по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Красиков Владимир Иванович
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2021-1
Krasikov V.I. - Anthropological background of vice c. 1-9

DOI:
10.25136/1339-3057.2021.1.34231

Abstract: This study is conducted this within the theoretical framework of philosophical anthropology and existential problems in modern philosophy. The discourse of philosophical anthropology seeks to decipher the basic codes of the biosocial nature of man in its formative influence on his consciousness and behavior. On the contrary, existential analysis tries to determine the conditions for successful resistance to the influence on the consciousness of numerous interventionists and the possibility of the formation of reasonable autonomy. Thus, this study seeks to find an acceptable balance in the use of methodological tools of philosophical anthropology and existential analysis in solving the problem of the mutual influence of bodily, social passions and consciousness. The article is devoted to an explanation of meanings of such human phenomenon as vice. The author strives to uncover the etymological and anthropological implication of this human given. He believes that the notions of "vice" and "virtue" are socially conditional. The nature of our desires is primary. Vice and virtue are flickering areas of the socially significant in these desires. They are contoured on intuitive-semantic quality and marked with labels of words. If the ego, the spirit lose their sovereignty then psychic and physiological element, biological fury come forth making of a human-being their prisoner. The harmony between two levels of existence in the human-being always is relative and transient. The author convinces that we should tolerably understand the nature of this human attribute and therefore we can humanize it.
Социодинамика, 2017-7
Красиков В.И. - "Но в остальном змеиным был состав": коррупция как психологический и исторический феномен c. 17-29

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.22375

Аннотация: Объектом нашего рассмотрения является коррупция как антропологическое явление, т.е. представленное в психологических, ментальных, культурных, политических, юридических, экономических, лингвистических и других обличьях, часто кратко обозначаемых как "социальное". Предметом исследования выбран психологический и исторический аспекты коррупции, в основном на верхушечном уровне внутриэлитного взаимодействия. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как связи различных уровней коррупции с основными общественными состояниями: стабильность, кризис и транзит. Особое внимание в статье уделяется связи бюрократии и коррупции. В качестве методологических средств мы используем некоторые положения психоанализа и веберовской теории рациональности, элементы теории девиации элит, структурно-функционалистской теории, концепты социальной легитимации, институционального подхода и сетевого анализа. Результатами статьи можно считать следующее. Автором предложено психоаналитическое обоснование генезиса коррупционных мотивов в исходно амбивалентной природе человека, порождающей как органические, так и социальные страсти, к которым и относится своекорыстие и лихоимство. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать социально-психологическое портретирование типажа коррупционера. Новизна исследования заключается в выявлении трех стадий исторического развития коррупции – в зависимости от типа общества и управления: индивидуальная практика, свойство социальной системы, и особый тип социальной системы.
Политика и Общество, 2017-7
Красиков В.И. - "Связанные одной целью, скованные одной цепью": особенности коррупционного этоса в России c. 114-126

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.7.23234

Аннотация: Объектом исследования статьи являются коррупционные сети высших административных элит. Предметом – их этос или специфическая неформальная ценностно-нормативная система – в сравнении с общепринятыми формальными моральными кодексами. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как ценностно-поведенческие пересечения взглядов, поведенческой практики и принципов, имеющих место быть среди представителей управленческих элит – с этосами патримониальных альянсов и блатных сообществ. Автором предложена концепция трехсоставного характера коррупционного этоса, включающего в себя: идеологию-прикрытие, функциональные нормы поведения и своеобразную "философию жизни". Арсенал методологических средств, применяемых здесь, определяется слабой степенью изученности и малодоступности объекта исследования. Это рефлексия над соответствующими работами социологов, политологов и психологов. Новизна исследования заключается в выявлении основных характеристик каждого из указанных структурных составляющих коррупционного этоса. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать выявление существенных трансформаций общих норм бюрократической рациональности в условиях российской действительности, в итоге которых власть и повиновение превращаются в самоцель, а служение организации становится средством достижения собственной выгоды.
Философская мысль, 2017-7
Красиков В.И. - "Великий ледоход русской мысли": складывание двух традиций отечественной философии c. 75-87

