по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Косоруков Артем Андреевич
Право и политика, 2021-9
Косоруков А.А., Осипов В.С. - Механизмы социально-политической мобилизации молодежи на примере российских, белорусских и китайских Телеграм-каналов c. 176-196

DOI:
10.7256/2454-0706.2021.9.36442

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают онлайн- и офлайн-механизмы социально-политической мобилизации молодежи, в частности, цифровой группизм и формирование цифровых сообществ, а также оппозиционно-мобилизационная модель информирования Е.В. Бродовской и А.Ю. Домбровской, тестирование которой на основе данных из открытых баз статистики "Telegram Analytics" и "Google Trends" позволило выявить ключевые закономерности и различия в протестных событиях в Москве (14 июля – 29 сентября 2019 года), Минске (9 августа – 19 ноября 2020 года) и Гонконге (12 июня 2019 года - 1 июль 2020 года). Новизна исследования заключается в применении модели информирования Е.В. Бродовской и А.Ю. Домбровской к массиву данных, полученных автором из баз статистики "Telegram Analytics" и "Google Trends" применительно к протестным событиям в Москве, Минске и Гонконге, в составлении понедельных таблиц активности протестных Телеграм-каналов и построении на их основе гистограм с визуализацией их пиковой упоминаемости в других Телеграм-каналах в вышеуказанные периоды. В выводах даны рекомендации по избежанию эскалации конфликта в ходе протестных акций, в основе которых лежат механизмы мобилизации на базе Телеграм-каналов.
Социодинамика, 2021-6
Косоруков А.А. - Перспективные технологические решения в сфере построения нейроцифрового государственного управления c. 53-66

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.6.35675

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают перспективные технологические решения, связанные с переходом от цифровых к нейрокоммуникационным технологиям в сфере государственного управления. В этой связи автор рассматривает современный этап развития сети Нейронет, выступающей информационно-коммуникационной сетью нового поколения и способствующей переходу от дата-центризма цифрового правительства к интеллект-центризму нейроцифрового государственного управления. Более того, исследуются возможности подключения нейрокомпьютерных интерфейсов в сферу межличностной коммуникации, способствующих формированию нейрокогнитивного уровня массовой коммуникации, нейроцифрового взаимодействия граждан с органами государственной власти. При этом одним из важнейших аспектов нейрокоммуникационной среды выступают цифровые двойники человека, Интернета-вещей и объектов материальной инфраструктуры, способствующих смещению управленческих процессов в сферу виртуальной и дополненной реальности.   Новизна исследования состоит в раскрытии прикладных особенностей внедрения квантовых коммуникаций в цифровую инфраструктуру государственного управления, позволяющих обеспечить защищенный межведомственный документооборот и взаимодействие с гражданами, в том числе, на уровне нейрокоммуникаций, эффективно противостоять атакам и квантовым взломам. Цифровая сенсорика и техническая бионика, объединяя в себе возможности управления беспилотными транспортными системами и робототехникой, оказывая существенное влияние на построение "умного города" на базе больших данных и предиктивной аналитики и отражая нейросетевое строение цифрового государства, вносят существенный вклад в научную новизну исследования, одновременно актуализируя такой аспект нейрокоммуникации как персональные биоданные и биобезопасность.
Конфликтология / nota bene, 2021-3
Косоруков А.А. - Цифровой инструментарий реагирования институтов публичной власти на деструктивные и девиантные информационные поводы c. 48-63

DOI:
10.7256/2454-0617.2021.3.36879

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают институциональные, организационные и технические особенности работы системы инцидент-менеджмента как цифрового инструментария реагирования институтов публичной власти современной России на деструктивные и девиантные информационные поводы в социальных сетях, мессенджерах и платформах сети Интернет, направленные на молодежь как наиболее активную часть цифровых граждан. Цель исследования – охарактеризовать современное состояние цифрового государства в России и протестировать работу системы инцидент-менеджмента с точки зрения оперативного выявления и отработки ведомственными исполнителями сообщений-призывов и фейковых сообщений, направленных на молодежную аудиторию в 2012-2021 гг. Новизна исследования заключается в выявлении общего количества обращений/жалоб граждан на действия/бездействия власти, обработанных системой инцидент-менеджмента каждого из 85 Центров управления регионом за 2021 г., а также в использовании цифрового инструментария системы инцидент-менеджмента применительно к массиву данных социальных сетей, мессенджеров и Интернет-платформ за период 2012-2021 гг. с целью выявления деструктивных информационных поводов (сообщений-призывов к несовершеннолетним участвовать в несанкционированных митингах) и девиантных информационных поводов (фейковых общественно-политических сообщений в социальных сетях и мессенджерах), временного интервала их отработки ведомственными исполнителями.
Социодинамика, 2020-1
Косоруков А.А. - Технологии дополненной реальности в сфере государственного управления c. 1-11

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.1.31949

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают технологии дополненной реальности, позволяющие повысить эффективность государственного управления. В этой связи автор рассматривает сущность дополненной реальности и ее отличия от виртуальной реальности, особенности функционирования и способы создания дополненной реальности (маркерный, безмаркерный, проекционный и одометрический). Одним из важнейших аспектов предмета исследования выступают инновационные управленческие механизмы на базе дополненной реальности, включая цифровой офис по предоставлению госуслуг, цифровые профили граждан и государственных служащих, цифровые документы, автоматизированное рабочее место государственного служащего. Методология исследования включает в себя административный и аналитический методы, раскрывающие особенности внедрения дополненной реальности в сфере государственного управления. Новизна исследования заключается в интеграции управленческих и технических возможностей дополненной реальности в рамках цифрового государственного управления, начиная с взаимодействия граждан и голосовых помощников, работы с цифровыми документами, визуализации больших объемов данных, подготовки государственных служащих и заканчивая обеспечением общественной и кибербезопасности, проектированием и управлением инфраструктурными проектами.
Социодинамика, 2019-11
Косоруков А.А. - Роботизация в сфере государственного управления c. 65-76

