по
Педагогика и просвещение
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Костригин Артем Андреевич
Психология и Психотехника, 2024-1
Никольская А.В., Костригин А.А. - Отношение россиян к экономическому неравенству: обоснование экономико-психологического эксперимента c. 85-104

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69738

Аннотация: В настоящее время в российском обществе наблюдаются изменения в отношении к различным социальным явлениям и процессам, среди которых отношение к экономическому неравенству занимает особое место. Несмотря на актуальность данной проблематики, рассмотрение социально-психологических аспектов отношения к экономическому неравенству в научной литературе отражено недостаточно. Исследование особенностей отношения к неравенству позволит уточнить общественные настроения и установки, необходимые для дальнейших социальных и экономических реформ. Кроме того, традиционные методы исследования не всегда отражают репрезентативные характеристики отношения населения к различных социальным проблемам, поэтому существует необходимость разработки более релевантного метода (экономико-психологического эксперимента) для выявления личностных аспектов экономического поведения респондентов. Цель исследования. Изучение особенностей отношения российских респондентов к экономическому неравенству в обществе с помощью экономико-психологического эксперимента и обоснование данного метода как перспективного для исследования отношения к социальным и экономическим явлениям. Методы. Фокус-группы, в рамках которых проводились групповые интервью и обсуждения о проблемах неравенства; опрос, направленный на изучение отношения к неравенству и поведения в отношении благотворительности; экономико-психологический эксперимент (квазиэксперимент), в рамках которого моделировались ситуации для принятия респондентами экономических решений (выбор общества для гипотетического внука). Результаты. Российские респонденты одинаково готовы жить в обществе риска, желая получить более высокие доходы, и в обществе с фиксированным средним доходом. Большинство респондентов не готово отказаться от части своих доходов, чтобы помогать тем, кто живет хуже. Отношение к неравенству (предпочтение равного и неравного обществ) у российских респондентов не изменяется в любых смоделированных экономических условиях. Результаты, полученные с помощью экономико-психологического эксперимента, представляют оригинальные аспекты отношения респондентов к экономическому неравенству по сравнению с методами опросами и тестирования. Основные выводы. Отсутствуют статистически значимые различия между предпочтением респондентов общества с высокими доходами и общества с фиксированным средним доходом, что говорит о расслоении российской выборки. Обнаружены возрастные и региональные особенности отношения респондентов к экономическому неравенству. Экономико-психологический эксперимент был обоснован как перспективный для изучения отношения к экономическому неравенству в обществе.
Психология и Психотехника, 2022-3
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогического таланта в современной зарубежной психологии c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38668

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического таланта как перспективное направление исследований современной зарубежной педагогической психологии. Отмечается, что в настоящее время одним из ключевых субъектов образовательного процесса признается педагог, а требования к нему включают в себя формирование тех взглядов, личностных черт, компетенций и паттернов поведения, с помощью которых он успешно бы функционировал в изменяющихся условиях и решал педагогические проблемы нового типа. Показывается, что в российской психолого-педагогической литературе недостаточно представлена проблематика педагогического таланта, поэтому возникает необходимость обращения к результатам зарубежных исследований. Ставится цель представления и анализа зарубежных психологических подходов к изучению педагогического таланта. Зарубежные исследования по проблеме педагогического таланта разделяются на следующие: определение, характеристики и роль педагогического таланта в педагогической деятельности; выявление педагогического таланта и его особенностей; технологии управления и развития педагогического таланта. На основе теоретического анализа работ делаются выводы о недостаточном концептуальном осмыслении феномена педагогического таланта, определении педагогического таланта через другие личностные и профессиональные характеристики педагога, доминировании компетентностного подхода при изучении данной проблемы, опоре исследователей на подходы из области организационной психологии и психологии труда. Обосновывается важность изучения современных зарубежных исследований для постановки актуальных теоретических и прикладных задач в области педагогической психологии.
Психология и Психотехника, 2021-2
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогических способностей в современной зарубежной психологии c. 68-85

