по
Философия и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Глушак Анатолий Степанович
Философия и культура, 2016-9
Наумова Н.В., Глушак А.С. - Славянская духовность в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.9.17081

Аннотация: Анализируя специфику мировосприятия славянского мира, в статье показывается, что после принятия христианства наша культура на долгие века как бы застыла в религиозном плену. Все развитие происходило в рамках религиозной, а именно христианской, православной традиции. В статье рассматривается смена духовных доминант при переходе от язычества к христианству. Показывается, что язычество учило человека жить в гармонии с природой, христианство же учит жить человека в обществе. Христианство приходит тогда, когда индивид вырывается из пут коллектива. Вместе с тем христианство на Руси имеет свои особенности, оно никогда не было абстрактно-теоретично, оно было практично и нравственно-поучительно. В статье также рассматривается отношение человека к природе и социуму в контексте восточных и западных мировоззренческих парадигм. Если для Востока присуще прислушивание к голосу природы, то на Западе доминирует борьба с природой, ощущение себя надприродным существом. Восток не поет того гимна разуму, который поет Запад. На Западе доминирует ¬ рационализм, на Востоке превалирует иррационализм. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. Проанализировав отличия духовных, мировоззренческих доминант Востока и Запада, делается попытка определить к какому же способу миро- и жизневосприятия можно отнести восточно-славянское сообщество. Опираясь на К. Юнга и А. Швейцера делается вывод, что западная культура более экстравертна, а восточная интровертна, что православию более присуще миро- и жизнеотрицание. Восток консервативен, а Запад же прогрессивен Идея миро- и жизнеотрицания имеет в нашем сообществе более крепкие и глубокие корни. Для нас понятнее и ценностно важнее вопрос не о том как устроен мир, а о том как прожить правильно жизнь, вопрос о смысле и цели жизни всегда более волновал наших сограждан. Анализируя спор западников и славянофилов, надо сказать, что они в основном рассматривали дилемму Восток – Запад в контексте отличия католицизма и православия, а не в более широком плане отличия восточных и западных мировоззренческих парадигм.
Педагогика и просвещение, 2016-1
Наумова Н.В., Глушак А.С. - О парадигмальных принципах реформы образования (взгляд изнутри)

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.1.17633

Аннотация: В статье проводится анализ реформ высшего образования, которые осуществляются в Российской Федерации, а также в Израиле, США, Франции. Основной целью статьи является выяснение парадигмальных принципов, основных целей и задач проводимых реформ. Обращается внимание на необходимость не слома прежних достижений и слепого копирования опыта других стран и народов, а сохранение лучших достижений нашего народа в сфере образования и их преумножение. В статье подчеркивается, что сокращение гуманитарных циклов, социально направленных блоков с неизбежностью рано или поздно приведет к духовно бедной личности с низким потенциалом социальной активности. Ориентация западноевропейских стран на специалиста-профессионала – это лишь одна сторона образования, иной является воспитательная, духовно обогащающая и личностно формирующая грань процесса образования. Западная модель скорее всего может быть определена как эмпирико-рациональная с акцентом на профессионализм. Ставится задача создать человека-функцию, человека желания. Цель нашей системы высшего образования состояла в формировании интеллигента, человека-творца. Методология исследования: компаративный философско-религиоведческий анализ. Основной метод исследования: компаративно-аналитический. Общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение, индивидуализация. В статье утверждается, что перспективой нашего развития является формирование развитой личности с философско-культурным кругозором и широтой мышления, а не человека-винтика, не только узкого профессионала. Политические, идеологические и экономические проблемы современного мира часто кроются в деструкции системы образования, ориентации ее не на утверждение общечеловеческих принципов и норм, а на поиск частных, узкопрофессионально ориентированных, прагматичных факторов роста. Авторы предлагают при проведении реформы соблюдать меру, которая предполагает гармонию общего и частного, естественно-научного и гуманитарного знания, подготовки человека творца и человека-профессионала, исполнителя. Делается вывод, что как дореволюционная, так и советская системы образования в России носили гуманистический характер воспитания интеллигента и где-то недостаточно внимания уделяли формированию профессионала, западная же модель наоборот преуспела в умении ковать профессионала, человека-функцию, но обе эти модели имеют свои недостатки. Реформы образования идут везде, но задачи разные. Важно не утратить то ценное, что всегда имела наша школа как средняя, так и высшая.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.