по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Блейх Надежда Оскаровна
Педагогика и просвещение, 2019-1
Блейх Н.О. - Европейско-кавказские параллели рыцарского воспитания в феодальную эпоху (IX – XIX вв.) c. 37-43

DOI:
10.7256/2454-0676.2019.1.26755

Аннотация: В статье рассмотрены европейско-кавказские параллели рыцарского воспитания в феодальную эпоху IX – XIX веков. В ней повествуется о том, что рыцарство как на Западе, так и на Кавказе в этот период становится превалирующим образом жизни, требующим не только мастерства сражения, но и известного стиля морально-этического и социального поведения, который сам собой не мог появиться. Он усваивался в процессе воспитания. Особое внимание обращается на выявлении особенностей Рыцарского кодекса чести европейских и горских народов. При написании статьи использовались следующие методы: изучение и теоретический анализ исторических, этнографических, педагогических, философских, литературных и фольклорных источников; сравнительно-сопоставительный анализ научных материалов. Делаются выводы, что рыцарство в «северокавказском перформансе» являло собой замечательный пример построения достаточно живучей и гибкой модели поведения, необходимой во времена военного времени. К тому же данная модель влияла на горский социум сверху донизу, трансформируя его традиции с не менее большей силой, чем это делали заповеди и уставы западной католической церкви. Поэтому Рыцарский кодекс горских народов с его воспитательными постулатами можно считать существенным культурным достижением, сокровищницей мудрости для современной педагогической науки.
Genesis: исторические исследования, 2018-8
Блейх Н.О. - Истоки становления боевого мастерства у северокавказских народов c. 29-34

DOI:
10.25136/2409-868X.2018.8.26873

Аннотация: В статье рассматривается специфика становления боевого мастерства у этносов Северного Кавказа. Особое внимание уделяется истории генезиса горских народов, анализу внешних и внутренних факторов развития у них военного ремесла. Отмечается, что истоки ратного дела у насельников края, которые так восхищали современников, зародились еще в древние века благодаря скифо-сармато-аланских племенным союзам, которые наработали строго очерченную систему военно-физического воспитания, ставившую своей целью укрепление здоровья, правильное физическое развитие, разработку двигательных навыков, умения владеть оружием и конём, а также воспитание воли и характера. В результате такого обучения горцы, потомки древних кочевников, вплоть до XIX века не мыслились без войны и военных набегов. Статья опирается на принципы историзма, объективности, системности, что допускает анализ фактов и событий прошлого в определенной исторической ситуации по ходу их развития в хронологической последовательности. Делаются выводы, что древняя история бытования северокавказских народов тесно переплелась с военным делом. Это было связано с их кочевым образом жизни, в результате которого приходилось либо защищать, либо обороняться, что не могло не сказаться на менталитете народов, на их материальной и духовной культуре, которая вплоть до XIX века сохраняла военизированную основу, была проникнута боевым духом и насыщена ратным мастерством, начало которому положили скифо-сармато-аланы, предки осетин.
Genesis: исторические исследования, 2017-8
Блейх Н.О. - Просветительская деятельность имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века c. 101-111

DOI:
10.25136/2409-868X.2017.8.23408

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных источников рассматриваются вопросы просветительской деятельности имперских чиновников по конструированию унитарного социокультурного пространства на Северном Кавказе в 1 половине XIX века. Отмечается, что в своей просветительской работе кавказская администрация прибегала не только к политическому и хозяйственно-экономическому реформированию края, но и к идеологическому воздействию, заключающемуся в пропаганде государственных идей и ценностей как посредством миссионерских организаций, так и с помощью национального образования. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что миссионерство стало реальным способом сблизить северокавказские народы с Россией, а школьная политика, не смотря на её непродуманность царскими культуртрегерами и не приспособленность к местным условиям, все же привела к положительным результатам: к середине XIX столетия весь Северный Кавказ оказался интегрированным в общероссийское образовательное пространство.
Право и политика, 2017-7
Блейх Н.О. - Правовые установления Российской империи в формировании статуса ислама и мусульманского духовенства в Северокавказском регионе (конец XVIII – XIX вв.) c. 85-99

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.7.23481

Аннотация: Предметом исследования данной статьи стали правовые установления Российской империи в формировании статуса ислама и мусульманского духовенства в Северокавказском регионе (конец XVIII – XIX вв.). В ней автор представляет свое видение исследуемой ситуации и, доказывая, что на протяжении всего хронологического периода мусульманская религия здесь являлась действенным инструментом по «замирению инородческих племен» и она полностью использовалась правительством, он анализирует основные постулаты законотворчества империи относительно ислама. При интерпретации архивных и документальных материалов применялись историко-сравнительный, историко-типологический и структурно-функциональный методы, позволившие изучить реально-существующие явления. После проведенного обзора, автор приходит к выводам о том, что в результате коллизионности многих правовых установлений в Северокавказском регионе адаптация российского законодательства к мусульманскому вероисповеданию заняла довольно продолжительное время - весь XIX век, вместивший в себя религиозно-правовые модели, колеблющиеся от формирования базисных основ веры до создания правовых прецедентов. Чтобы не повторять ошибок прошлых лет, современным правоведам и политикам необходимо проанализировать имеющийся опыт в «мусульманском вопросе», который поможет найти верные пути управления мультиконфессиональной державой.
Law and Politics, 2017-7
Блейх Н.О. - Правовые установления Российской империи в формировании статуса ислама и мусульманского духовенства в Северокавказском регионе (конец XVIII – XIX вв.) c. 85-99

