по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция и редакционная коллегия > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Антропова Наталья Анатольевна
Genesis: исторические исследования, 2017-12
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Законодательные реформы и эксперименты в системе юридического образования Германии с 1971 по 1984 гг. (на примере земли Баден-Вюртемберг) c. 79-89

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.12.22089

Аннотация: Предметом исследования является один из наиболее интересных этапов развития немецкого юридического образования, характеризующийся проведением небывалого прежде эксперимента по апробации однофазовой модели подготовки юристов. Авторы поставили перед собой цель в комплексе рассмотреть сущность, причины и следствия реформирования, предпринятого в системе немецкого юридического образования в 1971-1984 гг., выявить преимущества и недостатки новой образовательной модели и на этой основе провести некоторое сравнение с сегодняшними российскими реалиями. Как конкретно осуществлялось реформирование и как был организован образовательный процесс по новой (однофазовой) модели, наглядно продемонстрировано на примере федеральной земли Баден-Вюртемберг, которая активно включилась в инновационную деятельность и достигла весьма ощутимых результатов. В основу исследования легли общенаучные (анализ, синтез, описание, систематизация) и специальные (конкретно-исторический, сравнительно-исторический и ретроспективный; формально-юридический, сравнительно-правовой и конкретно-социологический) методы познания. В качестве методологической основы следует рассматривать воззрения авторитетных немецких исследователей, касающиеся проблем юридического образования в историческом аспекте. Статья знакомит научную общественность с трудами немецких авторов и отдельными нормативными документами (федеральными и земельными законами), не переведенными на русский язык и поэтому не доступными широкому кругу читателей. Установлено, что проведение в 1971-1984 гг. эксперимента по апробации «однофазовой модели» подготовки юристов как антипода давно укоренившейся классической «двухфазовой» модели, было вызвано недовольством общества качеством и затяжным характером юридического образования. Оно было узаконено внесением так называемой «экспериментальной клаузулы» в § 5b «Немецкого закона о статусе судей» в редакции от 10 сентября 1971 г. В результате реформирования, переданного в компетенцию земель и непосредственно университетов, был сокращен срок подготовки юристов до 6 лет за счет интенсификации образовательного процесса, устранен дуализм теории и практики, усилен исследовательский компонент в обучении, во главу угла поставлены индивидуализация обучения и ориентация на формирование социально-адаптированной личности юриста. Результаты эксперимента в основном были оценены позитивно всеми его участниками, но по социально-политическим мотивам внедрение новой модели подготовки юристов было отклонено. Сама идея однофазового юридического образования сегодня постепенно воплощается в жизнь, идет активный процесс диверсификации в области оказания образовательных услуг. Воплощаются в жизнь и принципы, однажды провозглашенные реформаторами 70-80-х годов. Они актуальны и для нашей страны, которая также вступила на путь реформ, присоединившись к Болонскому процессу.
Политика и Общество, 2017-5
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Академическое наследие высшей школы Германии: обращение к прусской модели подготовки юристов c. 101-113

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.20290

Аннотация: В данной статье в деталях рассматривается проблема подготовки специалистов для юридической деятельности в Пруссии (вторая половина XIХ – начало XX вв.). Авторы впервые в отечественной литературе на основе осмысления текстов отдельных источников права, в том числе изданных с использованием готического шрифта, вводят в оборот российской науки результаты фундаментальных исследований немецких ученых-правоведов, непосредственно касающихся историко-правового развития и реорганизации системы юридического образования в Германии. Посредством применения общенаучных методов познания, традиционно применяемых в юридических науках, авторами для достижения целевой установки также используются сравнительно-правовой, сравнительно-исторический и формально-юридический методы, системный и структурно-функциональный анализ, приемы экспертных оценок и наблюдения. Научная новизна исследования заключается в том, что на основании комплексного анализа имеющейся немецкоязычной научной литературы, а также привлечения прусских законов, выявляется значительное влияние прусской традиции подготовки юридических кадров на формирование общегерманской системы юридического образования, современная структура которой характеризуется как «двухфазовая» – состоит из «университетского образования» и «правового референдариата», т.е. подготовительной службы. Такой вывод будет интересен российским специалистам в области образовательного права, уделяющим должное внимание современным компаративным исследованиям, а также всем тем, кто интересуется тенденциями и проблемами модернизации отечественного и зарубежного юридического образования.
Право и политика, 2016-12
Антропов Р.В., Антропова Н.А. - Прусская модель подготовки юридических кадров – фундамент системы современного юридического образования в Германии

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.12.16987

Аннотация: Предметом исследования является процесс становления и развития юридического образования в Германии, сопряженный с культурно-историческими и политико-правовыми факторами, влияние прусской традиции подготовки юридических кадров на формирование общегерманской системы юридического образования, особенности внеуниверситетского практического обучения юристов в правовом референдариате (подготовительной службе), равно как и окончательное испытание в виде выпускного экзамена на пригодность к судейской должности, пути проникновения западной системы юридического образования и немецкого правоведения в Россию, а также структура современного немецкого классического юридического образования. С целью решения поставленных задач использовалась совокупность общенаучных (диалектика, анализ и систематизация теоретических работ немецких ученых, концептуальный синтез идей, конкретизация) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-исторический, ретроспективный, сравнительно-правовой). Результатами работы стало определение главных предпосылок возникновения и исторической реорганизации системы юридического образования в Германии; продемонстрирована зависимость профессиональной подготовки юридических кадров от изменяющихся потребностей немецкого государства и общества; выявлены исторические корни немецкой школы права; рассмотрены особенности эволюции форм и методов обучения юристов в организационно-правовых и содержательных аспектах; введены в оборот отечественной науки оригинальные работы в области немецкого юридического образования в исторической ретроспективе; выявлен позитивный опыт немецкой системы классической подготовки юридических кадров в условиях так называемого «Болонского процесса». Главным выводом исследования становится тезис о том, что именно прусская система подготовки высокопрофессиональных юридических кадров легла в основу современного немецкого юридического образования, отступать от которой Германия не желает даже в условиях повсеместной «болонизации» и интеграции европейской высшей школы.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"