DOI:
10.25136/2409-8728.2017.7.23423

Аннотация: Задача настоящей статьи заключается в рассмотрении динамики противостояния двух фракций отечественной мысли в 30-40 гг. XIX в.: основных "площадок" и наиболее заметных (фокусных) дискуссий, в ходе которых и выявились всем сейчас известные лидеры, их основные идеи. Соответственно, ее объектом является общественно-мировоззренческое столкновение, имевшее место в указанное время, а предметом исследования – интрига и структура этого столкновения, образовавшая две противостоящие группы с диаметрально-разными теоретическими платформами, ставшие непреходящими персонажами российской интеллектуальной сцены. Методология, применяемая здесь, опирается на идеи теории "интеллектуальных эволюций" Р. Коллинза: поле интеллектуального внимания, фокусные дискуссии, расцвет творчества через оппозиции и соперничество. Как полагает автор, исследуемое теоретическое столкновение впервые разделило интеллектуалов двух столиц на группировки, которые сформировали свое устойчивое самосознание, обзавелись исторической генеалогией, выдвинули символы своего группового единства, озаботились преемственностью и поддерживали линию противостояния вплоть до наших дней. Новизна исследования заключается в рассмотрении динамики фракциогенеза в контексте специфики трех разных дискуссионных площадок того времени: светских салонов, университетских курсов и "журнальных войн".
Социодинамика, 2017-6
Красиков В.И. - Сиамские близнецы эпохи Просвещения: либерализм и коммунизм c. 88-99

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.6.22086

Аннотация: Предметом исследования в статье являются идеологии либерализма и коммунизма. Задача исследования – их сопоставление, выявление основных черт сходства и объяснение этого сходства. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как социализированность, рационалистичность и сциентизм как имманентные качества анализируемых учений. Особое внимание в статье уделяется объяснению такого явления, свойственного этим идеологиям как "приватизация гуманизма". Это порождает такие следствия, различимые в их практике, как рецидив духовного аристократизма и политический инструментализм в отношении масс. В качестве методологических средств использовались представление об общих диспозициях разных учений и понятие "проекта модерна". Также применялись методы сравнения и концептуального анализа. В качестве основных выводов проведенного исследования можно назвать следующее: выявлены и проанализированы общие черты учений "проекта модерна". Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать анализ схожих неявных допущений, лежащих в основании теоретических конструкций исследуемых идеологий. Новизна исследования заключается в разработке аргументации доказательства тезиса об антропологической и ценностной эквивалентности учений либерализма и коммунизма.
Философия и культура, 2017-3
Красиков В.И. - Властное впечатление реальности: особенности эстетических онтологий c. 81-89

DOI:
10.7256/2454-0757.2017.3.22131

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является мыслительная деятельность создания картин мира или как она еще называется на профессиональном философском жаргоне "онтологическое конструирование". Предметом – разновидность последнего, эстетические онтологии, особенности мыслительных процедур по их созданию. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как "онтологическая работа" с ее четырьмя процедурами: упрощение через обобщение, очеловечивание мира, формирование онтологической схемы, объективирование. Особое внимание в статье уделяется выявлению особенностей онтологических процедур в художественном творчестве и типологии эстетических онтологий. В качестве методологических средств использовались представления об "онтологическом конструировании", единстве его процедур в разных онтологиях. Также применялись методы сравнения, типологии и концептуального анализа. В качестве основных выводов проведенного исследования можно назвать следующее. Проанализированы общие черты процедур онтологического конструирования. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать разработку типологии эстетических онтологий: реалистические, перфекционистские, натуралистические, эмансипационные и эскапистские. Новизна исследования заключается в анализе специфики процедур художественного конструирования действительности: художественного вкуса, радикальной человекоразмерности, художественного озарения и создания вторичной реальности.
Litera, 2017-3
Красиков В.И. - "Нелегальная вечность": философские аллюзии в конструировании реальностей в романе "Любовь к трем цукербринам" В. Пелевина c. 71-79

