по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Ушкарев Александр Анатольевич
Культура и искусство, 2018-8
Ушкарев А.А. - Динамика художественных потребностей: причины и следствия c. 15-30

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.8.27230

Аннотация: Предметом исследования является роль искусства в жизни людей, актуальные тенденции и закономерности отношения человека с искусством, а также процессы изменения художественных потребностей современного общества. Целью исследования является оценка тех реальных последствий изменения художественных потребностей современного общества, которые заставляют культурологов говорить о кризисе художественной культуры. Обобщая результаты последних исследований, проведенных по материалам социологических опросов населения и аудитории учреждений искусства за длительный период времени и продолжая их интерпретацию, автор оценивает реальные изменения в досуговой роли искусства, закономерности его отношений с публикой и те реальные риски, которые несут объективные социальные процессы. В основу методологического подхода положен принцип социологического обоснования культурологических теоретических конструктов фактами, полученными в ходе эмпирических социальных измерений. Традиционные описательные методы не позволяют приблизиться к пониманию истоков и закономерностей потребительского поведения в искусстве. Автор опирается на результаты анализа эмпирического материала методами математической статистики на основе компьютерных технологий. Новизна исследования определяется постановкой задач и полученными результатами. Задача выявления тенденций изменения художественных потребностей и досуговой роли искусства в долговременной ретроспективе прежде не ставилась. Новой является и задача установления закономерностей потребительского поведения в пространстве искусства и его истоков. В результате вскрыты или уточнены некоторые фундаментальные закономерности в приобщении человека к искусству, культурной эволюции потребителя, воспроизводстве аудитории искусства.
Культура и искусство, 2018-6
Ушкарев А.А. - Статусная мотивация потребления искусства c. 1-12

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.6.26694

Аннотация: Вопрос об истоках отношения человека к искусству всегда актуален. Однако сохраняющиеся попытки объяснять такие сложные явления, как отношение человека к искусству или художественный вкус, такими простыми причинами, как возраст, образование или другими легко измеримыми признаками аудитории, не дают объяснения потребительского поведения и приводят к пренебрежению его потенциально важными детерминантами, в том числе мотивациями. В статье представлена попытка ответить на вопрос о характере влияния различных типов мотивации на отношение человека к искусству, роли статусных мотивов. Исследование проведено с использованием эконометрических методов по результатам социологических опросов посетителей Государственной Третьяковской галереи, как части программы изучения аудитории искусства, на протяжении ряда лет реализуемой Государственным институтом искусствознания. В ходе исследования получены следующие оригинальные результаты. Выделены три основных типа мотивации, в той или иной мере актуальных для потребителей искусства: рекреационная, содержательная, статусная. Установлена и измерена далеко не очевидная связь культурной активности с мерой культурного капитала и с типом мотивации респондентов. Подтверждено существенное положительное влияние содержательной мотивации на потребление искусства, тогда как рекреационная мотивация оказывается существенным фактором, отрицательно влияющим на интенсивность культурного потребления. Вместе с тем мы не нашли убедительного доказательства существования статусного эффекта образования, отмеченного П.Бурдье: для московской культурной публики статусный эффект образования в культурном потреблении носит, скорее, чисто теоретический характер. Показано, что статусная мотивация, несмотря на обычно негативную коннотацию этого понятия, все же играет положительную роль в культурном потреблении.
Культура и искусство, 2018-5
Ушкарев А.А. - Культурная активность посетителей художественного музея: роль культурного капитала и мотиваций c. 69-78

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26162

Аннотация: Предметом исследования являются особенности и закономерности потребительского поведения аудитории посетителей Государственной Третьяковской галереи, типы культурной активности, а также попытка выявления и измерения ее детерминант. Повышенное внимание к интересам аудитории в рыночной парадигме развития культуры заставляет культурные институции изучать потребности публики, модифицировать свой функционал и формат основной деятельности в соответствии с тенденциями времени и спроса. И в музейной среде постепенно пришло понимание того, что без знания своей аудитории невозможно решить главную проблему преодоления коммуникационных барьеров между музеем и публикой. Музеи иной раз классифицируют и пытаются управлять своей аудиторией таким же образом, как они классифицируют и управляют своими экспонатами. С другой стороны, сохраняются традиционные попытки изучать посетителей по априорно присущим людям характеристикам. Сегодня это воспринимается как весьма ограниченный подход, затрудняющий реальное постижение закономерностей потребительского поведения. Применение методов математической статистики и эконометрики для анализа социологической информации расширяет возможности социологии искусства и означает переход на качественно новый уровень достоверности результатов. Статья представляет некоторые теоретические итоги масштабного социологического исследования посетителей Государственной Третьяковской галереи. В ходе исследования аудитория музея была изучена не только по традиционно описываемым социологами искусства объективным параметрам, но и по ряду содержательных признаков, далеко выходящих за пределы социально-демографических описаний. Междисциплинарный подход позволил выявить типы культурной активности посетителей художественного музея и влияния на нее таких субъективных и не поддающихся непосредственному измерению характеристик аудитории как мотивации и культурный капитал.
Культура и искусство, 2018-5
Ушкарев А.А. - Изучение аудитории искусства: в поисках сущности c. 41-58