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35434

Аннотация: В статье обсуждается проблематика педагогических способностей. Отмечается, что в настоящее время существует востребованность в изучении ключевых для педагогической деятельности способностей, т.к. происходит трансформация системы образования и требований к педагогам. Отечественные психологические традиции изучения педагогических способностей достаточно известны (Б.М. Теплов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), однако в настоящее время происходит сближение не только российских и зарубежных научных подходов, но и систем образования, для успешной реализации которых необходима универсальная педагогическая деятельность, педагогические навыки, педагогические способности. Направления зарубежных работ в настоящее время включают в себя рассмотрение основных требований к педагогу и основных педагогических способностей, но особенное внимание сосредоточено на изучении тех качеств и способностей, которые касаются не непосредственного осуществления педагогической деятельности, а поддержания и стимуляции эффективности процесса и результативности. Таковыми способностями являются педагогическая креативность, рефлексия, метакогнитивные способности. Отдельно освещается проблема управления развитием собственных способностей педагогом. Делается в вывод о том, что современная педагогическая реальность требует от педагогов не содержательных компетенций и способностей, а системных, контролирующих и управляющих самим педагогическим процессом.
Психология и Психотехника, 2020-3
Костригин А.А. - Интерпретация и объяснение бессознательных процессов и феноменов в различных сферах человеческой жизнедеятельности как конструктивистская позиция c. 17-30

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33187

Аннотация: В статье автор обозначает одну из особенностей современной психологии – отход от естественно-научной парадигмы и переход к конструктивисткой методологии. Конструктивизм в психологии характеризуется относительностью истины, преобладанием субъективного над объективным, обусловленностью познания особенностями субъекта, активностью индивидуума в познании и бытии, конструированием реальностью самим индивидуумом. Среди различных проблем современной психологии автор обращается к проблеме изучения бессознательного и предлагает применить к его исследованию конструктивистскую парадигму. Обосновывается, что конструктивизм является одной из наиболее эффективных подходов к изучению бессознательного, т.к. особенности бессознательного отвечают положениям конструктивизма: в бессознательном огромную роль играют фантазии, влечения, эмоциональные процессы; структура бессознательного не точна, не может быть сведена к конкретным элементам; бессознательное подвижно и развивается по своей собственной логике.   Автор рассматривает зарубежные исследования бессознательного, которые построены на основе конструктивизма. Основными методами исследования являются теоретический анализ, проблемологический анализ. Научная новизна исследования заключается в обосновании применения конструктивистского подхода в психологии к исследованию бессознательного, а также в проведении аналитического обзора современных зарубежных исследований по проблеме бессознательного, стоящих на положениях конструктивизма. Делаются выводы относительно преобладающих тенденций в зарубежной конструктивисткой психологии бессознательного: опора на нерациональные, необъективистские теории при объяснении бессознательного; стремление сделать психоанализ общепсихологической теорией; признание бессознательной стороны мыслительной деятельности ведущей, т.к. она способна к более продуктивной обработке информации; бессознательный механизмы общения и совместной деятельности играют существенную роль в установлении глубинного личностного диалога, в психологической практике работе с бессознательным уделяется ведущая роль, более того, этот аспект становится центральным и в социальных и этнологических исследованиях. На основе теоретического обзора зарубежных исследований отмечается плодотворность использования конструктивизма в психологии.
Психология и Психотехника, 2020-2
Костригин А.А., Мазилов В.А. - Отечественная дореволюционная философская психология как целостный подход к исследованию души человека c. 38-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.2.33035

