Маслова В.А. —
Советский дизайн как проект «нового человека»
// Философия и культура. – 2017. – № 12.
– С. 24 - 37.
DOI: 10.7256/2454-0757.2017.12.25123
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_25123.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является анализ взаимосвязи советского дизайна, включая промышленный дизайн, текстиль, архитектуру, и идеи проектирования нового человека в контексте его осмысления через предметный мир. Раскрывается эта тема через обращение к анализу развития предметного мира. Спецификой исследования является рассмотрение особенностей дизайна в СССР не только в рамках политических и экономических особенностей развития страны, но и идей, повлиявших на их формирования. Объектом работы также стало искусство авангарда, без которого невозможно было бы рождение художественного конструирования. Методология исследования была определена целью и задачами исследования. В основе методологии лежит, с одной стороны, историко-философский анализ, с другой – сопоставительный анализ. Особым вкладом автора в исследование темы является то, что проводится междисциплинарный анализ формирования советского дизайна, доказывается факт того, что в отличие от зарубежного дизайна, который возник в связи с развитием промышленности, появление дизайна в России было неразрывно связано с искусством авангарда. Основным выводом работы является рассмотрение вопроса о том, почему проект «нового человека» так и не получил реального воплощения и почему передовые идеи советского дизайна так и не имели воплощения в промышленности.
Abstract: The subject of this research is the analysis of correlation between Soviet design, including industrial design, textile, architecture, and the idea of projection of a new individual in the context of his perception through the figurative world. The author reveals this topic trough referring to the analysis of evolution of the figurative world. Specificity of this research consists in the examination of design traits in USSR not only in the context of peculiarities of the country’s political and economic development, but also the ideas that affected their emergence. The object of this work is the avant-garde art, which generates the industrial design. Methodology is based on the on the historical-philosophical analysis on one hand, and comparative analysis on the other. Author’s special contribution into this research lies in conduction of cross-disciplinary analysis regarding the formation of the Soviet design, which proves that unlike the foreign design that has emerged with the industrial development, the appearance of design in Russia is directly associated with the avant-garde art. The main conclusion is the consideration of question of why the project of a “new individual” did not see practical implementation, as well as the progressive ideas of Soviet design had not been realized in industrial sector.
Маслова В.А. —
Культура и эстетика французского символизма: обзор проблемы концептуализации
// Философия и культура. – 2015. – № 12.
– С. 1877 - 1885.
DOI: 10.7256/2454-0757.2015.12.17293
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является проблема изучения концептуализации искусства в эстетике французского символизма, выявление её объективно-существующих противоречий. Раскрывается эта тема в систематизации и исследовании степени разработанности проблемы в трудах отечественных и зарубежных ученых и практиков в разных сферах научного знания, которые, с одной стороны, взаимодополняют друг друга, а с другой – выявляют особенные специфические ее аспекты. Осуществляется анализ разных подходов к исследованию искусства символизма, а также выявление неразработанных участков данного вопроса на сегодняшний момент времени. Основной метод анализа в исследовании – рестроспективный. Он используется для того, чтобы увидеть и понять логику развития французского символизма, причину его обширного влияния и изучения в разных сферах науки. В работе выявлена многогранность и сложность анализа проблемы в составлении единой концепции искусства французского символизма. Благодаря этому происходит обоснование в необходимости исследования, синтезируя разные научные подходы. Выявив, определив, систематизировав и проанализировав основные труды отечественных и зарубежных ученых, лежащие в сфере научного знания, определяемых темой исследования, проводится и представляется процедура разработки методологической базы исследования в контексте как методологических, методических, так и прогностических оснований.
Новизна исследования заключается в том, что в ней представлена причинно-следственная связь актуализации некоторых характерных черт и тем французского символизма в перспективе конца XIX и XX века, а также - комплексность изложения категориального аппарата эстетики французского символизма.
Abstract: The subject of the research is the problem of art's conceptuality in the aesthetics of French symbolism and description of actual contradictions. This topic is discussed by using the methods of classification and analysis of the degree of scientific development of the problem in Russian and foreign scientific and practical researches which, on the one hand, complete one another and, on the other hand, allow to define specific features of each aspect. The author of the article analyzes different approaches to studying the art of symbolism as well as describes undeveloped aspects of the topic. The main research method used by the author is the retrospective analysis. The method is used in order to see and understand the logic of the development of French symblolism as well as why it had such a strong impact and was so intensively studied by different branches of science. In her research Maslova underlines the complexity of analyzing the problem and developing the single concept of art in French symbolism. This proves the importance of the present research and allows to combine different scientific approaches to the problem. Having described, classified and analyzed the main Russian and foreign scientific researches on the research topic, Maslova offers her own procedure for developing the methodological basis of the research concerning methodological, methodic and prognostic grounds. The novelty of the research is caused by the fact that the researcher describes the cause-and-effect relationship between actualization of some specific features and themes of French symbolism at the end of the XIXth and XXth centuries and emphasizes the complexity of the categorical framework in the aesthetics of French symbolism.
Маслова В.А. —
Тема меланхолии во французском символизме
// Психология и Психотехника. – 2014. – № 5.
– С. 483 - 492.
DOI: 10.7256/2454-0722.2014.5.11621
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются причины и следствия актуализации темы пессимизма, уныния, отчаяния во французском символизме в конце XIX века, а также анализируются причины развития феномена меланхолии в XX веке на материале художественной практики французских символистов, рассматриваемой преимущественно в поэзии, критических статьях символистов, а также аналитических искусствоведческих, исторических, литературно-философских работ, посвященных французскому символизму или касающихся темы меланхолии. Данная тема, а более широко ее можно охарактеризовать и как сплин, печаль, тоска, разочарование, неудовлетворенность, безнадежность, исключительно характерна для творчества поэтов символистов и декадентов. Это обусловлено как общей интеллектуальной атмосферой конца XIX в., так и теми задачами в искусстве, которые ставили перед собой представители течения символизма. Методами исследования послужили описательный, системный, сравнительный и культурно-исторический подход. Французский символизм рассматривается с феноменологической точки зрения. Постановка проблемы обусловлена не столько поводом для обращения к анализу данной темы в частных примерах лирики французского символизма, хотя данная тема не изучена пока в достаточной степени, а сколько тем, что, как нам представляется, эсхатологические настроения того времени дали проекций в XX в. гораздо больше, чем принято считать, причем не только в искусстве, но и в теоретическом осмыслении оного.