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.3.22848

Аннотация: Объектом исследования в данной статье являются концептуальные идеи и образы в романе В.О. Пелевина "Любовь к трем цукербринам". Предметом исследования – философские аллюзии в их влиянии на авторское конструирование реальности. В статье рассматриваются такие аспекты темы как влияние на философское содержание романа буддистской и монотеистической традиций, современной космологии и некоторых фантастических идей. Особое внимание в статье уделяется разбору авторских интерпретаций таких духовных явлений как трансцензус, солипсизм, монотеизм, теодицея, дуализм. В качестве методологических средств мы используем типизацию, сравнение, анализ и конструирование, элементы философской рефлексии и социальной перцепции. В итоге, проанализированы историко-философские и современные, научные и художественные, аллюзии романа, объединяемые общими космологическими и антропологическими векторами. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать разбор историко-философских мотивов, содержащихся в романе. Новизна исследования заключается в моделировании-идентификации основных философских строительных лесов пелевинской мироустроительной концепции в романе "Любовь к трем цукербринам".
Философская мысль, 2017-2
Красиков В.И. - Мир и человек в концепциях онтологического персонализма: Вильгельм Лейбниц и Макс Шелер c. 99-108

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.2.21942

Аннотация: Задача данной работы – сопоставительный анализ миростроительных схем онтологического персонализма В. Лейбница и М. Шелера. Автор подробно исследует смысловую схему мироустройства Лейбница, отмечая некоторые модификации, которые вносятся позже его последователями. Особо он останавливается на анализе оригинального учения Шелера, в котором изменен характер взаимодействия основных онтологических факторов. Соответственно, сопоставляются модели человеческого поведения в мире Лейбница и в мире Шелера, которые различны, хотя их онтологические модели схожи. Автор объясняет это различие изменением социокультурного континуума, в котором и осуществляются поиска смысла жизни. Персоналистское понимание реальности, соответствующие формы человеческого самоопределения в ней отражают, по-видимому наиболее адекватно, необходимо-универсальную сущность метафизики. Автор использовал следующие средства историко-философского анализа: принцип историзма, принцип развития, обобщение, систематизацию, компаративистский и типологический методы. Результатами статьи можно считать следующее. Автор сопоставил онтологические схемы персонализма Лейбница и Шелера, рассмотрев варианты модификаций их узловых компонентов. Установлена смысловая связь между онтологическими полаганиями и производными от них формами человеческого самоопределения. Показано, на примере сопоставления онтологий Лейбница и Шелера, что схожие мироустроительные схемы могут приводить к разным мировоззренческим следствиям вследствие радикальных социокультурных изменений.
Litera, 2017-2
Красиков В.И. - "Язык переодевает наши мысли"? Лингвистическое значение слова как один из формообразующих элементов его смысла c. 132-142

DOI:
10.25136/2409-8698.2017.2.22949

Аннотация: Объектом исследования в предлагаемой статье является смысл и его лингвистическое выражение. Предметом исследования – взаимодействие смысловых и лингвистических значений. В статье рассматриваются такие аспекты темы как значение в его целокупности, соотношение между смысловыми и лингвистическими значениями, влияние знаковых средств на смысл выражения. Особое внимание в статье уделяется разбору концепций "значения" у Б. Рассела, Р. Карнапа, Г. Прайса, Г. Рейхенбаха, А. Лосева, К. Леви-Строса, Х.-Г. Гадамера, Р. Барта, Л. Витгенштейна, К. Льюиса и Э. Сепира. В качестве методологических средств здесь используются типизация, сравнение, анализ, субъект-объектная схема, конструирование, элементы философской рефлексии. В итоге, проанализирован обширный концептуальный материал, выявлены матрицы интерпретаций "значения" у характерных представителей неопозитивистской, структуралистской, герменевтической и аналитической традиций. Особым вкладом автора в исследование темы можно назвать определение взаимосвязи между особенностями формирования смысловых значений и спецификой их лингвистического выражения. Новизна исследования заключается в разработке, на основе анализа характерных теорий значения, философско-антропологической версии понимания соотношения смысла и его лингвистического выражения.
Философская мысль, 2017-1
Красиков В.И. - Неформальная коммуникация основных философских групп в постсоветской России c. 30-41