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.11.30787

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают технологии роботизированной автоматизации процессов - RPA, позволяющих повысить эффективность государственного управления на основе внедрения программных роботов. В этой связи автор рассматривает основные требования к роботизации административно-государственных процессов, технические возможности и ограничения RPA по работе с информационными системами. В статье также представлена модель обработки заявлений пользователей многофункциональных центров с применением RPA, модель внедрения RPA-решений в процесс предоставления государственных услуг, выделены основные особенности поэтапного перехода к RPA в сфере государственного управления. Методология исследования включает в себя административный и аналитический методы, раскрывающие особенности внедрения RPA в сфере государственного управления. Новизна исследования заключается в интеграции возможностей RPA, DPA (цифровизации автоматизированных процессов) и IPA (интеллектуализации автоматизированных процессов), направленной на "бесшовное" встраивание государственного управления в экосистему данных на базе low-code-платформ, развитие искусственного интеллекта и появление цифровых сотрудников, обслуживающих процесс принятия высокоуровневых государственных решений.
Социодинамика, 2019-5
Косоруков А.А. - Технологии искусственного интеллекта в современном государственном управлении c. 43-58

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.5.29714

Аннотация: Статья посвящена вопросам применения технологий искусственного интеллекта в совершенствовании государственного управления. На основе российского и зарубежного опыта автор анализирует практику применения технологий искусственного интеллекта в государственном управлении и других отраслях с учетом их специфики: использование технологий искусственного интеллекта в сфере цифровизации государственного механизма, их возможностей в сфере цифровой безопасности, в финансовом секторе, в сферах здравоохранения и образования, в сферах управления транспортом, транспортными и миграционными потоками. Методология исследования включает аналитический и сравнительный методы, раскрывающие особенности технологий искусственного интеллекта в государственном управлении. Новизна исследования заключается в систематизации возможностей искусственного интеллекта, включая проактивные услуги, системы цифровой безопасности, финансового анализа (iPavlov, DeepReply), умные системы в сфере здравоохранения (Watson, Botkin.AI), адаптивного обучения (Coursera) и прокторинга, беспилотного транспорта (Didi Chuxing и Uber) и управления миграцией.
Тренды и управление, 2019-1
Косоруков А.А., Кшеменецкая М.Н. - Большие данные в практике управления современным государством c. 74-81

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.1.23359

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают большие данные как совокупность современных способов работы с объемными информационными массивами, формирующимися в различных сферах общественной жизни - от сферы безопасности до сферы онлайн-образования и здравоохранения. Автором подробно рассмотрены прикладные особенности больших данных, представленные в отчетах и докладах консалтинговых компаний McKinsey и Gartner, рейтинге доступности данных Open Data Barometer, а также в российской практике государственного регулирования персональных данных. Важным аспектом предмета исследования является интеграция наборов больших данных на стыке беспроводных сетей, облачных вычислений и межмашинного взаимодействия, способствующих совершенствованию практики управления современным государством, на примере «умного города» позволяющих улучшить качество работы городских служб и способствовать более рациональному использованию ресурсов. Методология исследования включает в себя применение исторического и аналитического методов, метода анализа документов, а также прогностического метода. Новизна исследования заключается в том, что автором на основе широкого круга эмпирических источников исследованы инновационные способы применения больших данных в практике управления государством, включая сферу безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, образования и здравоохранения, сферу транспорта и финансово-бюджетную сферу.
Тренды и управление, 2019-1
Косоруков А.А., Кшеменецкая М.Н. - Цифровое управление как современный этап развития государственного управления (на примере открытых данных) c. 27-34

DOI:
10.7256/2454-0730.2019.1.23779

Аннотация: Предметом исследования является процесс эволюции государственного управления, начиная с периода нового публичного менеджмента 1980-х - начала 2000-х гг. и заканчивая эпохой цифрового управления с начала 2000-х гг. по настоящее время. Важной составляющей предмета исследования является практика внедрения открытых данных в практику государственного управления с конца 2000-х гг., опирающаяся на рост числа наборов правительственных данных, технологий их облачной обработки и распределенного производства с помощью сетей гражданских активистов, веб-приложений «mash-ups» и краудсорсинга. Объектом исследования выступает государственное управление как деятельность бюрократических структур, связанная с оказанием государственных услуг населению и выполнением властно-управленческих функций в условиях активного внедрения современных информационно-коммуникационных технологий. Методология исследования включает использование аналитического и сравнительно-исторического методов, раскрывающих тенденции развития государственного управления в цифровую эпоху. Научная новизна исследования заключается в раскрытии ключевых особенностей перехода ко второй волне цифрового управления на примере открытых данных, в основе которых лежат новые цифровые платформы, технологии облачных вычислений, социальные сети, разнообразные интернет-приложения и цифровые технологии поколения Web 3.0.
Социодинамика, 2019-1
Косоруков А.А., Кшеменецкая М.Н. - Модель цифрового управления на современном этапе развития государственного управления c. 57-69

