по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Харитонов Владимир Васильевич
Вопросы безопасности, 2017-5
Харитонов В.В., Серёгин С.Ф. - Эргономические недостатки кабин самолётов как факторы риска безопасности полётов c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.5.21604

Аннотация: Предметом исследования является обострившаяся в последнее время проблема обеспечения оптимальных условий взаимодействия человека и авиационной техники в интересах обеспечения ее безопасной эксплуатации. Необходимость устранения эргономических недостатков кабин самолетов и тщательной эргономической проработки кабин разрабатываемых самолетов в интересах снижения числа ошибочных действий экипажей, обусловленных эргономическими недостатками кабин самолетов, обусловила потребность комплексного исследования эргономических аспектов эволюции кабин самолётов фронтовой авиации с конкретизацией недостатков ранних этапов жизненного цикла кабин современных и перспективных самолетов. Методология исследования объединяет методы системного анализа, авиационной эргономики, испытания авиационной техники, проектирования авиационной техники, историографии и источниковедения. Основным выводом проведенного исследования является то, что по мере усложнения авиационной техники и способов ее применения все большее значение для деятельности летчика приобретает система отображения информации, а варианты «стеклянных кабин» перспективной авиационной техники имеют недопустимо большое количество недостатков, обусловленных недостаточной проработкой концепции компоновки кабин на ранних стадиях жизненного цикла авиационной техники.
Национальная безопасность / nota bene, 2017-4
Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Драган С.П., Кукушкин Ю.А., Сомов М.В., Пенчученко В.В., Харитонов В.В., Шешегов П.М. - Акустическая безопасность летного и инженерно-технического состава государственной авиации c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.4.22866

Аннотация: Предметом исследования является безопасность жизнедеятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Объектом исследования является акустическая безопасность профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как оценка условий труда летного и инженерно-технического состава государственной авиации по шуму и по инфразвуку; риски снижения общей и профессиональной работоспособности, обусловленные воздействием акустического фактора, а также надежность деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Методология исследования объединяет методы инженерной акустики, теории надежности, авиационной медицины, медицины труда, эргономики, теории вероятностей. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости разработки и реализации специальных средств и методов обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации как неотъемлемой части системы обеспечения безопасной эксплуатации воздушного транспорта. Показано, что система профилактики негативного действия шума на авиационный персонал должна быть комплексной и включать технические и организационные мероприятия, мониторинг условий труда летного и инженерно-технического состава, наличие и правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты от шума, динамическое медицинское наблюдение за летным и инженерно-техническим составом государственной авиации с реализацией комплекса лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Транспортный вестник, 2017-2
Зинкин В.Н., Сомов М.В., Пенчученко В.В., Харитонов В.В., Шешегов П.М. - Критериальная значимость потенциальной ненадежности действий в исследованиях профессиональной работоспособности авиационных специалистов c. 14-31

DOI:
10.7256/2453-8906.2017.2.21775

Аннотация: Предметом исследования является обеспечение надежной профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава воздушных судов в условиях воздействия авиационного шума. Объектом исследования является функциональная надежность оператора авиационной эргатической системы. Автор подробно рассматривает такой аспект темы анализ надежности профессиональной деятельности летно-подъемного и инженерно-технического состава, обеспечивающего эксплуатацию современных воздушных судов, при выполнении ими профессиональных обязанностей на рабочих местах, в том числе при использовании средств индивидуальной и коллективной защиты от шума. Методология исследования объединяет методы теории надежности, инженерной акустики, авиационной акустики, системного анализа и теории вероятностей. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что авиационный шум является источником потенциальной опасности, обусловливающим повышенный риск ошибочных действий авиационных специалистов и развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, приводящих к ранней профессиональной дисквалификации. Особым вкладом авторов в исследование темы является получение количественных оценок потенциальной ненадежности действий летно-подъемного и инженерно-технического состава.
Вопросы безопасности, 2016-6
Пенчученко В.В., Харитонов В.В., Шешегов П.М., Зинкин В.Н., Абашев В.Ю. - Системный анализ акустической безопасности профессиональной деятельности авиационных специалистов c. 36-51

