по
Культура и искусство
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > Требования к статьям > Политика издания > Редакция > Порядок рецензирования статей > Редакционный совет > Ретракция статей > Этические принципы > О журнале > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Фещенко Вера Сергеевна
Культура и искусство, 2023-12
Фещенко В.С. - Богословские аспекты формирования теории художественного образа в Византии IV—XIV вв. c. 177-194

DOI:
10.7256/2454-0625.2023.12.39361

Аннотация: Предмет исследования - формирование богословской теории образа в церковно-художественной традиции христианского искусства. Цель - выявить основные аспекты формирования теории образа в доиконоборческий период на основе трудов представителей каппадокийской школы, Псевдо-Дионисия Ареопагита, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, а так же после утверждения иконопочитания, отразившиеся в работах патриарха Григория Константинопольского, Феодора Студита, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и Патриарха Никифора. Проследить, как отображалось на византийском церковном искусстве влияние богословской мысли. Определить специфические особенности феномена иконописного образа и осветить значение его догматических основ в религиозном искусстве. В исследовании трудов византийских богословов применялся историко-культурный анализ, позволивший более целостно увидеть мировоззрение эпохи, в которой они творили, и идеи, которые они отстаивали.    Исследование позволяет сделать вывод, что для защитников иконопочитания «почва» была подготовлена великими богословами каппадокийской школы, которые в свою очередь обращались и переосмысливали неоплатоническое учение Плотина, Псевдо-Дионисия Ареопагита, преобразовавших их идеи в христоцентрическое учение о спасении. Догматические идеи богословов повлияли на изменение античной художественной формы, сообщив ей новое содержание, которое, в свою очередь, может стать важным критерием, помогающим выделить и оценить подлинную духовность в произведениях церковного искусства. Изучение богословской теории образа является важным элементом в определении верности художественной передачи сути вероучения и понимания сакрального содержания храмовой средневековой живописи, а так же необходимым ориентиром для современных иконописцев, позволяющим избирать в своем творчестве, соответствующую богословским догматам, систему выразительных средств.
Культура и искусство, 2022-11
Фещенко В.С. - Особенности решения сюжетов в храмовой живописи основоположниками религиозно-национального направления и художниками круга М. М. Васильева c. 1-29

DOI:
10.7256/2454-0625.2022.11.39259

Аннотация: Предметом исследования является выявление особенностей в решении сюжетов церковной живописи отдельных представителей религиозно-национального направления рубежа XIX - XX веков. Цель — показать развитие национальных тенденций русского монументального церковного искусства родоначальниками религиозно-национального направления на примерах творчества В. М.Васнецова, М. В. Нестерова, М.А. Врубеля и художников М. М. Васильева, А. П. Блазнова, Л. А. Пьяновского, К. С. Петрова-Водкина, Ф. Р. Райляна, выявить сходство и различие в манере и в передаче образов и композиций, а также обосновать значимость этих различий для искусствоведческой науки. Основой искусствоведческого исследования является формально-стилистический метод Г. Вельфлина, иконографический метод Н. П. Кондакова, иконологический метод Э. Панофского; метод феноменологического анализа эстетического восприятия художественного произведения В. В. Бычкова и Г. К. Вагнера. Сравнительный анализ росписей художников М. М. Васильева, А. П. Блазнова, Л. А. Пьяновского, Ф. Р. Райляна, К. С. Петрова-Водкина в сопоставлении с творчеством представителей «васнецовской школы» позволили увидеть развитие национального стиля в искусстве, от отвлеченно-образного понимания к осознанной духовно-символической интерпретации церковной живописи средневековья и допетровской Руси как целостное художественное явление религиозно-национального направления. Практическая значимость исследования заключается в том, что на примере художников «круга Васильева» выявлено своеобразное преодоление одной из основных проблем изобразительности иконописного образа, заключающейся в сохранении тонкого соотношения жизнеподобия и идеальности. В их работах, в контексте интерпретации, прослеживается та мера реализма образа, в какой духовное содержание может воплотиться в материальной форме, не утратив своего сакрального содержания, что является ценным примером и для современных художников, ставящих себе задачу создавать образы не копируя, но оставаясь в каноне.
Философия и культура, 2015-8
Фещенко В.С. - Философско - религиозные поиски Истины в искусстве на рубеже XIX–XX вв.

