по
Вопросы безопасности
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Харитонов Владимир Васильевич
Вопросы безопасности, 2018-2
Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К., Сомов М.В., Скуратовский Н.И., Зинкин В.Н., Харитонов В.В. - Методика эргономической экспертизы средств коллективной защиты от авиационного шума c. 60-73

DOI:
10.25136/2409-7543.2018.2.22794

Аннотация: Предметом исследования является обеспечение безопасной и надежной деятельности инженерно-технического состава аэродромов. Объектом исследования являются средства коллективной защиты от авиационного шума. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как обеспечение должных защитных и эксплуатационных характеристик средств коллективной защиты в интересах их эффективной эксплуатации инженерно-техническим составом аэродромов. Особое внимание уделяется таким особенностям темы как методическое обеспечение эргономической экспертизы как инструмента комплексного оценивания защитных и эксплуатационных характеристик средств коллективной защиты. При проведении исследования использовались методы теории надежности, сбора и обработки экспертной информации, эргономики, медицины труда, гигиены, физиологии труда, инженерной психологии. Основными выводом проведенного исследования является то, что разработанная методика обеспечивает объективную эргономическую экспертизу средств коллективной защиты от авиационного шума и может быть использована при выборе и испытаниях средств коллективной защиты, а также при обосновании предложений по их совершенствованию. Новизна исследования определяется возможностью оценивания эффективности средств коллективной защиты с помощью комплексирования объективных и субъективных оценок информативных характеристик акустической эффективности, эксплуатационных и эргономических свойств.
Вопросы безопасности, 2017-5
Харитонов В.В., Серёгин С.Ф. - Эргономические недостатки кабин самолётов как факторы риска безопасности полётов c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7543.2017.5.21604

Аннотация: Предметом исследования является обострившаяся в последнее время проблема обеспечения оптимальных условий взаимодействия человека и авиационной техники в интересах обеспечения ее безопасной эксплуатации. Необходимость устранения эргономических недостатков кабин самолетов и тщательной эргономической проработки кабин разрабатываемых самолетов в интересах снижения числа ошибочных действий экипажей, обусловленных эргономическими недостатками кабин самолетов, обусловила потребность комплексного исследования эргономических аспектов эволюции кабин самолётов фронтовой авиации с конкретизацией недостатков ранних этапов жизненного цикла кабин современных и перспективных самолетов. Методология исследования объединяет методы системного анализа, авиационной эргономики, испытания авиационной техники, проектирования авиационной техники, историографии и источниковедения. Основным выводом проведенного исследования является то, что по мере усложнения авиационной техники и способов ее применения все большее значение для деятельности летчика приобретает система отображения информации, а варианты «стеклянных кабин» перспективной авиационной техники имеют недопустимо большое количество недостатков, обусловленных недостаточной проработкой концепции компоновки кабин на ранних стадиях жизненного цикла авиационной техники.
Национальная безопасность / nota bene, 2017-4
Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Драган С.П., Кукушкин Ю.А., Сомов М.В., Пенчученко В.В., Харитонов В.В., Шешегов П.М. - Акустическая безопасность летного и инженерно-технического состава государственной авиации c. 19-35

DOI:
10.7256/2454-0668.2017.4.22866

Аннотация: Предметом исследования является безопасность жизнедеятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Объектом исследования является акустическая безопасность профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Авторы подробно рассматривают такие аспекты темы как оценка условий труда летного и инженерно-технического состава государственной авиации по шуму и по инфразвуку; риски снижения общей и профессиональной работоспособности, обусловленные воздействием акустического фактора, а также надежность деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации. Методология исследования объединяет методы инженерной акустики, теории надежности, авиационной медицины, медицины труда, эргономики, теории вероятностей. Основным выводом проведенного исследования является обоснование необходимости разработки и реализации специальных средств и методов обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава государственной авиации как неотъемлемой части системы обеспечения безопасной эксплуатации воздушного транспорта. Показано, что система профилактики негативного действия шума на авиационный персонал должна быть комплексной и включать технические и организационные мероприятия, мониторинг условий труда летного и инженерно-технического состава, наличие и правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты от шума, динамическое медицинское наблюдение за летным и инженерно-техническим составом государственной авиации с реализацией комплекса лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
Транспортный вестник, 2017-2
Зинкин В.Н., Сомов М.В., Пенчученко В.В., Харитонов В.В., Шешегов П.М. - Критериальная значимость потенциальной ненадежности действий в исследованиях профессиональной работоспособности авиационных специалистов c. 14-31