DOI:
10.7256/2409-7543.2016.6.21292

Аннотация: Предметом исследования является акустическая безопасность профессиональной деятельности авиационных специалистов, включающее анализ: особенностей эксплуатации речевого канала управления авиационной эргатической системы, функциональной надежности оператора авиационной эргатической системы, источников авиационного шума, способов моделирования воздействия шума на надежность деятельности оператора, надежности деятельности экипажей современных воздушных судов и физиологических механизмов воздействия авиационного шума на оператора авиационной эргатической системы. Новизна исследования обусловлена его системностью и направленностью на выявление проблем безопасности профессиональной деятельности авиационных специалистов, обусловленных воздействием авиационного шума. Методология исследований объединяет методы теории надежности, гигиенических исследований, медицины труда, доказательной медицины, математической статистики и инженерной акустики. Основными выводами проведенного исследования являются конкретизированные проблемы безопасности профессиональной деятельности авиационных специалистов, обусловленных воздействием авиационного шума. Показано, что авиационный шум является источником потенциальной опасности, обусловливающим повышенный риск ошибочных действий авиационных специалистов и развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, приводящих к ранней профессиональной дисквалификации. Результаты исследования показывают насущную необходимость разработки и реализации специальных средств и методов обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности авиационных специалистов как неотъемлемой части системы обеспечения безопасной эксплуатации воздушного транспорта.
Транспортный вестник, 2016-1
Серёгин С.Ф., Харитонов В.В. - Ключевые проблемы совершенствования системы безопасности полетов государственной авиации c. 1-22

DOI:
10.7256/2453-8906.2016.1.19459

Аннотация: Дана комплексная характеристика актуальных проблем совершенствования системы безопасности полетов государственной авиации, основанная на совместном рассмотрении летательного аппарата и человеческого фактора с учетом опыта эксплуатации летательных аппаратов на всех этапах жизненного цикла с акцентом на обеспечение испытаний летательных аппаратов. Две составляющие обеспечения безопасности полетов: летательный аппарат и человеческий фактор рассмотрены отдельно, а затем комплексно, как взаимосвязанные, взаимодействующие и взаимно обусловленные компоненты единой эргатической системы «самолет – летчик». Методология исследования базируется на системном анализе, методах теории надежности, авиационной эргономики, инженерной психологии, психологии труда. Основными выводами проведенного исследования являются конкретизированные актуальные проблемы обеспечения безопасности полетов государственной авиации: сложность современного самолета, особенно в организации информационного поля кабины; средние летные способности большинства современных военных летчиков; недоиспытанность авиационных комплексов; разнотипье эксплуатируемых самолетов. Безусловно, каждый вопрос требует отдельного и более глубокого рассмотрения с выявлением всех причин и угроз безопасности полетов, понимания этих причин и угроз и выработки стратегии на государственном уровне по устранению причин аварийности в государственной авиации. И в первую очередь должно быть понятно, что во главе угла решения проблем безопасности полетов стоит человек.
Тренды и управление, 2015-3
Бондаренко А.Г., Харитонов В.В., Соловей Ю.Н. - Эргономическая оптимизация обучающей среды при подготовке авиационных специалистов с использованием компьютерных систем

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.15898

Аннотация: Предметом исследования являются эргономические аспекты создания, испытаний и эксплуатации компьютерных систем обучения авиационных специалистов (в первую очередь летного состава). Процесс получения знаний с использованием компьютерных систем обучения рассмотрен как целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия инструктора и обучаемого по заданной обучающей программе, в результате которого формируется обучающая среда, обеспечивающая приобретение (развитие) обучаемым знаний, умений и навыков. Эргономичность обучающей среды определяется соответствием характеристик технических средств обучения индивидуальным психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям обучаемого. Методология исследования объединяет методы инженерной психологии, эргономики, педагогики, кибернетики, психологии экстремальных ситуаций, адаптивного управления, управления с обратной связью. Основными результатами исследования являются сформулированные систематизированные особенности конкретизации и учета эргономических аспектов при формировании и реализации обратной связи между обучаемым и инструктором, являющейся необходимым условием качественного обучения в интересах формирования устойчивых воспроизводимых знаний и навыков выполнения профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
Теоретическая и прикладная экономика, 2015-1
Харитонов В.В., Мережко А.Н., Лагойко О.С., Сомов М.В., Белоусов Д.Г. - Прогнозирование инвестиций в научно-техническую продукцию c. 10-20

DOI:
10.7256/2409-8647.2015.1.14477

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы адекватного прогнозирования инвестиций в научно-техническую продукцию экспертизе вариантов проектных решений в интересах поддержки принятия управленческих решений на ранних стадиях жизненного цикла такой продукции. Реализация проектных решений, рассматриваемых при планировании объемов продукции, сопряжена с единовременными затратами, связанными с разработкой, производством и эксплуатацией такой продукции. Исследование проведено в аспектах прогнозирования себестоимости научно-технической продукции, определения объемов инвестиций в производство и прогнозирования эксплуатационных затрат. Методология исследования базируется на методах экономического прогнозирования, системного анализа, теории надежности, теории проектирования и испытаний сложных систем. Основными результатами проведенного исследования являются разработанные и адаптированные методики прогнозирования себестоимости научно-технической продукции, определения объемов инвестиций в производство и прогнозирования эксплуатационных затрат, практическая реализация (комплексное применение) которых позволяет обосновать потребные объемы инвестиций в научно-техническую продукцию на этапе проектных решений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.