по
Вопросы здравоохранения
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Порядок рецензирования статей > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат > Редакционный совет
Журналы индексируются
Реквизиты журнала
ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Костригин Артем Андреевич
Психология и Психотехника, 2024-1
Никольская А.В., Костригин А.А. - Отношение россиян к экономическому неравенству: обоснование экономико-психологического эксперимента c. 85-104

DOI:
10.7256/2454-0722.2024.1.69738

Аннотация: В настоящее время в российском обществе наблюдаются изменения в отношении к различным социальным явлениям и процессам, среди которых отношение к экономическому неравенству занимает особое место. Несмотря на актуальность данной проблематики, рассмотрение социально-психологических аспектов отношения к экономическому неравенству в научной литературе отражено недостаточно. Исследование особенностей отношения к неравенству позволит уточнить общественные настроения и установки, необходимые для дальнейших социальных и экономических реформ. Кроме того, традиционные методы исследования не всегда отражают репрезентативные характеристики отношения населения к различных социальным проблемам, поэтому существует необходимость разработки более релевантного метода (экономико-психологического эксперимента) для выявления личностных аспектов экономического поведения респондентов. Цель исследования. Изучение особенностей отношения российских респондентов к экономическому неравенству в обществе с помощью экономико-психологического эксперимента и обоснование данного метода как перспективного для исследования отношения к социальным и экономическим явлениям. Методы. Фокус-группы, в рамках которых проводились групповые интервью и обсуждения о проблемах неравенства; опрос, направленный на изучение отношения к неравенству и поведения в отношении благотворительности; экономико-психологический эксперимент (квазиэксперимент), в рамках которого моделировались ситуации для принятия респондентами экономических решений (выбор общества для гипотетического внука). Результаты. Российские респонденты одинаково готовы жить в обществе риска, желая получить более высокие доходы, и в обществе с фиксированным средним доходом. Большинство респондентов не готово отказаться от части своих доходов, чтобы помогать тем, кто живет хуже. Отношение к неравенству (предпочтение равного и неравного обществ) у российских респондентов не изменяется в любых смоделированных экономических условиях. Результаты, полученные с помощью экономико-психологического эксперимента, представляют оригинальные аспекты отношения респондентов к экономическому неравенству по сравнению с методами опросами и тестирования. Основные выводы. Отсутствуют статистически значимые различия между предпочтением респондентов общества с высокими доходами и общества с фиксированным средним доходом, что говорит о расслоении российской выборки. Обнаружены возрастные и региональные особенности отношения респондентов к экономическому неравенству. Экономико-психологический эксперимент был обоснован как перспективный для изучения отношения к экономическому неравенству в обществе.
Психология и Психотехника, 2022-3
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогического таланта в современной зарубежной психологии c. 30-41

DOI:
10.7256/2454-0722.2022.3.38668

Аннотация: В статье рассматривается проблема педагогического таланта как перспективное направление исследований современной зарубежной педагогической психологии. Отмечается, что в настоящее время одним из ключевых субъектов образовательного процесса признается педагог, а требования к нему включают в себя формирование тех взглядов, личностных черт, компетенций и паттернов поведения, с помощью которых он успешно бы функционировал в изменяющихся условиях и решал педагогические проблемы нового типа. Показывается, что в российской психолого-педагогической литературе недостаточно представлена проблематика педагогического таланта, поэтому возникает необходимость обращения к результатам зарубежных исследований. Ставится цель представления и анализа зарубежных психологических подходов к изучению педагогического таланта. Зарубежные исследования по проблеме педагогического таланта разделяются на следующие: определение, характеристики и роль педагогического таланта в педагогической деятельности; выявление педагогического таланта и его особенностей; технологии управления и развития педагогического таланта. На основе теоретического анализа работ делаются выводы о недостаточном концептуальном осмыслении феномена педагогического таланта, определении педагогического таланта через другие личностные и профессиональные характеристики педагога, доминировании компетентностного подхода при изучении данной проблемы, опоре исследователей на подходы из области организационной психологии и психологии труда. Обосновывается важность изучения современных зарубежных исследований для постановки актуальных теоретических и прикладных задач в области педагогической психологии.
Психология и Психотехника, 2021-2
Мазилов В.А., Костригин А.А. - Проблема педагогических способностей в современной зарубежной психологии c. 68-85