DOI:
10.25136/2409-7144.2019.1.27232

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает модель цифрового управления, пришедшая на смену веберовской модели, модели «прогрессивной эпохи» и модели нового публичного менеджмента. Важной составляющей предмета исследования выступают: 1) открытые данные, представляющие собой многочисленные наборы правительственных данных, технологий их облачной обработки, а также их распределенного производства с привлечением сети гражданских активистов, использования преимуществ веб-приложений «mash-ups» и краудсорсинг-платформ; 2) большие данные как совокупность современных способов работы с объемными информационными массивами, формирующимися в различных сферах общественной жизни - от сферы безопасности до сферы онлайн-образования и здравоохранения. Методология исследования включает исторический и аналитический методы, раскрывающие технологические особенности перехода к практике цифрового управления. Новизна исследования заключается в том, что на основе изучения современных эмпирических источников и зарубежного опыта исследованы инновационные практики применения модели цифрового управления в государственном управлении, включая внедрение открытых данных в производство государственных услуг, использование новых цифровых платформ и интернет-приложений, применение больших данных, включая сферы безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций, образования и здравоохранения, транспорта и бюджета.
Тренды и управление, 2018-4
Косоруков А.А., Котлярова Т.Ю. - Информационно-коммуникационные технологии как фактор трансформации публичной сферы современного общества c. 88-96

DOI:
10.7256/2454-0730.2018.4.23005

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает публичная сфера современного общества, а также современные информационно-коммуникационные технологии на основе сети Интернет. Автор подробно рассматривает процессы развития сети Интернет в качестве направления преодоления дефицита публичности в современной демократической практике, анализирует "сильную" делиберативную модель демократической политики, взгляды Новых левых на прямую децентрализованную демократию, позицию коммунитаристов, отстаивающих необходимость развития медиа как инструмента обеспечения доступа и участия граждан в публичной сфере, а также критический настрой киберлибертарианцев в отношении государственных инициатив по контролю за интернет-пространством (на примере Сингапура и КНР). Методология исследования построена на применении исторического, сравнительного и аналитического методов, раскрывающих основные особенности трансформации публичной сферы под воздействием современного Интернет-пространства. Новизна исследования заключается в исследовании ограничений и возможностей корпоративного и государственного контроля над публичной сферой сети Интернет, особенностей развития открытого программного обеспечения, современных Интернет-технологий, деятельности гражданских активистов и общественных организаций, поддерживающих демократическую практику в условиях усиления мониторингового потенциала сети.
Политика и Общество, 2018-4
Косоруков А.А. - Публичная политика в системе государственного управления c. 62-68

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.4.26029

Аннотация: В статье рассмотрено теоретико-методологическое содержание публичной политики, ее место и роль в системе государственного управления. Автор анализирует исследовательские подходы к сущности современной публичной политики в контексте деятельности органов государственной власти и в условиях развития современных информационных технологий государственного управления. Особое внимание автор уделяет раскрытию основных этапов развития публичной политики в современной России с 1993 года по настоящее время, выделяя приоритетные направления современной российской публичной политики. Методология исследования включает в себя исторический и аналитический методы, позволяющие проследить особенности становления публичной политики в системе государственного управления. Новизна исследования состоит в том, что на основе изучения современных источников систематизированы основные подходы к пониманию публичной политики, выявлены ее наиболее сущностные характеристики, исследованы приоритетные направления современной российской публичной политики, включая инициативы в сфере построения информационного общества и электронного правительства.
Мировая политика, 2018-3
Косоруков А.А. - Публичный дискурс как фактор государственной политики России (на примере евразийской интеграции) c. 47-58

DOI:
10.25136/2409-8671.2018.3.21567

Аннотация: Предметом исследования статьи выступает публичный дискурс как фактор эффективной реализации государственной политики России, рассмотренной на основе ее институционального обеспечения, а также развития Евразийского экономического союза и Европейского союза. Публичный дискурс евразийского регионализма исследуется в коммуникативном пространстве формирования легитимности государственной власти, конструируемой на основе различных течений политической мысли, определяемой национальной и региональной идентичностью государства, связанной со значимыми "другими", в роли которых выступают ключевые внешнеполитические партнеры государства. Методология исследования включает исторический метод, метод контент-анализа дискурса, функционального и неофункционального подходов к интеграции. Основными выводами проведенного исследования являются: - в пространстве публичного дискурса государство определяет значимых «других» и свои национальные интересы, которые повышают качество проводимой государственной политики; - эффективный публичный дискурс позволяет достигать международного признания интересов государства и легитимности его политической системы; - неготовность Европейского союза в пространстве публичного дискурса на равных взаимодействовать с Евразийским экономическим союзом означает, что публичный дискурс ЕС и его идентификация значимых "других" носят эксклюзивный характер; - публичный дискурс государств-членов Евразийского экономического союза находится в процессе своего становления, включает нестабильные представления о России и ЕС как о значимых «других».
Социодинамика, 2018-2
Косоруков А.А. - Цифровая публичная сфера современного общества: особенности становления и контроля c. 14-22

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.2.24442

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает цифровая публичная сфера, децентрализованная архитектура которой в начале XXI века опосредует взаимодействие государства, корпораций и отдельных пользователей в сети Интернет. Сетевой нейтралитет первых лет существования сети Интернет как основы публичной сферы в цифровую эпоху испытывает на себе вызовы фильтрации и цензурирования Интернет-контента, связанные как с ужесточением государственной информационной политики, так и с корпоративными стратегиями адаптации инструментария Интернет-контроля к требованиям национального законодательства. Методология исследования включает в себя исторический и аналитический методы, позволяющие проследить особенности становления и способы контроля цифровой публичной сферы. Новизна исследования состоит в том, что на основе изучения современных эмпирических источников и зарубежного опыта исследованы способы контроля цифровой публичной сферы, разрабатываемые на стыке государственных и корпоративных интересов, требований национального законодательства и принципов корпоративного развития, приобретающих особую значимость на фоне распространения культуры Интернета и актуализации вопросов Интернет-ответственности и защиты интеллектуальных прав.
Политика и Общество, 2018-2
Косоруков А.А. - Алгоритмы поисковых машин и социальных сетей как фактор становления цифровой публичной сферы c. 23-31