Аннотация: Авторы статьи обращаются к истории дореволюционной психологии в России. В этой области рассматривается отечественная дореволюционная философская психология как особое направление в психологической науки на рубеже XIX-XX вв. Показывается наличие проблемы как и терминологического обозначения, так и содержательного понимания психологических идей данного направления в истории российской психологии. Авторы определяют философскую психологию как широкое самостоятельное направление в отечественной психологической науке конца XIX – начала XX в., в рамках которого, в частности, развиваются идеи субстанциальности души, несводимой только к материи и проявляющейся в различных аспектах (духовных, душевных, материальных (физиологических)), обладающей особыми свойствами, свободой воли и самосознанием. В данном теоретическом исследовании ставится цель определения и анализа концепции российской философской психологии на рубеже XIX-XX вв. Методами данного исследования являются теоретический анализ, синтез, обобщение и систематизация психологических идей, проблемологический анализ, категориально-понятийный анализ. Опираясь на идеи С.С. Гогоцкого, В.А. Снегирева, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Г.И. Челпанова, Г.Г. Шпета и П.Д. Юркевича, обозначаются основные положения отечественной дореволюционной философской психологии как целостного подхода к исследованию и пониманию души человека: 1) философская психология рассматривает душу как субстанцию, как особое измерение бытия, которое не может быть сведено только к содержанию сознания, процессам, функциям или конкретным душевным явлениям; 2) философская психология обосновывает «живость» души, ее живое течение, постоянное изменение; 3) философская психология отличает душевные явления от физических, описывая их особые свойства; 4) философская психология определяет ведущей особенностью душевных явлений осознанность и осмысленность; 5) философская психология считает субъектом души человеческую личность или человеческое «Я»; 6) философская психология является комплексным изучением души, включающих себя исследование различных ее сторон (духовное измерение, душевное измерение (сознание), физиологические реакции), философская психология является метапсихологией; 7) философская психология определяет ведущим методом психологии самонаблюдение (интроспекцию). Обозначается актуальность обращения к наследию философской психологии как для истории и методологии психологии, так и для решения современных научных, духовных и практических проблем психологии.
Психология и Психотехника, 2019-2
Никольская А.В., Костригин А.А. - Актуальные вопросы анималотерапии: направления, области и методы применения c. 54-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.2.29528

Аннотация: В статье обсуждается одно из новых и перспективных направлений современной психотерапии - анималотерапия. Авторы обозначают широкую распространенность применения анималотерапии в отечественной литературе, однако все эти работы содержат, по большей части, лишь краткие выводы и результаты применения отдельного приема в рамках анималотерапии без критического осмысления и выявления преимуществ и ограничений; также в них отсутствует перечень направлений и областей применения анималотерапии и конкретных методических приемов, решающих определенные задачи. Существует потребность методологического и методического анализа анималотерапии. Авторы статьи ставят цель рассмотрения некоторых основных направлений и областей применения анималотерапии с указанием конкретных методов и техник коррекции и развития определенных психических процессов и личностных структур. В качестве методов исследования используются теоретический анализ, обобщение и систематизация взглядов и результатов экспериментов по анималотерапии и влиянию животного на человека, проведенных отечественными и зарубежными исследователями и практиками. В рамках данной работы обозначены некоторые основные направления анималотерапии на сегодняшний день: развитие и коррекция речи (построение вербальной последовательности, сравнение и сопоставление, чтение и грамотность) и навыков общения (совместное внимание, социальные прагматические навыки), трудотерапия и навыки повседневной жизни, психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Авторы отмечают важность продолжения теоретического и методологического анализа возможностей и ограничений анималотерапии.
Психология и Психотехника, 2019-1
Никольская А.В., Костригин А.А. - Психотерапевтические основы анималотерапии: ключевые характеристики, принципы проведения, возможности и ограничения c. 129-140

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29178

Аннотация: В статье обсуждается новый подход в рамках психотерапии – анималотерапия. Отмечаются проблемы определения и применения анималотерапии, изложенные в отечественной и зарубежной литературе: терминологическая путаница, недостаточная доказательность эффективности, методологическая непродуманность и неструктурированность. В настоящей статье предпринята попытка восполнить вышеназванные пробелы. Цель данной работы – представить психотерапевтическую систему анималотерапии (понятия, задачи, области применения, противопоказания), раскрыть ее потенциал и риски для отечественной психотерапевтической практики, обосновать принципы проведения и требования к организации данного вида психологической помощи. В качестве методов исследования используются теоретический анализ, моделирование, обобщение и систематизация взглядов и результатов экспериментов отечественных и зарубежных исследователей и практиков анималотерапии. Результатами проведенного теоретического анализа выступили: определение ключевых особенностей анималотерапии, описание принципов проведения и организации, выделение способов минимизации риска, обоснование противопоказаний к данному виду терапии; рассмотрение достоинств и недостатков использования животных разных биологических видов в анималотерапии, а также основных правил выбора животного, участвующего в терапии.
Психология и Психотехника, 2016-9
Костригин А.А., Стоюхина Н.Ю. - Умозрительная и интроспективная психология в России в XIX – начале XX вв.: определение понятий, границы направлений

