по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чернов Дмитрий Николаевич
Психология и Психотехника, 2019-3
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста c. 92-107

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.3.27003

Аннотация: Предметом исследования являются особенности взаимоотношений в системе «ребенок–мать» в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста. Автором поднимается вопрос о недостаточной методологической проработанности эмпирических исследований детско-родительских отношений и предлагается рассмотрение проблемы с позиций субъектно-деятельностного подхода. Особое внимание уделяется анализу детско-родительских отношений в младшем подростковом возрасте с позиции сформированности детско-родительской общности как коллективного субъекта. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности структуры взаимоотношений на этапе начала младшего подросткового возраста, стилевые особенности родительского отношения в этот период, аспекты межличностных переживаний, указывающие на психологический кризис в детско-родительских отношениях. В работе использован психодиагностический комплекс из шести методик, которые позволяют исследовать стили родительского воспитания, особенности отношения подростка к ближайшему социальному окружению, личностные особенности матери и ребенка. Научная новизна исследования заключается в том, что особенности детско-родительских отношений в период вхождения ребенка в подростковый кризис проинтерпретированы с позиций субъектно-деятельностного подхода. Обнаружено, что родительско-детские отношения в этот период жизни ребенка характеризуются значительным разнообразием вариантов эмоционально-поведенческих реакций. Использованная в работе процедура факторного анализа позволяет структурировано описать лишь половину взаимосвязанных изменений показателей детско-родительских отношений. Возникает несовпадение переживаний матери и младшего подростка относительно функционирования системы «ребенок–мать»; обнаружены маркеры возникновения кризиса в становлении детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. Наблюдаются варианты социально неадекватного поведения ребенка в ответ на чрезмерно требовательное отношение матери.
Психолог, 2019-2
Чернов Д.Н. - Методологические основы построения модели социокультурной обусловленности языковой компетенции ребенка в онтогенезе c. 56-70

DOI:
10.25136/2409-8701.2019.2.27806

Аннотация: Предметом исследования является теоретическая модель социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка в онтогенезе. Автором поднимается вопрос о необходимости выявить среди множества изученных факторов становления речи и языка ребенка те условия, которые являются системообразующими, опосредующими влияние различных биосоциокультурных факторов на процесс развития речи и овладения языком. Особое внимание уделяется рассмотрению проблемы характера социальной детерминации речеязыкового развития, предлагается вариант ее разрешения с использованием концепции коллективного субъекта (С.Л. Рубинштейн, А.Л. Журавлев). Показано, что успешное решение проблемы возможно при рассмотрении в качестве объекта исследования концепта "языковая компетенция" (Е.Д. Божович). В работе проведен метаанализ уже выполненных теоретических и эмпирических исследований, позволяющих наметить подходы к решению проблемы. Новизна работы заключается в рассмотрении проблемы с позиции общетеоретических подходов и современных достижений в области психогенетики, психологии индивидуальных и межгрупповых различий, социальной психологии, психолого-педагогической практики языкового обучения. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что в качестве центрального системообразующего основания для построения модели социокультурной обусловленности становления языковой компетенции в онтогенезе предлагается рассматривать систему коллективных субъектов, включающих значимый для ребенка на каждом этапе онтогенеза круг взрослых и сверстников. Приведена характеристика коллективного субъекта "родитель - ребенок". В контексте проблемы эффективности языкового обучения изложены методологические основания для формирования коллективного субъекта "педагог-ученик (учебная группа)". Приводятся эмпирические доказательства авторской точки зрения.
Психолог, 2017-5
Чернов Д.Н. - Актуальные проблемы языкового обучения в «зоне ближайшего развития» школьника c. 67-76

DOI:
10.25136/2409-8701.2017.5.22410

Аннотация: Предметом исследования является языковое обучение в «зоне ближайшего развития» в школьном возрасте. Цель работы – проанализировать возможности использования квазиязыковых средств для создания программ обучения правилам русского языка при условии организации субъект-субъектного взаимодействия педагога и учащегося. Проанализированы истоки использования искусственных языковых построений с целью актуализации творческого потенциала реципиента в литературном творчестве (Л. Кэрролл, "заумный" язык футуристов, современные детские писатели), демонстрации значительного потенциала грамматики для передачи смысла высказывания (Л. В. Щерба, Н. Хомский). Показано, что экспериментирование с правилами языка является закономерным этапом языкового развития ребенка (период детского словотворчества). Проведен анализ современных диагностических и тренинговых методик, в которых с целью актуализации языковой креативности ребенка используется искусственный материал, содержащий бессмысленные слова, построение и сочетание которых друг с другом подчиняется формальным языковым правилам. Основные выводы проведенного исследования выражаются в следующих положениях: языковое обучение в школьном возрасте должно актуализировать творческий потенциал овладения языком; эффективным методическим приемом является использование при построении нестандартных заданий, состоящих из искусственных слов, правила словоизменения которых аналогичны правилам русского языка, из предложений и текстов, в которых сочетание квазислов подчиняется правилам русской грамматики; соблюдение баланса между спонтанным и реактивным обучением при применении такого языкового материала возможно при построении взаимодействия обучающего и обучающегося как сотрудничества в «зоне ближайшего развития» ребенка.
Психология и Психотехника, 2016-6
Чернов Д.Н. - Роль фактора этнической принадлежности в языковом развитии школьника: обзор современных исследований