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.2.24734

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают алгоритмы поисковых машин и социальных сетей, лежащих в основе становления коммуникационного пространства цифровой публичной сферы. Важным элементом предмета исследования выступает практика применения алгоритмов для персонализации потоков поисковой и новостной информации под профиль конкретного пользователя, зависящая от универсальных информационных платформ (Google, Facebook, Twitter и др.), которые при помощи скрытых алгоритмических механизмов позволяют осуществлять политико-административный и корпоративный контроль в сети Интернет. Особое внимание в статье уделяется манипулятивному потенциалу алгоритмов, интегрированных в информационные платформы новых медиа, влияющих на социальные взаимодействия между пользователями и их политические предпочтения. Методология исследования включает использование исторического и аналитического методов, позволяющие раскрыть особенности применения алгоритмов в коммуникационном пространстве цифровой публичной сферы. Новизна исследования заключается в том, что на основе изучения современных источников исследованы инновационные практики применения алгоритмов, включая генерирование естественного языка, практику «робо-журналистики» и внедрения ботов для сканирования и производства информационных сообщений, воздействия на результаты политических выборов и социальные взаимодействия.
Политика и Общество, 2018-1
Косоруков А.А. - Модель цифрового управления в теории и практике современного государственного управления c. 14-24

DOI:
10.7256/2454-0684.2018.1.24142

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает модель цифрового управления, пришедшая на смену предшествующим управленческим моделям – веберовской модели, модели «прогрессивной эпохи» и модели нового публичного менеджмента. В рамках данной модели автором рассмотрены особенности внедрения цифровых технологий в практику государственного управления за рубежом и в современной России. На примере информационных платформ и мобильных приложений выделены преимущества модели цифрового управления, связанные со снижением экономических издержек при осуществлении административных операций, практикой «повторного использования» наборов правительственных данных, повышением прозрачности работы правительства, улучшения качества предоставления государственных услуг, обозначены проблемы, связанные с необходимостью защиты персональных данных граждан и цифрового суверенитета государства. Методология исследования включает в себя исторический и аналитический методы, позволяющие проследить историю развития моделей государственного управления и выделить ключевые особенности модели цифрового управления в цифровую эпоху. Новизна исследования заключается в том, что на основе изучения современных эмпирических источников и зарубежного опыта исследованы инновационные практики применения модели цифрового управления в государственном управлении, включая внедрение открытых данных, открытых информационных платформ и мобильных приложений, краудсорсинга в производстве государственных услуг.
Политика и Общество, 2017-12
Косоруков А.А. - Гражданское общество в условиях становления виртуальной публичной сферы c. 66-79

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.12.22581

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает гражданское общество в условиях развития информационно-коммуникационных технологий, вытесняющих традиционные формы социального взаимодействия в публичной сфере. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы как особенности становления виртуальной публичной сферы, позволяющей обозначить пути выхода из кризиса ограниченной публичности и слабости гражданского общества. Особое внимание в статье уделяется таким вопросам как деятельность крупнейших Интернет-корпораций, создающих альтернативное пространство публичности и участия, коммерциализирующих и приватизирующих виртуальную публичную сферу, а также движениям Интернет-пользователей и некоммерческих организаций, отстаивающих гражданские права в сети. Важным аспектом предмета исследования также выступает сценарий построения технополии, контролирующей публичность и гражданское участие с помощью информационных технологий. Методология исследования включает использование исторического, аналитического и сравнительного методов, позволяющих выявить тенденции развития гражданского общества под воздействием информационно-коммуникационных технологий. Новизна исследования заключается в исследовании особенностей развития виртуальной публичной сферы, пространство которой обусловлено как алгоритмическими кодами Интернет-корпораций (Google, Baidu, Яndex), создающих технологии ссылочного ранжирования, движениями некоммерческих организаций по продвижению открытых публичных лицензий (Creative Commons), так и гражданским Интернет-активизмом.
Социодинамика, 2017-10
Косоруков А.А. - Корпоративное гражданство как форма социального партнерства государства и бизнеса в публичной сфере c. 45-58

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.10.21739

Аннотация: Предметом исследования в настоящей статье выступает корпоративное гражданство как новая форма социального партнерства государства и бизнеса в публичной сфере. Особое внимание уделяется принципам и нормам деятельности «корпоративного гражданина», берущего на себя не только социально-экономическую ответственность в отношении населения и территории страны, которые затрагивает его деятельность, но и более широкую социально-политическую ответственность в отношении всего спектра проблем, с которыми сталкивается общество и государство. В статье также рассматривается вопрос о практике становления корпоративного гражданства в современной России, проблемах и перспективах перехода от государственного регулирования корпоративной социальной ответственности к более многомерному ландшафту управления, корпоративному саморегулированию, социально ответственному инвестированию, приверженности этическим и международным нормам корпоративного гражданства. Методология исследования включает в себя исторический метод, метод экспертных оценок и опросов, исследование аналитических отчетов и докладов. Научная новизна исследования заключается в сравнительном анализе зарубежной практики корпоративной социальной ответственности и корпоративного гражданства, а также изучение проблем и перспектив становления корпоративного гражданства в современной России с учетом особенностей ее исторического развития, необходимости совершенствования патерналистской модели социального обеспечения и взаимодействия с неправительственными организациями, практики социально-экономических партнерств и соглашений региональной власти с бизнесом, а также региональной стратегии долгосрочного социально-экономического развития.
Политика и Общество, 2017-10
Косоруков А.А. - Электронное гражданское общество в публичном пространстве политического режима c. 114-126