DOI:
10.7256/2454-0722.2021.2.35434

Аннотация: В статье обсуждается проблематика педагогических способностей. Отмечается, что в настоящее время существует востребованность в изучении ключевых для педагогической деятельности способностей, т.к. происходит трансформация системы образования и требований к педагогам. Отечественные психологические традиции изучения педагогических способностей достаточно известны (Б.М. Теплов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.), однако в настоящее время происходит сближение не только российских и зарубежных научных подходов, но и систем образования, для успешной реализации которых необходима универсальная педагогическая деятельность, педагогические навыки, педагогические способности. Направления зарубежных работ в настоящее время включают в себя рассмотрение основных требований к педагогу и основных педагогических способностей, но особенное внимание сосредоточено на изучении тех качеств и способностей, которые касаются не непосредственного осуществления педагогической деятельности, а поддержания и стимуляции эффективности процесса и результативности. Таковыми способностями являются педагогическая креативность, рефлексия, метакогнитивные способности. Отдельно освещается проблема управления развитием собственных способностей педагогом. Делается в вывод о том, что современная педагогическая реальность требует от педагогов не содержательных компетенций и способностей, а системных, контролирующих и управляющих самим педагогическим процессом.
Психология и Психотехника, 2020-3
Костригин А.А. - Интерпретация и объяснение бессознательных процессов и феноменов в различных сферах человеческой жизнедеятельности как конструктивистская позиция c. 17-30

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.3.33187

Аннотация: В статье автор обозначает одну из особенностей современной психологии – отход от естественно-научной парадигмы и переход к конструктивисткой методологии. Конструктивизм в психологии характеризуется относительностью истины, преобладанием субъективного над объективным, обусловленностью познания особенностями субъекта, активностью индивидуума в познании и бытии, конструированием реальностью самим индивидуумом. Среди различных проблем современной психологии автор обращается к проблеме изучения бессознательного и предлагает применить к его исследованию конструктивистскую парадигму. Обосновывается, что конструктивизм является одной из наиболее эффективных подходов к изучению бессознательного, т.к. особенности бессознательного отвечают положениям конструктивизма: в бессознательном огромную роль играют фантазии, влечения, эмоциональные процессы; структура бессознательного не точна, не может быть сведена к конкретным элементам; бессознательное подвижно и развивается по своей собственной логике.   Автор рассматривает зарубежные исследования бессознательного, которые построены на основе конструктивизма. Основными методами исследования являются теоретический анализ, проблемологический анализ. Научная новизна исследования заключается в обосновании применения конструктивистского подхода в психологии к исследованию бессознательного, а также в проведении аналитического обзора современных зарубежных исследований по проблеме бессознательного, стоящих на положениях конструктивизма. Делаются выводы относительно преобладающих тенденций в зарубежной конструктивисткой психологии бессознательного: опора на нерациональные, необъективистские теории при объяснении бессознательного; стремление сделать психоанализ общепсихологической теорией; признание бессознательной стороны мыслительной деятельности ведущей, т.к. она способна к более продуктивной обработке информации; бессознательный механизмы общения и совместной деятельности играют существенную роль в установлении глубинного личностного диалога, в психологической практике работе с бессознательным уделяется ведущая роль, более того, этот аспект становится центральным и в социальных и этнологических исследованиях. На основе теоретического обзора зарубежных исследований отмечается плодотворность использования конструктивизма в психологии.
Психология и Психотехника, 2020-2
Костригин А.А., Мазилов В.А. - Отечественная дореволюционная философская психология как целостный подход к исследованию души человека c. 38-52