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.5.26394

Аннотация: Изучение аудитории всегда остается в числе основных сюжетов исследований социального функционирования искусства. Но в меняющемся мире то, что долгое время считалось истинным, часто оказывается иллюзиями или банальностями. В чем состоит проблема и что мы знаем о публике искусства сегодня? Как эволюционировали исследовательские подходы в поисках концепций и методов, адекватных современным задачам развития науки? Поиск ответов на эти вопросы составляет цель статьи. Кратко прослеживая отечественный опыт концептуализации аудитории искусства, а также развитие методологии социологических исследований публики, автор обозначает проблемную ситуацию и намечает первоочередные задачи в социологическом изучении аудитории искусства. Традиционные подходы социологии искусства, психологии или маркетинга не дают понимания тенденций и закономерностей потребительского поведения и могут привести к пренебрежению некоторыми потенциально важными его детерминантами. Применение методов смежных наук позволяет выявлять скрытые статистические закономерности и количественно оценить традиционно не измеряемые, но существенные детерминанты потребительского поведения. Это означает переход на качественно новый уровень достоверности результатов. Наиболее ценные из достигнутых результатов состоят в понимании, что отношения человека с искусством не случайны, они детерминированы как объективными характеристиками и интеллектуально-культурными ресурсами личности, так и внешним влиянием социально-культурной среды. Наряду с этим укрепилось осознание того, что аудитория разных видов искусства имеет много общего, хотя и обладает некоторой спецификой. Результаты исследования вписываются в широкий контекст наук об искусстве и его социальном функционировании, дополняя их новыми перспективными методологическими подходами, ставшими доступными благодаря междисциплинарной конвергенции.
Культура и искусство, 2017-7
Ушкарев А.А. - Аудитория художественных музеев: история и методология изучения в России c. 36-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2017.7.22278

Аннотация: Предметом исследования является отечественный опыт изучения аудитории посетителей художественных музеев, а также развитие методологии социологических исследований публики изобразительного искусства. Объектом исследования стали публикации по результатам социологических исследований аудитории посетителей художественных музеев в России, начиная с 20-х годов ХХ века. Основное внимание уделяется современному состоянию научного знания о взаимоотношениях художественных музеев и публики. Исследование позволяет проследить эволюцию понимания музеями своей аудитории, а также методов ее изучения, обозначить проблемную ситуацию и наметить первоочередные задачи в изучении аудитории художественных музеев. Автор использует диалектический подход к изучению опыта социальных измерений аудитории искусства. При этом в исследование включаются материалы, оказавшие наибольшее влияние на эволюцию понимания аудитории художественных музеев и методологии их изучения. Основным результатом исследования является воссоздание реальной картины и степени изученности как характеристик аудитории художественных музеев, так и основных закономерностей потребительского поведения человека по отношению к искусству. Большое количество публикаций по результатам конкретно-социологических исследований аудитории музеев, проведенных поколениями ученых и музейных энтузиастов с различными целями и на разном научно-методологическом уровне, порой создает иллюзорное впечатление, что большинство проблем в этой области уже решены. Однако конкретно-социологические исследования аудитории посетителей музеев и исследования, основанные на социологических опросах населения, проведенные в разные годы, дают, с одной стороны, фрагментарную, а с другой стороны, во многом противоречивую картину отношений человека с искусством. Недостаточное понимание некоторых важных закономерностей потребительского поведения сохраняет общую проблемную ситуацию, которая проявляется в существовании коммуникационных барьеров между музеями и аудиторией.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.