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.10.22072

Аннотация: Предметом исследования в статье выступают особенности исторической эволюции гражданского общества в публичном пространстве политического режима; влияние современных информационно-коммуникационных технологий, в частности, новых медиа, на расширение пространства политического участия и становление электронного гражданского общества, которое усиливает внешние и внутренние вызовы дестабилизации в отношении гибридных политических режимов по всему миру; проблемы развития электронного гражданского общества в России как фактора активизации и институционализации публичного политического участия (на примере избирательного цикла 2011-2012 годов). Методология исследования включает в себя использование исторического и сравнительного методов, проведение анализа статистических и экспертных данных с последующим графическим сопоставлением. Научная новизна исследования заключается в разработке теоретической модели построения электронного гражданского общества в условиях традиционного гражданского общества и гибридного политического режима, позволяющей оценивать возможные конфликты между различными элементами политической системы, вызванные возросшим потенциалом новых медиа в сфере массовой политической мобилизации.
Политика и Общество, 2017-9
Косоруков А.А. - Публичные ценности и оценка в зарубежных теоретических моделях публичного управления c. 12-22

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.9.21932

Аннотация: Предметом исследования выступают публичные ценности как один из ключевых элементов публичного управления, который позволяет развивать управляемость и конкурентоспособность публичных институтов современного государства. Публичные ценности рассматриваются как важный фактор усиления легитимности и поддержки действующей политической власти, повышения эффективности административного аппарата государства и укрепления общественного единства. Рассматриваемые в статье теоретические модели публичного управления позволяют проследить эволюцию подходов к изучению публичных ценностей в зарубежной литературе: от базовых моделей - «стратегического треугольника» М.Мура и средовой модели Т.Йоргенсена и Б.Боузмана - до синтетической модели Е.Вайтсман, позволяющей интегрировать публичные ценности в процесс принятия решений в публичной сфере, способствуя повышению эффективности государственного управления. Методология исследования включает в себя группу научных методов: метод моделирования и формализации, а также сравнительный метод. Научная новизна исследования состоит в сравнительном анализе моделей публичного управления в зарубежной литературе: 1) модели "стратегического треугольника" М.Мура, выступающей инструментом оценки эффективности и результативности работы административного аппарата государства, 2) средовой модели Т.Йоргенсена и Б.Боузмана, позволяющей рассматривать публичные ценности в более широком контексте функционирования политических, административных, общественных и индивидуальных участников публичной сферы, 3) динамической модели Е.Вайтсман, позволяющей объединить административные и средовые факторы формирования публичных ценностей.
Политика и Общество, 2017-8
Косоруков А.А. - Трансформация публичной сферы в теории и практике государственного управления c. 36-47

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.8.20966

Аннотация: Предметом исследования в статье является публичная сфера в теории и практике государственного управления от эпохи Средневековья и до настоящего времени. Дифференциация публичной сферы рассматривается на основе эволюции института монарха в процессе буржуазно-демократических трансформаций в Европе и США, перехода от концепции феодально-сословной репрезентации власти к буржуазно-демократической концепции, развития религиозной свободы и отделения церкви от государства. Анализ классической либеральной модели публичной сферы, а также публичной сферы в условиях становления государства всеобщего благосостояния в XX веке позволяет раскрыть роль и значение средств массовой информации в развитии публичности общественных и государственных акторов. Методология исследования включает в себя использование исторического и логического методов, позволяющих на основе изучения теории и практики государственного управления проследить становление публичной сферы, а также обозначить ее основные элементы и взаимосвязи между ними. Основными выводами проведенного исследования являются следующие положения: публичная сфера во многом зависит от репрезентации власти в условиях информатизации государственного управления, а также развития средств массовой информации в условиях массовой демократии; государственная власть берет на себя функции координации публичного пространства и публичной политики; происходит консолидация общественной власти в сетевом публичном пространстве; преодоление "рефеодализации" публичной сферы возможно на основе достижения государством и обществом новых политических компромиссов; публичные акторы нуждаются в получении постоянной поддержки со стороны общества в условиях кризиса публичности.
Тренды и управление, 2017-4
Косоруков А.А. - Цифровое правительство в практике современного государственного управления (на примере Российской Федерации) c. 81-96

DOI:
10.7256/2454-0730.2017.4.25086

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает электронное правительство и приходящее ему на смену цифровое правительство, технологии которого направлены на полномасштабную цифровизацию правительственных механизмов, практики производства и оказания государственных услуг на основе использования инфраструктуры совместного использования. Особое внимание в статье уделяется проблемам перехода к цифровому правительству в Российской Федерации, включая преодоление межведомственной разобщенности в использовании цифровых технологий, повышение открытости правительственных механизмов и их ориентацию на конечного потребителя. Методология исследования включает исторический и аналитический методы, раскрывающие особенности перехода от электронного к цифровому правительству. Новизна исследования заключается в выявлении инновационных практик построения цифрового правительства, включая интеграцию цифровых платформ различных ведомств, внедрение облачных технологий обмена и обработки данных, создание государственной облачной инфраструктуры и разработку правительственных приложений совместного использования для производства и оптимизации новых цифровых услуг.
Право и политика, 2016-8
Косоруков А.А. - «Электронное государство» в процессах информатизации государственного управления: опыт Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.15503

