия обучающихся и педагогических работников только косвенно могут способствовать формированию соответствующих ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, что в перспективе делает востребованными исследования, посвященные «встраиванию» дистанционного обучения в образовательный процесс таким образом, чтобы была актуализирована воспитательная функция образования. На основе категориально-понятийного анализа уточнено понятие «дистанционное обучение». На основе анализа институциональных оснований реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обоснованы достаточные условия эффективной реализации дистанционного обучения. Обоснование необходимых условий осуществлено на основе анализа существующей образовательной практики высшего образования. К определяющим научную новизну исследования необходимым условиям, относятся потребность в законодательной регламентации предельного уровня аудиторной нагрузки преподавателя и нагрузки, связанной с выполнением научно-исследовательской, учебно-методической, организационной и воспитательной работы (что предполагает изменение подхода к финансированию); наличие соответствующего технического оснащения и компетенций для разработки дистанционных технологий обучения. Институциональными основаниями регламентации образовательной деятельности (достаточными условиями эффективной реализации дистанционного обучения) являются документы, регламентирующие деятельность базовых подразделений образовательных организаций и варианты сетевого взаимодействия (интеграция образовательных программ или использование ресурсов других организаций). Выводы: Применение дистанционных технологий обучения должно способствовать выработке новых подходов к оценке продуктивности труда преподавателя высшей школы на основе создания единой (всероссийской) методики расчета рейтинга преподавателя вуза. В нем должна найти отражение мера эффективности учебной, научно-исследовательской, учебно-методической, организационной и воспитательной деятельности, которую осуществляет преподаватель. Обоснованная необходимость законодательной регламентации нагрузки преподавателя высшей школы предполагает изменение подходов к финансированию вузов: в раздел государственного задания следует включить работы, связанные с разработкой дистанционных технологий обучения и созданием объектов интеллектуальной собственности для использования в учебном процессе. Показатели мониторинга эффективности деятельности вузов следует дополнить показателями, по которым можно судить о деятельности вуза в части повышения доступности высшего образования и созданных условий для реализации концепции обучения на протяжении всей жизни. Приоритетными показателями эффективности научно-исследовательской деятельности должны стать «удельный вес средств, полученных образовательной организацией от использования результатов интеллектуальной деятельности, в общих доходах образовательной организации» и «количество созданных результатов интеллектуальной деятельности, имеющих правовую охрану в России и за ее пределами».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.