по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чубаров Игорь Михайлович
Философия и культура, 2014-8
Чубаров И.М. - Письмо и опыт насилия

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.8.10588

Аннотация: Статья посвящена связи социальных насильственных практик и литературы. Цель художественного письма состоит если не в преодолении, то в выявлении и описании причин неустраняемого в обществе насилия, пронизывающего все его отношения от экономических и политических, до визуальных и сексуальных. Насилие понимается при этом не как внешнее привходящее качество, которое может быть контролируемым и регулируемым законами права и морали, социальными механизмами и идеологическими аппаратами, а как имманентный антропологический опыт, внутреннее качество социальной жизни, во многом делающее возможной ее саму. Этот опыт определяет социальную жизнь сверху донизу, от насилия образов и дискурсивного насилия понятий до сексуального преследования и экономического принуждения тел. На материале русской литературы, прежде всего творчества Л. Толстого и Ф. Достоевского, в статье сравниваются различные теоретические подходы (Т. Адорно, Ю. Криствой, В. Подороги и др.) к соотношению насилия и письма. В статье применен метод антропологического анализа литературы и искусства, развиваемый в секторе аналитической антропологии Института философии РАН, а также текстологический и сравнительный анализ литературных текстов. Новизна исследования состоит в рассмотрении русской литературы в качестве антропологического опыта производства образов, реагирующего художественными средствами на практики гонений и насилия в обществе. Литература и искусство интересует нас лишь постольку, поскольку может стать частью современного социально-политического процесса, актуального мыслительного и экзистенциального опыта, т.е. в той мере, в какой литература и искусство в целом способны изменять нас и окружающую социальную действительность, а не только развлекать и утешать, принося частное удовлетворение.
Философия и культура, 2013-9
Чубаров И.М. - Искусство как преступление vs. преступление как искусство. К пониманию московского акционизма 1990-х гг.

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.9.9046

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме различения статуса правового преступления и нарушений традиционных способов восприятия представителями современного актуального искусства. Для обоснования различия трансгрессии и преступления нами привлечены теория театрализации жизни Николая Евреинова, методологические подходы Мишеля Фуко и понимание соотношения желания и закона у Жиля Делеза и Феликса Гваттари. Основной тезис статьи состоит в том, что искусство не должно имитировать преступление, переступая лишь некие иллюзорные границы, устанавливаемые законом. Потому что закон запрещает нечто большее, чем можно нарушить в таком «преступлении» (Ж. Делез, Ф. Гваттари). Он навязывает понимание желания как чего-то запретного, которое якобы можно удовлетворить только в режиме преступления – нарушения закона. Одновременно власть закона запрещает нам действовать иначе, чем постоянно действует сама – то есть противозаконно. Статья посвящена соответствующему анализу акций современных российских художников 90-х гг.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.