Аннотация: Предметом исследования является "электронное государство", теория и практика его внедрения в различных странах, в частности, в Российской Федерации, где на основе реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" созданы Государственная автоматизированная система «Управление», Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, Центры общественного доступа к информации федеральных органов исполнительной власти, Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Важным аспектом рассматриваемой проблемы выступает анализ таких элементов "электронного государства" как "электронное правительство", "электронный парламент" и "электронное правосудие", а также основных проблем и перспектив их внедрения в государственное управление. Методология исследования включает в себя анализ российской и зарубежной нормативно-правовой базы "электронного государства", изучение сайтов и интернет-порталов "электронного государства", их функционального наполнения, а также существующие научные исследования в данной области. Основным вкладом автора в исследуемый вопрос является комплексное рассмотрение теории и практики внедрения "электронного государства" в государственное управление современной России, а также анализ международного опыта использования "электронного правительства", "электронного парламента" и "электронного правосудия", который может быть адаптирован к российским условиям.
Law and Politics, 2016-8
Косоруков А.А. - «Электронное государство» в процессах информатизации государственного управления: опыт Российской Федерации

DOI:
10.7256/2454-0706.2016.8.42779

Аннотация: Предметом исследования является "электронное государство", теория и практика его внедрения в различных странах, в частности, в Российской Федерации, где на основе реализации федеральной целевой программы "Электронная Россия" созданы Государственная автоматизированная система «Управление», Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, Центры общественного доступа к информации федеральных органов исполнительной власти, Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Важным аспектом рассматриваемой проблемы выступает анализ таких элементов "электронного государства" как "электронное правительство", "электронный парламент" и "электронное правосудие", а также основных проблем и перспектив их внедрения в государственное управление. Методология исследования включает в себя анализ российской и зарубежной нормативно-правовой базы "электронного государства", изучение сайтов и интернет-порталов "электронного государства", их функционального наполнения, а также существующие научные исследования в данной области. Основным вкладом автора в исследуемый вопрос является комплексное рассмотрение теории и практики внедрения "электронного государства" в государственное управление современной России, а также анализ международного опыта использования "электронного правительства", "электронного парламента" и "электронного правосудия", который может быть адаптирован к российским условиям.
Политика и Общество, 2016-4
Кшеменецкая М.Н. - Современные механизмы и технологии политической коммуникации в государственном управлении России

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.4.18645

Аннотация: Предметом исследования являются современные механизмы и технологии политической коммуникации как процесса и структуры информационных обменов между ключевыми политическими акторами в государственном управлении России. В статье рассмотрены такие механизмы политической коммуникации как: 1) механизм долгосрочной и доверительной коммуникации между органами государственной власти и обществом, 2) механизм политической коммуникации на центральном, региональном и местном уровнях принятия государственных решений, 3) механизм электронной правительственной коммуникации, 4) механизм электронного политического участия в государственном управлении. В рамках выделенных механизмов рассмотрены электронные технологии политической коммуникации в государственном управлении, которые трансформируют природу коммуникации между государством, средствами массовой информации и обществом. Методология исследования основана на использовании как теоретических, так и прикладных разработок в области политической коммуникативистики и государственного управления, включает в себя модели электронной демократии и электронного правительства, а также анализ электронного участия. Новизна исследования заключается в рассмотрении современных моделей электронной демократии и ее технологий (электронных петиций и консультаций, вовлечения в проводимый политический курс, общественной дипломатии, повышения прозрачности работы государства, преодоления цифрового разрыва), механизма политической коммуникации на центральном, региональном и местном уровнях принятия государственных решений, моделей электронного правительства и особенностей электронного политического участия.
Политика и Общество, 2016-3
Кшеменецкая М.Н. - Особенности трансформации электронного правительства в современном мире: мобильное правительство

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.3.17267

Аннотация: Предметом исследования в статье является процесс трансформации электронного правительства в современном мире, рассмотрение его этапов - трансформирующегося, электронного и повсеместного правительства. При этом мобильное правительство рассматривается как элемент развития электронного и повсеместного правительства, относящийся к обоим: в первом случае как технология, а во втором случае как стратегия, активизирующая становление повсеместного общества. На примере Республики Корея проиллюстрированы особенности и проблемы использования информационных технологий в процессе построения повсеместного правительства и повсеместного общества. Методология исследования включает в себя как теоретический анализ трансформирующегося, электронного и повсеместного правительств, а также мобильного правительства, так и прикладной эмпирический анализ построения повсеместного правительства и повсеместного общества в Республике Корея, связанный с изучением электронного инструментария государственных услуг в сети Интернет. Новизна исследования заключается в поэтапном рассмотрении ключевых этапов в становлении электронного правительства - трансформирующегося, электронного и повсеместного правительств. На примере Республики Корея показываются основные особенности и вызовы, с которыми сталкивается данный процесс. Элементом новизны также является анализ электронного инструментария мобильного и повсеместного правительства.
Национальная безопасность / nota bene, 2016-2
Косоруков А.А., Барто Е.В. - Великий шелковый путь в конкурентном пространстве мировой политики

DOI:
10.7256/2454-0668.2016.2.15141

Аннотация: В начале XXI века в конкурентном пространстве мировой политики столкнулись концепции различных государств по строительству международных транспортных коридоров в Евразии на историческом пространстве Великого шелкового пути, его сухопутной и морской составляющих. Основными конкурентами в данном процессе выступают Китай (концепция Великого шелкового пути), США (концепция Нового шелкового пути), Россия (Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества, транзитное геополитическое положение), Европейский союз (ТРАСЕКА, Викинг, ИНОГЕЙТ), Турция, Казахстан, Индия и др. Предметом исследования является конкуренция концепций различных государств по строительству международных транспортных коридоров на пространстве Великого шелкового пути. Методология исследования включает в себя использование таких методов как исторический, сравнительно-описательный, а также критический анализ научной и публицистической литературы. Научная новизна состоит в определении основных особенностей исторического пространства Великого шелкового пути, его сухопутных и морских международных транспортных коридоров; рассмотрение конкурирующих концепций различных государств по восстановлению Великого шелкового пути; анализ места и роли России в процессе строительства Великого шелкового пути.
Политика и Общество, 2016-2
Кшеменецкая М.Н. - Электронное правительство как элемент построения информационного общества: опыт индексирования