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.8.12022

Аннотация: Статья представляет собой анализ неовизантийской живописи в связи с философско-религиозным характером эпохи рубежа XIX–XX вв. Основной целью работы является обнаружение параллелей и противоречий в трудах ведущих мыслителей этого периода (В. С. Соловьева, В. И. Иванова, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. А.Бердяева) и сопоставление этих взглядов с религиозно- национальной направленновтью живописи их современников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, М. А. Врубеля. Предметом исследования является обнаружение причин падения религиозности в обществе на фоне бурного всплеска философско-религиозной мысли и идейно-художественного движения. Метод сравнительного анализа трудов религиозных философов рубежа XIX–XX вв в контексте исследования ими вопросов религиозной живописи рассматривается через призму церковных догматов и выражающих их представителей подлинного исторического христианства. Рассмотрев различные взгляды религиозных философов на суть и предназначение теургического творчества, автором статьи был сделан вывод, что терминологически более оправданным будет если понятие теургии станет рассматриваться в плоскости богословско-философской средневековой идеи синергии. Применительно к художественному творчеству в этой идее равнозначно станут важны как элемент человеческого восхождения, так и элемент Божественного нисхождения; при таком соработничестве с наибольшей ясностью проявляется духовная сущность иконописи, и представляется возможность более универсальной формулировки свободного высокодуховного художественного творчества на все времена.
Культура и искусство, 2015-3
Фещенко В.С. - Историко-художественное значение неовизантийского стиля в храмовых росписях М.М. Васильева

DOI:
10.7256/2454-0625.2015.3.12216

Аннотация: Предметом исследования является храмовая живопись, выполненная в неовизантийском стиле в конце XIX – начале XX века М.М. Васильевым. Своеобразный художественный подход этого мастера представляется уникальным явлением среди живописных образцов, обращенных к византийской манере письма. В данной работе предполагается впервые целостно осветить факты биографии и этапы творческого пути художника, а также на примерах некоторых работ провести искусствоведческий анализ особенностей живописной манеры М.М. Васильева в сравнении с образцами неовизантийского стиля в творчестве В.М. Васнецова. Опираясь на неоспоримую духоносность образцов храмовой живописи Византии X–XII веков и их социально-художественную значимость, методика исследования данной работы представляет собой сравнительный анализ живописи М.М. Васильева с манерой неовизантийского стиля, выработанной В.М. Васнецовым. Критическая оценка творчества этих художников будет способствовать выявлению сущностно-идеологической значимости и эффективности их подходов письма, необходимых для духовного подъема общества внутри храмовой среды. В результате исследования примеров росписей неовизантийского стиля предполагается отделить творческий подход М.М. Васильева от общепринятого понятия «васнецовская школа», так как между ними есть принципиальные отличия в трактовке образов и композиций. Также представляется целесообразным определить круг сотрудничавших с М.М. Васильевым художников, в который входят А.П. Блазнов, Ф.М. Вахрушев, Ф.Р. Райлян, Л.А. Пьяновский и др. Росписи храмов, выполненные с участием Васильева, отмечены глубоким проникновением в средневековый образ. Не уходя от современных тенденций, мастер сохраняет идейность васнецовского национального направления, одновременно преломляя, подчиняя и приобщая к идее Богообщения стиль модерн. Для современного искусства то подлинное, что выделяет росписи Васильева и художников его круга, может явиться, образно выражаясь, оборванным концом нити, протянув которую к современному религиозному искусству, появится возможность возродить понятный, живой, творческий язык храмовых образов, не умствуя и не бездумно копируя, но творя свободно и истинно.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.