DOI:
10.7256/2454-0722.2020.2.33035

Аннотация: Авторы статьи обращаются к истории дореволюционной психологии в России. В этой области рассматривается отечественная дореволюционная философская психология как особое направление в психологической науки на рубеже XIX-XX вв. Показывается наличие проблемы как и терминологического обозначения, так и содержательного понимания психологических идей данного направления в истории российской психологии. Авторы определяют философскую психологию как широкое самостоятельное направление в отечественной психологической науке конца XIX – начала XX в., в рамках которого, в частности, развиваются идеи субстанциальности души, несводимой только к материи и проявляющейся в различных аспектах (духовных, душевных, материальных (физиологических)), обладающей особыми свойствами, свободой воли и самосознанием. В данном теоретическом исследовании ставится цель определения и анализа концепции российской философской психологии на рубеже XIX-XX вв. Методами данного исследования являются теоретический анализ, синтез, обобщение и систематизация психологических идей, проблемологический анализ, категориально-понятийный анализ. Опираясь на идеи С.С. Гогоцкого, В.А. Снегирева, С.Н. Трубецкого, С.Л. Франка, Г.И. Челпанова, Г.Г. Шпета и П.Д. Юркевича, обозначаются основные положения отечественной дореволюционной философской психологии как целостного подхода к исследованию и пониманию души человека: 1) философская психология рассматривает душу как субстанцию, как особое измерение бытия, которое не может быть сведено только к содержанию сознания, процессам, функциям или конкретным душевным явлениям; 2) философская психология обосновывает «живость» души, ее живое течение, постоянное изменение; 3) философская психология отличает душевные явления от физических, описывая их особые свойства; 4) философская психология определяет ведущей особенностью душевных явлений осознанность и осмысленность; 5) философская психология считает субъектом души человеческую личность или человеческое «Я»; 6) философская психология является комплексным изучением души, включающих себя исследование различных ее сторон (духовное измерение, душевное измерение (сознание), физиологические реакции), философская психология является метапсихологией; 7) философская психология определяет ведущим методом психологии самонаблюдение (интроспекцию). Обозначается актуальность обращения к наследию философской психологии как для истории и методологии психологии, так и для решения современных научных, духовных и практических проблем психологии.
Психология и Психотехника, 2019-2
Никольская А.В., Костригин А.А. - Актуальные вопросы анималотерапии: направления, области и методы применения c. 54-67

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.2.29528

Аннотация: В статье обсуждается одно из новых и перспективных направлений современной психотерапии - анималотерапия. Авторы обозначают широкую распространенность применения анималотерапии в отечественной литературе, однако все эти работы содержат, по большей части, лишь краткие выводы и результаты применения отдельного приема в рамках анималотерапии без критического осмысления и выявления преимуществ и ограничений; также в них отсутствует перечень направлений и областей применения анималотерапии и конкретных методических приемов, решающих определенные задачи. Существует потребность методологического и методического анализа анималотерапии. Авторы статьи ставят цель рассмотрения некоторых основных направлений и областей применения анималотерапии с указанием конкретных методов и техник коррекции и развития определенных психических процессов и личностных структур. В качестве методов исследования используются теоретический анализ, обобщение и систематизация взглядов и результатов экспериментов по анималотерапии и влиянию животного на человека, проведенных отечественными и зарубежными исследователями и практиками. В рамках данной работы обозначены некоторые основные направления анималотерапии на сегодняшний день: развитие и коррекция речи (построение вербальной последовательности, сравнение и сопоставление, чтение и грамотность) и навыков общения (совместное внимание, социальные прагматические навыки), трудотерапия и навыки повседневной жизни, психическое здоровье и эмоциональное благополучие. Авторы отмечают важность продолжения теоретического и методологического анализа возможностей и ограничений анималотерапии.
Психология и Психотехника, 2019-1
Никольская А.В., Костригин А.А. - Психотерапевтические основы анималотерапии: ключевые характеристики, принципы проведения, возможности и ограничения c. 129-140

DOI:
10.7256/2454-0722.2019.1.29178

Аннотация: В статье обсуждается новый подход в рамках психотерапии – анималотерапия. Отмечаются проблемы определения и применения анималотерапии, изложенные в отечественной и зарубежной литературе: терминологическая путаница, недостаточная доказательность эффективности, методологическая непродуманность и неструктурированность. В настоящей статье предпринята попытка восполнить вышеназванные пробелы. Цель данной работы – представить психотерапевтическую систему анималотерапии (понятия, задачи, области применения, противопоказания), раскрыть ее потенциал и риски для отечественной психотерапевтической практики, обосновать принципы проведения и требования к организации данного вида психологической помощи. В качестве методов исследования используются теоретический анализ, моделирование, обобщение и систематизация взглядов и результатов экспериментов отечественных и зарубежных исследователей и практиков анималотерапии. Результатами проведенного теоретического анализа выступили: определение ключевых особенностей анималотерапии, описание принципов проведения и организации, выделение способов минимизации риска, обоснование противопоказаний к данному виду терапии; рассмотрение достоинств и недостатков использования животных разных биологических видов в анималотерапии, а также основных правил выбора животного, участвующего в терапии.
Педагогика и просвещение, 2018-3
Костригин А.А. - «В наше время, педагогически направленное»: студенческие психолого-педагогические штудии в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского в Праге c. 46-64