DOI:
10.7256/2453-8906.2017.2.21775

Аннотация: Предметом исследования является обеспечение надежной профессиональной деятельности летного и инженерно-технического состава воздушных судов в условиях воздействия авиационного шума. Объектом исследования является функциональная надежность оператора авиационной эргатической системы. Автор подробно рассматривает такой аспект темы анализ надежности профессиональной деятельности летно-подъемного и инженерно-технического состава, обеспечивающего эксплуатацию современных воздушных судов, при выполнении ими профессиональных обязанностей на рабочих местах, в том числе при использовании средств индивидуальной и коллективной защиты от шума. Методология исследования объединяет методы теории надежности, инженерной акустики, авиационной акустики, системного анализа и теории вероятностей. Основными выводами проведенного исследования являются положения о том, что авиационный шум является источником потенциальной опасности, обусловливающим повышенный риск ошибочных действий авиационных специалистов и развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, приводящих к ранней профессиональной дисквалификации. Особым вкладом авторов в исследование темы является получение количественных оценок потенциальной ненадежности действий летно-подъемного и инженерно-технического состава.
Транспортный вестник, 2016-1
Серёгин С.Ф., Харитонов В.В. - Ключевые проблемы совершенствования системы безопасности полетов государственной авиации c. 1-22

DOI:
10.7256/2453-8906.2016.1.19459

Аннотация: Дана комплексная характеристика актуальных проблем совершенствования системы безопасности полетов государственной авиации, основанная на совместном рассмотрении летательного аппарата и человеческого фактора с учетом опыта эксплуатации летательных аппаратов на всех этапах жизненного цикла с акцентом на обеспечение испытаний летательных аппаратов. Две составляющие обеспечения безопасности полетов: летательный аппарат и человеческий фактор рассмотрены отдельно, а затем комплексно, как взаимосвязанные, взаимодействующие и взаимно обусловленные компоненты единой эргатической системы «самолет – летчик». Методология исследования базируется на системном анализе, методах теории надежности, авиационной эргономики, инженерной психологии, психологии труда. Основными выводами проведенного исследования являются конкретизированные актуальные проблемы обеспечения безопасности полетов государственной авиации: сложность современного самолета, особенно в организации информационного поля кабины; средние летные способности большинства современных военных летчиков; недоиспытанность авиационных комплексов; разнотипье эксплуатируемых самолетов. Безусловно, каждый вопрос требует отдельного и более глубокого рассмотрения с выявлением всех причин и угроз безопасности полетов, понимания этих причин и угроз и выработки стратегии на государственном уровне по устранению причин аварийности в государственной авиации. И в первую очередь должно быть понятно, что во главе угла решения проблем безопасности полетов стоит человек.
Тренды и управление, 2015-3
Бондаренко А.Г., Харитонов В.В., Соловей Ю.Н. - Эргономическая оптимизация обучающей среды при подготовке авиационных специалистов с использованием компьютерных систем

DOI:
10.7256/2454-0730.2015.3.15898

Аннотация: Предметом исследования являются эргономические аспекты создания, испытаний и эксплуатации компьютерных систем обучения авиационных специалистов (в первую очередь летного состава). Процесс получения знаний с использованием компьютерных систем обучения рассмотрен как целенаправленный интерактивный процесс взаимодействия инструктора и обучаемого по заданной обучающей программе, в результате которого формируется обучающая среда, обеспечивающая приобретение (развитие) обучаемым знаний, умений и навыков. Эргономичность обучающей среды определяется соответствием характеристик технических средств обучения индивидуальным психофизиологическим возможностям и индивидуальным особенностям обучаемого. Методология исследования объединяет методы инженерной психологии, эргономики, педагогики, кибернетики, психологии экстремальных ситуаций, адаптивного управления, управления с обратной связью. Основными результатами исследования являются сформулированные систематизированные особенности конкретизации и учета эргономических аспектов при формировании и реализации обратной связи между обучаемым и инструктором, являющейся необходимым условием качественного обучения в интересах формирования устойчивых воспроизводимых знаний и навыков выполнения профессиональной деятельности в экстремальных условиях.
Теоретическая и прикладная экономика, 2015-1
Харитонов В.В., Мережко А.Н., Лагойко О.С., Сомов М.В., Белоусов Д.Г. - Прогнозирование инвестиций в научно-техническую продукцию c. 10-20

DOI:
10.7256/2409-8647.2015.1.14477

Аннотация: Предметом исследования являются вопросы адекватного прогнозирования инвестиций в научно-техническую продукцию экспертизе вариантов проектных решений в интересах поддержки принятия управленческих решений на ранних стадиях жизненного цикла такой продукции. Реализация проектных решений, рассматриваемых при планировании объемов продукции, сопряжена с единовременными затратами, связанными с разработкой, производством и эксплуатацией такой продукции. Исследование проведено в аспектах прогнозирования себестоимости научно-технической продукции, определения объемов инвестиций в производство и прогнозирования эксплуатационных затрат. Методология исследования базируется на методах экономического прогнозирования, системного анализа, теории надежности, теории проектирования и испытаний сложных систем. Основными результатами проведенного исследования являются разработанные и адаптированные методики прогнозирования себестоимости научно-технической продукции, определения объемов инвестиций в производство и прогнозирования эксплуатационных затрат, практическая реализация (комплексное применение) которых позволяет обосновать потребные объемы инвестиций в научно-техническую продукцию на этапе проектных решений.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.