по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мельников Юрий Борисович
Современное образование, 2019-4
Мельников Ю.Б., Привалов С.М. - Внутреннее алгебраическое представление стратегии как средство организации обучения математической деятельности c. 1-14

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.4.31402

Аннотация: Объект исследования - процесс обучения математике. Предметом исследования является стратегия деятельности. Предложено и изучено внутреннее алгебраическое представление стратегии деятельности, рассматриваемой как механизм создания плана деятельности. Ранее Ю.Б. Мельниковым предложена интерпретация алгебраического подхода к моделированию как система из трех компонентов: 1) системы базовых моделей; 2) системы типовых преобразований и типовых комбинаций моделей; 3) механизма аппроксимирования, предназначенного для приближенного представления рассматриваемой модели в виде результата применения типовых преобразований и типовых комбинаций базовых моделей. Внутреннее алгебраическое представление стратегии отличается тем, что базовыми элементами являются компоненты стратегии, в отличие от внешнего представления, когда базовыми элементами являются другие стратегии. Исследование имеет теоретический характер, хотя некоторые его результаты уже внедрены в практику обучения в Уральском государственном экономическом университете. В качестве теоретической базы использована теория моделирования Ю.Б. Мельникова, основанная на формально-конструктивной трактовке модели. Научная новизна работы состоит, во-первых, в построении модели стратегии как механизма создания планов деятельности, во-вторых, в выделении постулатов деятельности, с помощью которых выделены типовые преобразования и типовые комбинации планов деятельности. Предложен внутренний алгебраический подход к представлению стратегии, где под алгебраическим представлением понимается система из трех компонентов: а) системы базовых элементов; б) системы типовых преобразований и типовых комбинаций элементов; в) механизма аппроксимирования, предназначенного для (вообще говоря, приближенного) представления стратегии в виде результата применения типовых преобразований и типовых комбинаций базовых элементов.
Современное образование, 2018-4
Мельников Ю.Б., Боярский М.Д., Локшин М.Д. - Формирование у будущих экономистов и инженеров умения многосторонне оценивать деятельность в процессе обучения математике c. 74-90

DOI:
10.25136/2409-8736.2018.4.27930

Аннотация: Объектом нашего исследования является процесс обучения математике экономистов и инженеров. Предмет исследования ‑ формирование способности комплексно, многосторонне оценивать адекватность рассматриваемых феноменов в процессе обучения математике экономистов и инженеров. Целью нашего исследования является построение модели многостороннего оценивания математической деятельности (ее целей, способов деятельности, результатов) и деятельности по применению математики, как компонента образования экономистов и инженеров. Предлагается многокритериальный подход к оцениванию рассматриваемых феноменов на основе авторской теории моделирования и теории адекватности. Оценка качества модели определяется в теории адекватности путем сравнения оцениваемой модели с моделью, принятой в качестве эталонной. Методология исследования включает в себя теоретический анализ современного математического образования, теорию моделирования, компетентностный и деятельностный подходы. В теории моделирования Ю.Б. Мельникова оценка адекватности модели рассматривается как результат сравнения оцениваемой и эталонной моделей. Оценка адекватности рассматривается как функция, аргументами которой являются оцениваемая и, соответственно, эталонная модели. Это позволило получить новый научный результат: формализация конкретной характеристики адекватности может начинаться либо с построения эталонной модели (с последующей конкретизацией соответствующей функции), либо с формирования способа сравнения (с последующим выделением эталонной модели и формализацией соответствующей функции). Показано, что содержание математического образования обладает достаточным потенциалом в создании у студента многостороннего и многопланового представления о рассматриваемых феноменах; позволяет формировать у обучаемых умение и привычку осуществлять многоаспектный анализ рассматриваемых явлений. Кроме того, этот подход позволяет выработать у преподавателя привычку к формированию многоаспектного представления об обучаемом.
Теоретическая и прикладная экономика, 2018-4
Мельников Ю.Б., Онохина Е.А., Шитиков С.А. - Восходящий и нисходящий анализ как компонент стратегии принятия управленческих решений c. 41-49

DOI:
10.25136/2409-8647.2018.4.28207

Аннотация: Предметом исследования является процесс создания плана деятельности с использованием методов восходящего и нисходящего анализа. Мы исходим из предположения, что каждый пункт плана исполнителем и разработчиком воспринимается либо как ссылка на известный алгоритм действий, либо как указание цели деятельности без конкретизации способа ее достижения. Цель мы рассматриваем как систему эталонных моделей результата деятельности, предназначенных для построения плана и оценивания адекватности результатов деятельности, как планируемых, так и реально достигнутых. Исследование носит теоретический характер. Используются результаты исследований в области управления деятельностью, теория моделирования Ю.Б. Мельникова, основанная на формально-конструктивной трактовке модели и анализ практики принятия управленческих решений. Рассматривается процесс преобразования исходного плана, состоящего из одного пункта (формулировка цели), к плану, все основные пункты которого воспринимаются исполнителем как ссылки на известные ему алгоритмы действий. Предполагается наличие ресурсов. Метод восходящего анализа состоит в преобразовании плана на основе анализа цели. В рамках метода восходящего анализа из всех известных планов достижения цели выбирается тот, который наиболее адекватен доступным ресурсам. Метод нисходящего анализа принципиально отличается тем, что совокупность планов формируется исходя из возможности использования доступных ресурсов, а цель используется как основа для формирования критерия выбора исполняемого плана. Оценка плана осуществляется путем сравнения цели с прогнозируемыми результатами выполнения плана. Авторская интерпретация методов восходящего и нисходящего анализа схематически иллюстрируется примерами из налоговой практики. Результаты могут быть применены в системах искусственного интеллекта для построения управленческих решений.
Современное образование, 2017-4
Мельников Ю.Б., Боярский М.Д., Локшин М.Д. - Об оценивании качества математических курсов с помощью системы эталонных моделей в условиях применения ИКТ c. 17-25

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.4.24624

Аннотация: Объектом исследования является весьма важный и актуальный вопрос современного образования – реализация образовательной деятельности в условиях применения ИКТ. Предметом исследования является оценивание качества математических курсов, реализуемых с использованием информационно-компьютерных технологий. Особое внимание уделяется разработке механизма создания системы моделей, рассматриваемых как эталонные для математического курса (предметное содержание, стиль представления и др.). Описываются (с различных позиций) критерии для системы эталонных моделей, позволяющие оценить качество содержания математического курса. Методология исследования основана на теории моделирования. Методы исследования: анализ собственной педагогической практики математического образования, анализ и обобщение передовых российских и зарубежных исследований. Основными выводами проведенного исследования являются: 1. Содержание математического курса, разработанное с применением формализованной системы эталонных моделей, дает больший педагогический эффект, нежели содержание, отобранное некоторыми частными методами. 2. Описанная система эталонных моделей может быть использована не только как аппарат оценки качества имеющегося математического содержания, но и как инструмент проектирования новых математических дисциплин. 3. Предлагаемый подход может быть применен к оценке качества не только математического образовательного контента, но и к другим образовательным областям. Новизна исследования состоит в следующем. – В отличие от имеющихся исследований по вопросам применения ИКТ в математическом образовании упор делается не на качестве программного обеспечения, а на качестве математического содержания курсов. – Предложенный подход позволяет гармонично сочетать унификацию и диверсификацию представления учебной дисциплины, обеспечить учащемуся возможность построения на этой основе индивидуальной образовательной траектории.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.