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.9.21458

Аннотация: В статье рассматривается проблема становления российской психологии в XIX - начале XX вв. Анализируются подходы отечественных историков психологии на структуру психологии в России этого периода. Авторы отмечают отсутствие единого терминологического поля и представления о содержании направлений психологической науки. Традиционная классификация, выделяющая экспериментальную, эмпирическую и религиозно-философскую психологию нечувствительна к тем ученым и их концепциям, которые работали сразу в нескольких направлениях или в декларируемых позициях придерживались одних взглядов, но в своих работах пользовались другими идеями. Авторы предлагают собственную классификацию направлений в психологии в России в XIX - начале XX вв., основанную на доминирующем методе получения психологических знаний (умозрение, интроспекция, эксперимент и измерение): умозрительная психология, интроспективная психология и экспериментальная психология. В статье авторы подробно рассматривают только умозрительную и интроспективную психологии, т.к. относительно этих направлений, их представителей, концепций, а также самих методов (умозрение и интроспекция) существует наибольшая неопределенность и неясность. Методами данного историко-психологического исследования являются структурно-аналитический метод и метод анализа категориально-понятийного аппарата. Данное теоретическое исследование является методологическим, осмысляющим подходы представителей умозрительной и интроспективной психологии относительно предмета и метода психологии. Авторы разработали собственную классификацию направлений российской психологической науки в XIX - начале XX вв., предложив новое основание – метод получения психологических знаний (умозрение, интроспекция, эксперимент). В каждом направлении были выделены два вектора, соответствующие определенному представлению о природе предмета психологии: субстанциональная психология (душа как самостоятельная субстанция) и функциональная психология (психика как функция мозга и нервной системы). В окончательном виде классификация выглядит следующим образом: 1) умозрительная субстанциональная психология и умозрительная функциональная психология; 2) интроспективная субстанциональная психология и интроспективная функциональная психология; 3) экспериментальная субстанциональная психология и экспериментальная функциональная психология.
Вопросы здравоохранения , 2016-2
Костригин А.А. - П. П. Кащенко и первая статистическая перепись людей с психическими заболеваниями в Нижнем Новгороде в XIX в. c. 80-89

DOI:
10.7256/2453-8914.2016.2.20498

Аннотация: В данной статье рассматриваются статистические исследования Петра Петровича Кащенко (1859-1920), известного психиатра и общественного деятеля, в области психиатрии. Предмет исследования - статистический отчет одной из первых проведенных в России переписи людей с психическими заболеваниями. Обсуждаются особенности, данного статистического исследования психических заболеваний, указываются сложности и ошибки в осуществлении этого мероприятия, анализируются полученные данные. Отмечается значительное влияние такой сферы как земская статистика в конце XIX в. на науку и общество. Исследование основывается на принципе единства логического и исторического в науке. Методы, используемые в работе: категориально-понятийный анализ, проблемологический анализ и источниковедческий анализ. Научная новизна данного историко-научного исследования заключается в подробном рассмотрении результатов статистического исследования распространения психиатрических заболеваний среди сельского населения Нижегородской губернии в конце XIX в., а также в уточнении полученных П.П. Кащенко данных (по сравнению с опубликованными ранее работами по этой проблеме). Представляется количество больных по видам заболеваний, процентное соотношение конкретных заболеваний от общего числа, процентное соотношение больных мужчин и женщин. Отмечается вклад П.П. Кащенко в развитие психиатрического движения в конце XIX в.
Психология и Психотехника, 2015-1
Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. - Отечественные психологи конца XIX - начала XX вв. о снах и сновидениях