DOI:
10.7256/2454-0676.2018.3.22753

Аннотация: В статье обсуждаются вопросы изучения истории российского психологического зарубежья в конце XIX – начале XX вв. Дается классификация психологический направлений в российском научном зарубежье. Акцентируется внимание на психолого-педагогической и педологической проблематике, разрабатываемой русскими психологами, педагогами и философами в эмиграции в Праге (Чехословакия), а именно – в Русском педагогическом институте им. Я.А. Коменского (РПИ). Среди этих ученых имена А.Л. Бема, С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, И.И. Лапшина, В.М. Левитского, Н.О. Лосского, А.В. Маклецова, С.А. Острогорского, С.О. Серополко, Г.Я. Трошина и др. Впервые публикуются учебные планы по некоторым дисциплинам, входящим в круг психолого-педагогических вопросов. Автор сосредоточивается на творчестве В.В. Зеньковского и его научной школе пражского периода. Представителями данной школы считаются студенты, которые обучались у В.В. Зеньковского в РПИ. Предметом данного историко-психологического исследования являются рефераты студентов РПИ по педагогической и детской психологии (найденные в архивных материалах). Методами данного исследования являются анализ продуктов деятельности (архивные материалы), источниковедческий анализ и проблемологический анализ (психолого-педагогическая и педологическая проблематика). Предложена авторская модель структуры психологической науки в русском научном зарубежье: умозрительная, интроспективная и экспериментальная психология. Проанализированы рефераты студентов по педагогической и детской психологии. Работы позволяют выделить некоторые направления осмысления психолого-педагогической и педологической проблематики: изучение продуктом творчества детей и их применение в познании детской души и педагогике; изучение детских вопросов как процесс становления мышления и речи; личность воспитателя и педагога, ее влияние на становление детской личности; детская религиозность; детская речь; дневник матери и его применение в педологии; детская ложь и характер ребенка. Автор считает, что история российского психологического зарубежья является перспективной областью научных исследований.
Психология и Психотехника, 2016-9
Костригин А.А., Стоюхина Н.Ю. - Умозрительная и интроспективная психология в России в XIX – начале XX вв.: определение понятий, границы направлений

DOI:
10.7256/2454-0722.2016.9.21458

Аннотация: В статье рассматривается проблема становления российской психологии в XIX - начале XX вв. Анализируются подходы отечественных историков психологии на структуру психологии в России этого периода. Авторы отмечают отсутствие единого терминологического поля и представления о содержании направлений психологической науки. Традиционная классификация, выделяющая экспериментальную, эмпирическую и религиозно-философскую психологию нечувствительна к тем ученым и их концепциям, которые работали сразу в нескольких направлениях или в декларируемых позициях придерживались одних взглядов, но в своих работах пользовались другими идеями. Авторы предлагают собственную классификацию направлений в психологии в России в XIX - начале XX вв., основанную на доминирующем методе получения психологических знаний (умозрение, интроспекция, эксперимент и измерение): умозрительная психология, интроспективная психология и экспериментальная психология. В статье авторы подробно рассматривают только умозрительную и интроспективную психологии, т.к. относительно этих направлений, их представителей, концепций, а также самих методов (умозрение и интроспекция) существует наибольшая неопределенность и неясность. Методами данного историко-психологического исследования являются структурно-аналитический метод и метод анализа категориально-понятийного аппарата. Данное теоретическое исследование является методологическим, осмысляющим подходы представителей умозрительной и интроспективной психологии относительно предмета и метода психологии. Авторы разработали собственную классификацию направлений российской психологической науки в XIX - начале XX вв., предложив новое основание – метод получения психологических знаний (умозрение, интроспекция, эксперимент). В каждом направлении были выделены два вектора, соответствующие определенному представлению о природе предмета психологии: субстанциональная психология (душа как самостоятельная субстанция) и функциональная психология (психика как функция мозга и нервной системы). В окончательном виде классификация выглядит следующим образом: 1) умозрительная субстанциональная психология и умозрительная функциональная психология; 2) интроспективная субстанциональная психология и интроспективная функциональная психология; 3) экспериментальная субстанциональная психология и экспериментальная функциональная психология.
Психология и Психотехника, 2015-1
Стоюхина Н.Ю., Костригин А.А. - Отечественные психологи конца XIX - начала XX вв. о снах и сновидениях