DOI:
10.7256/2409-8728.2017.1.21610

Аннотация: Объектом исследования данной статьи являются процессы, связанные с переформатированием мировоззренческой и духовной обстановки, формированием новых философских групп в постсоветской мысли, шедшими в 90 гг. XX и первом десятилетии XXI вв. Предметом исследования – неформальные философские группы в постсоветской России, их формирующиеся институции и история отношений с другими интеллектуальными группами. Автор видит исторические корни этих новых складывающихся групп в архетипическом противостоянии славянофилов и западников, рассматривая сегодняшние мировоззренческие коллизии как воспроизведение этого традиционного для России конфликта. Методология исследования базируется на подходе, согласно которому сетевая структура отношений между интеллектуалами определяет общезначимое пространство интеллектуального внимания, которое структурируется на несколько конкурирующих позиций. Основными результатами проведенного исследования можно считать: - описание характерологических реакций интеллектуалов на разрушение основ прежнего дискурса; - краткое описание истории, теоретических особенностей, состава и институциональной представленности шести интеллектуальных направлений, среди которых: "феноменологи", "постмодернизм", "неомарксизм", "гносеологи", "аналитики" и "контекстуалисты"; - характеристика их стилевых особенностей самовыражения и историко-философских корней; - характеристика перипетий коммуникации этих групп с другими подобными образованиями.
Педагогика и просвещение, 2017-1
Красиков В.И. - Кризис нравственности и православная педагогика c. 104-111

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.1.21813

Аннотация: В статье сопоставляются нравственные принципы, представляемые в предшествующей мыслительной традиции, с принципами православной педагогики, предложенными отечественной религиозной-философской традицией. Автор полагает, что подобное сопоставление необходимо для поиска новых решений в попытках преодоления современного нравственного кризиса. Большинство форм философской и религиозной мысли как западной, так и восточной традиций ведут свое происхождение от метафизической революции сознания, произошедшей в "осевое время". Она определила хорошо известные нам смысловые принципы идеализма, бессмертия и альтруизма. Они образуют собой предельные координаты того типа сознания, которое живет верой и составляет ферментативный слой большинства обществ последних двух тысяч лет. В основе предложенного анализа лежит сопоставление философско-антропологических принципов, выявленных светскими мыслителями и религиозно-философских идей отечественной педагогики. Выявлена органичная связь между ними, проистекающая из общеродового основания – "революции трансцендентного", смыслового стержня "осевой эпохи". В итоге исследования получены следующие результаты. Приведены аргументы в обоснование утверждения о наличии исходного метафизического основания последующего развития нравственных религиозно-философских учений, включающего в себя принципы идеализм, бессмертие и альтруизм. Продемонстрировано, что они же находимы и в фундаменте основных идей православной педагогики: участия высшего мира в человеческом развитии, доминирования духовного начала в человеке, опережения морально-нравственного воспитания перед рационально-информационным, пробуждение совестливости, сознания греха как представления о добре и зле, способность к противлению злу, учение делам любви и принцип всецелой личности.
Философия и культура, 2016-12
Красиков В.И. - Рапсоды традиции в современном отечественном философском сообществе: "контекстуалисты"

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.12.21294

Аннотация: Объектом исследования данной статьи является российское философское сообщество, в котором существуют характерные мыслители и их группы, объявляющие своей идентификационной отличностью ориентацию на родную культуру, особенности отечественного менталитета, "почву". Предметом исследования – история появления этих мыслителей и групп в постсоветской России, их формирующиеся институции и история отношений с другими интеллектуальными группами. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как исторические корни этих новых складывающихся традиций, их представленность в академических и образовательных институциях, особенности теоретических платформ их лидеров. Методология исследования базируется на подходе, согласно которому сетевая структура отношений между интеллектуалами определяет общезначимое пространство интеллектуального внимания, которое структурируется на несколько конкурирующих позиций. Основными результатами проведенного исследования можно считать: - описание истории, теоретических особенностей, состава и институциональной представленности трех интеллектуальных направлений среди "контекстуалистских мыслителей": "консервативных революционеров", "православных имманентистов" и "экзистенциалистов традиции"; - характеристика стилевых особенностей самовыражения, историко-философских корней, историософских концепций основных представителей "контекстуалистов".
Философская мысль, 2016-4
Красиков В.И. - Философия в постсоветской России: марксистские группы c. 101-113