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.2.17044

Аннотация: Предметом исследования в статье выступает развитие электронного правительства, а также опыт создания международных индексов, оценивающих прогресс в данной области построения информационного общества (Индекс готовности электронного правительства ООН, Индекс сетевой готовности Всемирного экономического форума, Индекс развития информационно-коммуникационных технологий Международного союза электросвязи). В статье анализируется международный и российский опыт внедрения электронного правительства, типы применяемых в нем электронных коммуникаций (межправительственных, между правительством и бизнесом, между правительством и гражданами), этапы его становления (трансформирующееся, электронное и повсеместное правительство), а также выделены основные направления успешной реализации электронного правительства, в частности, элементы стратегии построения U-Government на примере Республики Корея. Методология исследования включает в себя использование методов теоретического анализа электронного правительства и информационного общества, осуществление правового анализа государственных инициатив в области внедрения электронного правительства, а также применение прикладных методов при оценке индексов электронного правительства, типов электронных коммуникаций и особенностей построения повсеместного правительства. Новизна исследования заключается в комплексном изучении электронного правительства с использованием международных индексов, его основных этапов (трансформирующееся, электронное и повсеместное правительство) и типов применяемых коммуникаций (межправительственных, между правительством и бизнесом, между правительством и гражданами), а также опыта построения повсеместного правительства в Республике Корея.
Политика и Общество, 2016-1
Кшеменецкая М.Н. - «Электронное участие» как элемент концепции электронного правительства

DOI:
10.7256/2454-0684.2016.1.17051

Аннотация: Автор статьи подробно рассматривает электронное участие в рамках реализации концепции электронного правительства как новой парадигмы государственного управления. Электронное участие рассматривается через призму приобретения людьми большего количества цифровых навыков, доступа к актуальной правительственной информации, участию в принятии государственных решений и онлайн процедурам участия в общественной жизни. В статье на примере Европейского Союза определены основные барьеры на пути увеличения электронного участия, начиная с неправильных приоритетов в развитии информационно-коммуникационных технологий, недостаточной информационной открытости и заканчивая социокультурными и организационными барьерами. В целях преодоления данных барьеров и недостатков традиционной модели участия автором приведена новая модель участия, разработанная на основе опыта электронного участия в ЕС, динамическая модель электронного участия, а также проанализированы особенности мотивации электронного участия. Методология исследования включает в себя как теоретическое рассмотрение концепции электронного правительства и электронного участия, так и прикладной анализ новой и динамической моделей электронного участия, опирающийся на методы моделирования и структурно-функциональный метод. Научная новизна исследования состоит в системном рассмотрении новой модели электронного участия (A Domain Model for eParticipation), таких ее элементов как заинтересованные лица, процесс участия и инструменты электронного участия, а также выполняемых ими ролей проводника, лица принимающего решение, координатора и инициатора, влияющих на успешное внедрение и совершенствование электронного участия.
Политика и Общество, 2015-12
Дмитриева А.Г. - Социально-политические идеалы советской литературы 1953-1991 гг.: вклад деревенской прозы

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.16710

Аннотация: Предметом исследования выступают социально-политические идеалы советской литературы 1953-1991 гг., в частности, представителей "деревенской прозы" в литературе. Объектом исследования является история развития советской литературы от первых постсталинских публикаций И.Эренбурга, Ф.Абрамова, В.Померанцева и заканчивая публикациями работ А.Солженицына, В.Набокова, М.Булгакова, А.Ахматовой и др. Анализ "деревенской прозы" позволил подробно изучить процесс пересмотра принципов социалистического реализма в литературе и возрождения "вечных ценностей", влиявший на политическую атмосферу в СССР. Методология исследования включает в себя анализ литературных работ, академических монографических исследований, исторических источников, а также научных статей. Научная новизна исследования состоит в сравнительном и историческом анализе различных направлений советской литературы, в частности, "деревенской", "городской", "военной" прозы, позволяющий говорить о волнах преемственности и прерывистости советской и российской литературной традиции, их важном вкладе в процесс политической трансформации советского общества и государства.
Политика и Общество, 2015-12
Дмитриева А.Г. - Национальный вектор эволюции социально-политических идеалов в советской литературе 1970-1980-х гг.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.12.16680

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является эволюция социально-политических идеалов в советской литературе 1970-1980-х гг. в рамках национального вектора, усилившегося в результате кризиса имперской идеологии, а также этатизации советской культуры. Национальное измерение социально-политических идеалов включает в себя как образ русского народа (на примере сельской общины, религиозной общности, национальной культуры, восприятия со стороны "значимых других"), так и легитимация российского государства в ее "белом" и "красном" исполнении. Методология исследования включает в себя анализ литературных источников, монографических изданий в области литературы и истории, российских и зарубежных научных журналов, а также статистических источников. Основными выводами данного исследования являются следующие: национальный вектор эволюции социально-политических идеалов имел двойную направленность, отражая как государственные, так и общественные потребности в национальном развитии; представители советской литературы внесли значимый вклад в создание "воображаемого сообщества", сконцентрированного на прошлом и настоящем русского народа. К факторам новизны проведенного исследования следует отнести комплексное изучение советских литературных произведений 1970-1980-х гг., выделение в нем национального вектора и его элементов.
Политика и Общество, 2015-11
Дмитриева А.Г. - Особенности политических дискуссий в советской литературе 1960-1980-х гг.