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.1.13808

Аннотация: В статье обсуждаются теории сна и сновидений психологов, философов и богословов в России конца XIX в. – начала XX в. Авторы статьи ставят своей задачей проанализировать контекст развития психологии сна в отечественной науке, а также описать причины забвения имен отечественных ученых, занимавшихся изучением проблематики сна и сновидений. Неоднозначность образа психологии сна в отечественной традиции обуславливается "многоголосием" психологической науки в целом. Существовало два направления исследований - эмпирическое и религиозно-философское (богословское). В статье используются методы историко-психологического исследования: метод анализа категориально-понятийного аппарата и метод анализа продуктов деятельности. В качестве методологии принимаются принципы детерминизма развития психологии как науки и единства логического и исторического (В.А Кольцова, Ю.Н. Олейник). Центральными проблемами, которые решали ученые в дореволюционной России, заключались в формулировке определения сна и сновидений, их источников, факторов, формулировании классификаций. Одной из наиболее неоднозначных тем, волновавших психологов на рубеже веков, является проблема существования пророческих, или вещих снов. Новизна исследования заключается в освещении исследований в области психологии сна в творчестве ученых на рубеже XIX-XX вв., что является отсутствующим элементов в истории психологии. Полученные результаты помогут понять пути развития российской психологии.
Современное образование, 2015-1
Костригин А.А. - Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении c. 26-41

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13878

Аннотация: В данной статье обсуждаются организационные вопросы деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор подробно рассматривает такие организационные аспекты, как менеджмент и организационная культура в дошкольных учреждениях. Представляется, что в настоящий период перехода дошкольного образования от «муниципального варианта» к «рыночному» становится значимым использовать новые организационные ресурсы и возможности, которые возникают из-за смены образовательной и экономической ориентации дошкольных образовательных учреждений. Обосновывается необходимость рассмотрения дошкольного учреждения как организации, которой присущи миссия, ценности, менеджмент, организационная культура, технологии управления персоналом, конкурентоспособность. Методом исследования является теоретический анализ научной литературы и теоретическое моделирование функционирования дошкольного образовательного учреждения как организации. Методологией исследования является концепция рыночной структуры дошкольного образовательного учреждения (Г.Ф. Ксендзова). Новизна исследования заключается в обосновании концепции деятельности дошкольного образовательного учреждения как современной организации. Автор показал, что дошкольное учреждение должно рассматриваться как организация, участвующая в рыночных процессах, и представляющая собой конкурентоспособный субъект. Однако существуют проблемы осознания и использования возможностей таких новых для дошкольных учреждений феноменов, как организационная культура, ценности, менеджмент. Автором показано, что в настоящее время дошкольные учреждения находятся в ситуации перехода к новым стратегиям функционирования.
Психолог, 2015-1
Стоюхина Н.Ю. - Психотехнические исследования 1920-1930-х гг. по предотвращению аварий на транспорте c. 66-93

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13932

Аннотация: Предметом исследования, представленного в данной статье, является историко-психологический обзор одного из многообразных аспектов деятельности советских психотехников 1920-1930-х гг. – воздейственная работа на транспорте по предотвращению несчастных случаев. Причиной возникновения аварийных ситуаций на дорогах стало увеличение транспорта в СССР, что талантливо отразили в своих произведениях художники слова (И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский) и очевидцы тех событий. Особое внимание уделяется автором работам тех учёных-психотехников, которые своими разнообразными исследованиями внесли свой вклад в изучение этой важной темы: И.Н. Дьякова, Б.И. Северного, А.И. Колодной, К.К. Платонова. Методы, используемые в работе: исторический, воссоздающий историю исследуемой реальности, библиографический, способствующий систематизации информации, биографический, направленный на раскрытие персоналистического аспекта истории психологии. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые на материале истории советской психотехники раскрыты предпосылки и истоки становления психологии безопасности на транспорте, введены в научный оборот забытые работы психотехников по предупреждению аварий на транспорте в связи с особенностями социального контекста и научной политики, что позволяет расширить поле историко-психологического, социально-психологического и науковедческого исследования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.