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.4.18426

Аннотация: Объектом исследования является история отечественной философии постсоветского периода. Предметом - динамика изменения общественного отношения к марксистской идеологии и философии, а также оценка и пересмотр их основных теоретических положений внутри российского философского сообщества. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как периодизация основных изменений общественного и профессионально-философского интереса к марксизму в постсоветской России, преемственность и ревизия по отношению к советскому марксизму, выявление главных игроков в современном коммуникативном пространстве "марксистского дискурса". Методология исследования базируется на подходе, согласно которому сетевая структура отношений между интеллектуалами определяет общезначимое пространство интеллектуального внимания, которое структурируется на несколько конкурирующих позиций Основными результатами проведенного исследования является: - периодизация эволюции общественного отношения к марксизму, динамики переосмысления его основных теоретических положений внутри российского профессионального философского сообщества; - классификация и описание особенностей современных марксистских групп в современной России, их теоретических платформ, определение степени их общественного влияния.
Человек и культура, 2016-4
Красиков В.И. - Заурядное и незаурядное c. 66-79

DOI:
10.7256/2409-8744.2016.4.19707

Аннотация: Объектом исследования в статье полагаются процессы смыслообразования, которые возникают в экзистенциально значимых жизненных ситуациях. Предметом исследования являются переживания, осмысления и самооценки человека, обозначаемые маркерами "заурядное" и "незаурядное". Автор пытается выявить место заурядного и незаурядного в человеческой жизни, определить их значимость для экзистенциального самочувствия и смыслообразования. Он утверждает, что все самое серьезное и незаурядное превращается, при своем постоянном возобновлении одним и тем же экзистенциальным субъектом, в заурядное и фарс. В статье используется ряд методологических средств. Это рефлексия субъективного опыта, экзистенциально-аналитический и феноменологический методы, аксиологический подход. Основными результатами исследования можно признать следующее: - определены смыслы заурядного и незаурядного в жизни человека, их значимость для экзистенциального самочувствия; - выявлены и описаны причины, динамика рутинизации смыслов в повседневности человеческого существования; - описан феномен "незаурядного" в его объективном и субъективном измерениях.
SENTENTIA. European Journal of Humanities and Social Sciences, 2016-4
Krasikov V.I. - The constant renewal of religions as a factor of human development c. 44-52

DOI:
10.7256/1339-3057.2016.4.21789

Abstract: Religiousness is rooted in the mental nature of a human. Initially, the nonreligious belief forms from the complex of the original intentions in hum consciousness. This can be the source for religious belief, as well as other spiritual forms. Transformation of the original intentions into religious belief is justified by the peculiarities of initial alienation alongside the processes of personalization. As a result, emerges a special mental world and special ontology of religion. The author believes that the constant renewal of religions in form of continuous manifestation of the new cults and sects is a sustained historical process. Its intensity rapidly grows in the era of drastic changes as a sign of their profoundness. Religiogenesis is a mental symptom of the epochal revolutionary changes in people’s relation towards the environment, which signifies a global adjustment of their lifestyle. Such eras create the new values and behavior, which transcend the routine, and mobilize people towards the radical transformations of their life. They originate the revolutionary idealists, reformers, and Charismatics, as well as capture attention of large audience over the short time. The first of them is the “Axial Age” (K. Jaspers). Then, the outburst of religious Protestantism (XVI-XVII centuries). It can be called the “Second Axial Age”, which creates a new system of values of the radical individualism. Humanity enters the third era of the Axial Age in the second half of the XX century. Current events in the religious sphere represent the best proof of radicalism of what is taking place. The renewal of religiousness is the “laboratory” of the new feelings and values, and later leads to conceptualization of the other spiritual abilities of a human.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.