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.6.20347

Аннотация: Работа посвящена проблеме социокультурной обусловленности языкового развития ребенка. Проведен метаанализ исследований, рассматривающих роли фактора этнической / расовой принадлежности в языковом развитии детей в школьном возрасте. Акцент сделан на изучении языкового развития школьников из семей иммигрантов, социализация которых проходит в чужом для них социокультурном пространстве, в котором основным является какой-либо один язык «титульной» нации. Современные зарубежные и отечественные работы анализируются в аспекте сопоставления подходов, методов, полученных эмпирических результатов. Для метаанализа использованы зарубежные работы, представленные в базах данных Medline, Scopus и Web of Science, и отечественные исследования, размещенные в системе elibrary.ru. Удельный вес исследований, выполненных на контингенте детей школьного возраста, в общем массиве научных работ сравнительно мал. В зарубежных исследованиях, проведенных с помощью стандартизированных языковых тестов, показано, что дети из семей иммигрантов отстают в языковом развитии в сферах лексики, грамматики и семантики. В современных работах большое внимание уделяется изучению особенностей нарративов. На примере детей из семей иммигрантов-афроамериканцев школьного возраста, для которых основным средством коммуникации является афроамериканский английский диалект, показано, что в развитии нарративной способности они, как правило, не отличаются от белых американцев, а по некоторым параметрам нарративов, демонстрируют своеобразие и даже превосходят их в развитии. В отечественных исследованиях проблема изучается в связи с вопросом об адекватном усвоении русского языка детьми из семей мигрантов. Дети-инофоны проходят в овладении русским языком стадии, свойственные русскоязычным детям, однако в их русской речи наблюдаются особенности, которые, в норме, к школьному возрасту у детей исчезают. Многие языковые особенности обусловлены интерференцией русского и родного для ребенка языков. Показано, что важнейшей социокультурной причиной трудностей в овладении русской речью является непоследовательный и неосознанный подход родителей детей-инофонов к усвоению их детьми русского языка.
Психология и Психотехника, 2014-9
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей старшего дошкольного возраста

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.9.12165

Аннотация: Предметом исследования стала структура детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих старших дошкольников. Взаимоотношения внутри детско-родительской общности рассматривались через призму активно разрабатываемого в отечественной психологии понятия «коллективный субъект». Изучение структурно-динамических компонентов, составляющих сущность детско-родительских отношений, в контексте концепта коллективного субъекта, позволило построить субъектноориентированную модель взаимоотношений в диаде «родитель – старший дошкольник», а сопоставление настоящих результатов с полученными автором ранее результатами исследований семей, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, позволило изучить онтогенетический аспект изменения данной модели. Методологической основой работы стал субъектно-деятельностный подход. Экспериментальное исследование проведено на 106 диадах «мать – старший дошкольник» с помощью методического комплекса, позволяющего раскрыть структуру и содержание детско-родительских отношений с точки зрения степени сформированности коллективного субъекта. Обнаружено, что детско-родительская общность характеризуется наличием взаимосвязанности / взаимозависимости родителя и ребенка, стремлением к расширению сфер совместной с ребенком активности и рефлексивным отношением к индивидуальной и совместной жизнедеятельности в сочетании с типом родительского отношения «потворствующая гиперпротекция». В этом случае ребенок воспринимает семейную ситуацию положительно, он социально адекватен во взаимоотношениях с окружающими, любознателен и общителен. Обсуждаются перспективы полученных результатов для теории и практики изучения роли детско-родительских отношений в становлении личности ребенка.
Психология и Психотехника, 2012-4
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений при воспитании младших дошкольников в условиях эмиграции
Аннотация: Детско-родительские отношения в семьях казахстанских немцев, эмигрировавших в Германию, рассматриваются с позиций субъектно-деятельностного подхода с учетом социокультурной ситуации жизнедеятельности семьи. Исследование 60 диад «мать–младший дошкольник» показало, что особенности детско-родительских отношений находятся в зависимости от представлений родителей о цели и смысле развития ребенка в новых социокультурных условиях. В семьях с бикультурно-воспитательными мотивами становление взаимоотношений с ребенком происходит по типу коллективного предсубъекта в атмосфере повышенной моральной ответственности, Данная модель детско-родительских отношений может стать основанием для психолого-педагогической работы с семьей с целью развития бикультурной личности ребенка.
Психолог, 2012-2
Чернов Д.Н. - Субъектно-деятельностный подход к анализу детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников c. 1-33
Аннотация: Детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей младшего дошкольного возраста, изучены с позиций субъектно-деятельностного подхода. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности становления детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. При исследовании 116 диад «мать–младший дошкольник» обнаружено, что для них характерен предсубъектный уровень развития коллективного субъекта «родитель–ребенок» в сочетании с тенденцией к рефлексивному отношению родителя к совместной жизнедеятельности. Исходя из реализованного подхода, предложены ориентиры в психолого-педагогической работе с системой «родитель–ребенок».
Психология и Психотехника, 2011-12
Чернов Д.Н. - Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших дошкольников
Аннотация: Детско-родительские отношения изучены с позиций субъектно-деятельностного подхода. Предложен методический комплекс, позволяющий исследовать особенности формирования детско-родительской общности по типу коллективного субъекта. При исследовании 60 диад «мать–младший дошкольник» обнаружено, что для них характерен предсубъектный уровень развития коллективного субъекта «родитель–ребенок» в сочетании с тенденцией к рефлексивному отношению родителя к совместной жизнедеятельности. Исходя из реализованного субъектно-деятельностного подхода, предложены новые ориентиры в психолого-педагогической работе с системой «родитель-ребенок».
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.