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.1.13808

Аннотация: В статье обсуждаются теории сна и сновидений психологов, философов и богословов в России конца XIX в. – начала XX в. Авторы статьи ставят своей задачей проанализировать контекст развития психологии сна в отечественной науке, а также описать причины забвения имен отечественных ученых, занимавшихся изучением проблематики сна и сновидений. Неоднозначность образа психологии сна в отечественной традиции обуславливается "многоголосием" психологической науки в целом. Существовало два направления исследований - эмпирическое и религиозно-философское (богословское). В статье используются методы историко-психологического исследования: метод анализа категориально-понятийного аппарата и метод анализа продуктов деятельности. В качестве методологии принимаются принципы детерминизма развития психологии как науки и единства логического и исторического (В.А Кольцова, Ю.Н. Олейник). Центральными проблемами, которые решали ученые в дореволюционной России, заключались в формулировке определения сна и сновидений, их источников, факторов, формулировании классификаций. Одной из наиболее неоднозначных тем, волновавших психологов на рубеже веков, является проблема существования пророческих, или вещих снов. Новизна исследования заключается в освещении исследований в области психологии сна в творчестве ученых на рубеже XIX-XX вв., что является отсутствующим элементов в истории психологии. Полученные результаты помогут понять пути развития российской психологии.
Современное образование, 2015-1
Костригин А.А. - Характеристики менеджмента и организационной культуры в дошкольном образовательном учреждении c. 26-41

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13878

Аннотация: В данной статье обсуждаются организационные вопросы деятельности дошкольного образовательного учреждения. Автор подробно рассматривает такие организационные аспекты, как менеджмент и организационная культура в дошкольных учреждениях. Представляется, что в настоящий период перехода дошкольного образования от «муниципального варианта» к «рыночному» становится значимым использовать новые организационные ресурсы и возможности, которые возникают из-за смены образовательной и экономической ориентации дошкольных образовательных учреждений. Обосновывается необходимость рассмотрения дошкольного учреждения как организации, которой присущи миссия, ценности, менеджмент, организационная культура, технологии управления персоналом, конкурентоспособность. Методом исследования является теоретический анализ научной литературы и теоретическое моделирование функционирования дошкольного образовательного учреждения как организации. Методологией исследования является концепция рыночной структуры дошкольного образовательного учреждения (Г.Ф. Ксендзова). Новизна исследования заключается в обосновании концепции деятельности дошкольного образовательного учреждения как современной организации. Автор показал, что дошкольное учреждение должно рассматриваться как организация, участвующая в рыночных процессах, и представляющая собой конкурентоспособный субъект. Однако существуют проблемы осознания и использования возможностей таких новых для дошкольных учреждений феноменов, как организационная культура, ценности, менеджмент. Автором показано, что в настоящее время дошкольные учреждения находятся в ситуации перехода к новым стратегиям функционирования.
Психолог, 2015-1
Стоюхина Н.Ю. - Психотехнические исследования 1920-1930-х гг. по предотвращению аварий на транспорте c. 66-93

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.1.13932

Аннотация: Предметом исследования, представленного в данной статье, является историко-психологический обзор одного из многообразных аспектов деятельности советских психотехников 1920-1930-х гг. – воздейственная работа на транспорте по предотвращению несчастных случаев. Причиной возникновения аварийных ситуаций на дорогах стало увеличение транспорта в СССР, что талантливо отразили в своих произведениях художники слова (И. Ильф и Е. Петров, В. Маяковский) и очевидцы тех событий. Особое внимание уделяется автором работам тех учёных-психотехников, которые своими разнообразными исследованиями внесли свой вклад в изучение этой важной темы: И.Н. Дьякова, Б.И. Северного, А.И. Колодной, К.К. Платонова. Методы, используемые в работе: исторический, воссоздающий историю исследуемой реальности, библиографический, способствующий систематизации информации, биографический, направленный на раскрытие персоналистического аспекта истории психологии. Новизна данного исследования состоит в том, что впервые на материале истории советской психотехники раскрыты предпосылки и истоки становления психологии безопасности на транспорте, введены в научный оборот забытые работы психотехников по предупреждению аварий на транспорте в связи с особенностями социального контекста и научной политики, что позволяет расширить поле историко-психологического, социально-психологического и науковедческого исследования.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.