DOI:
10.7256/2454-0684.2015.11.16802

Аннотация: Предметом исследования в статье являются особенности политических дискуссий в советской литературе 1960-1980-х гг. Объектом исследования выступают "реформаторы" и "консерваторы" литературного цеха, которые во многом на страницах журналов "Новый мир" и "Октябрь" сформировали основные темы политических дискуссий: преодоление "культа личности", отношения с Западом, коррупция, а также политические и экономические проблемы построения социализма, кризис социалистического реализма, возрождение национального характера и статуса русской культуры в условиях проникновения элементов западной, а также роль христианства в советском обществе. Методология исследования включает в себя сравнительный анализ советских литературных источников, в частности, журналов "Новый мир" и "Октябрь", исторических монографий, научных и литературных журналов, включая иностранные. К основным выводам исследования следует отнести следующее: политические дискуссии в советской литературе 1960-1980-х гг. позволили сформироваться новым идейно-теоретическим направлениям, которые легли в основу современной российской культуры: преодоление социалистического реализма в литературе и культуре, формирование путей возрождения национального характера, стремление отстоять и укрепить самостоятельный статус русской культуры, возрождение христианской традиции народа.
Вопросы безопасности, 2014-4
Косоруков А.А. - Стратегия Китая в начале XXI века: выход на глобальный уровень c. 31-69

DOI:
10.7256/2306-0417.2014.4.13390

Аннотация: Рассматриваются вопросы взаимодействия Китая во внешнеполитических отношениях с другими государствами и в первую очередь с США. Автор утверждает, что внешнеполитическая стратегия Китая выступает сложным многоуровневым явлением, состоящим из глобального, государственного и внутригосударственного уровней, на каждом из которых действуют свойственные китайскому государству детерминанты. Автор констатирует, что Китай, активно наращивая свою совокупную национальную мощь, в своей внешнеполитической стратегии объективно начинает опираться в большей мере на детерминанты глобального уровня, стремясь трансформировать под свои национальные интересы современную архитектуру международных отношений, сделав ее более многополярной. Методология исследования включает в себя использование уровневого подхода в рамках теории международных отношений, разработок неоклассического реализма, акцентирующего внимание на детерминантах внутригосударственного уровня при формировании внешней политики государства. Научная новизна статьи состоит во введении в научный оборот и использовании теоретических разработок неоклассического реализма, интеграции детерминант глобального, государственного и внутригосударственного уровней при обьяснении формирования внешнеполитической стратегии, анализе внешнеполитической стратегии Китая с использованием инструментария неоклассического реализма и теории внешнеполитического анализа.
Национальная безопасность / nota bene, 2014-2
Косоруков А.А. - Глобальное сообщество элит: классовое и сетевое измерение

DOI:
10.7256/2454-0668.2014.2.11312

Аннотация: Данная статья посвящена исследованию глобального сообщества элит, теоретического обоснования его существования с позиций постмодернизма, либерализма, конструктивизма и постструктурализма. Отдельное внимание уделено теории транснационального исторического материализма, позволяющей проанализировать формирование в среде данного сообщества нового глобального капиталистического класса. Также проводится анализ данного сообщества с позиции сетевого анализа, который показывает как новый глобальный класс пронизан сетевыми взаимосвязями, отвечающими за создание, поддержание и распространение в нем консенсуса относительно политических курсов государств. Выделены основные проблемы, с которыми сталкивает глобальное сообщество элит: трансформация института государства, глобальный тренд демократизации, смещение силового центра, деглобализация рисков, плюрализм глобальной элитарной повестки дня и уязвимость глобального сообщества элит. Методология исследования, представленная в статье, построена на основе как теории транснационального исторического материализма, так и на основе конструктивизма и постструктурализма. При анализе структуры глобального сообщества элит применяется уровневый подход в рамках теории международных отношений, в частности, уровень индивида. Научная новизна статьи состоит в: анализе глобального сообщества элит с позиции различных теорий как относительно молодом и новом понятии в политической элитологии, рассмотрении структуры нового глобального капиталистического класса, его особенностей, связанных с рекрутированием новых членов и достижении консенсусных решений, выделены проблемы и риски, с которыми сталкивается глобальное сообщество элит, находясь на пересечении классовых и сетевых тенденций своего развития.
Международные отношения, 2013-3
Косоруков А.А. - Новые медиа как инструмент политической трансформации в современном мире

DOI:
10.7256/2454-0641.2013.3.7594

Аннотация: Новые медиа преобразовывают традиционную модель коммуникации, стирают различие между межличностной и массовой коммуникацией, выступают результатом большого количества частных инициатив, порождают феномен сетевого активизма и создают новые политические движения. Социальные сети и блоги, выступая основными видами новых медиа, являются инструментами политических протестов и революций. Социальные сети концентрируют внимание общества на острых и актуальных проблемах, становятся каналом цифровой дипломатии и площадкой для рекрутирования новых членов в организации экстремистского характера, применяются в избирательных кампаниях, разграничивают различные аудитории на «своих» и «чужых», подрывают или поддерживают культурное и политическое единство государства. Блоги позволяют получать альтернативную информацию о политических событиях, ломают монополию традиционных медиа, сближают людей со схожими политическими взглядами и интересами, вступают в диалог с властью в формате рабочих групп, концентрируют интеллектуальный и творческий капитал, поляризуют информационно-политическое пространство, а также используются для давления на политических оппонентов. К недостаткам новых медиа как инструменту политической трансформации относится их построение вокруг слабых социальных связей и плохо организованных социальных групп, возможность манипуляции ими со стороны различных высокоорганизованных политических акторов, целью которых могут быть как демократические преобразования, так и провоцирование протестных и революционных акций, направленных на создание управляемого хаоса в стране.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.