DOI:
10.7256/2454-0706.2017.7.43084

Аннотация: Предметом исследования данной статьи стали правовые установления Российской империи в формировании статуса ислама и мусульманского духовенства в Северокавказском регионе (конец XVIII – XIX вв.). В ней автор представляет свое видение исследуемой ситуации и, доказывая, что на протяжении всего хронологического периода мусульманская религия здесь являлась действенным инструментом по «замирению инородческих племен» и она полностью использовалась правительством, он анализирует основные постулаты законотворчества империи относительно ислама. При интерпретации архивных и документальных материалов применялись историко-сравнительный, историко-типологический и структурно-функциональный методы, позволившие изучить реально-существующие явления. После проведенного обзора, автор приходит к выводам о том, что в результате коллизионности многих правовых установлений в Северокавказском регионе адаптация российского законодательства к мусульманскому вероисповеданию заняла довольно продолжительное время - весь XIX век, вместивший в себя религиозно-правовые модели, колеблющиеся от формирования базисных основ веры до создания правовых прецедентов. Чтобы не повторять ошибок прошлых лет, современным правоведам и политикам необходимо проанализировать имеющийся опыт в «мусульманском вопросе», который поможет найти верные пути управления мультиконфессиональной державой.
Политика и Общество, 2017-6
Блейх Н.О. - Российская политика миссионерства и её роль в социокультурном строительстве Северокавказского региона (XIX век) c. 110-119

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.6.23434

Аннотация: В статье на основе впервые введенных архивных и документальных источников рассматривается российская политика миссионерства и выявляется её роль в социогенезе Северокавказского региона XIX века. Особое внимание акцентируется на деятельности православной и католической миссий в контексте идеологической политики, проводимой российским государством. Доказывается, что в отличие от других российских регионов на Северном Кавказе основными объектами миссионеров являлись не представители мусульманства, а иудеи и язычники, сектанты и раскольники. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и политики, о историко-социальной конситуации миссионерства, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что северокавказское миссионерство в своем развитии прошло длительный путь. На его становление влияли как внешние, так и внутренние детерминанты, особенно политика российской империи. Духовные пастыри объективно сыграли значительную роль не только в распространении веры, но и консолидации национальных периферий, активации государственной власти в решении злободневных культурно-просветительских и социально-экономических задач.
Политика и Общество, 2017-5
Блейх Н.О. - Исламский фактор в конфессиональной политике Российской империи XIX века c. 19-26

DOI:
10.7256/2454-0684.2017.5.22931

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является конфессиональная политика Российской империи XIX века относительно мусульманских народов, проживающих на Северном Кавказе. Доказывается, что благодаря присоединению данного региона к России у горцев появилась возможность встать на более высокую ступень своего социокультурного развития. Именно в XIX столетии у них начался период возрождения, названный нами "исламским ренессансом". Его признаками явились: наличие легитимности у новой власти, открытие мечетей, функционирование исламских традиционных институтов, развитие религиозного образования. В исследовании использовался комплексный подход, проявившийся во взаимосвязанном изучении политических, социальных и культурных процессов у мусульманских народов, вызванных присоединением Северокавказского региона к Российскому государству. В ходе исследования применялись социально-исторические методы, выявляющие роль конфессиональной российской политики в судьбах народов региона и метод контент-анализа для изучения архивных источников и документальных материалов. Делаются выводы о том, что проводившаяся на северокавказской окраине модернизация в социально-духовной сфере способствовала укреплению авторитета самой религии в жизни иноэтнического социума, содействовала исламизации горцев. Однако многие проекты по модернизации Северного Кавказа остались незавершенными (в том числе и его исламизация) и по сей день вызывают дискуссии. Этот факт требует разработки более взвешенной политики российских властей в «мусульманском вопросе».
Исторический журнал: научные исследования, 2017-4
Блейх Н.О. - Этапы становления ислама на Северо-Западном Кавказе в контексте миссионерства первой половины XIX века c. 121-128

DOI:
10.7256/2454-0609.2017.4.23421

Аннотация: В статье на основе вновь привлеченных архивных и документальных источников рассматриваются страницы истории принятия исламской религии горцами Северо-Западного Кавказа. Особое внимание уделяется раскрытию этапов исламизации района, связанных со внешне и внутриполической ситуацией того времени. Доказывается, что распространение и укрепление позиций мусульманства в крае было связано с миссионерской деятельностью иноязычных (арабских, турецких, иранских) и этноязычных (северокавказских) проповедников, которые олицетворяли собой политическую конъюнктуру и идеологические потребности того периода. Методы для этого были разнообразными: от обещания материальных выгод до силовых репрессий. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и политики, о историко-социальной конситуации миссионерства, о диалектике общего и особенного. Делаются выводы, что вошедший в кавказоведение термин «крушение» миссионерской деятельности можно считать необоснованным. В указанный период в Северо-Западной части Кавказа проходил процесс проникновения и адаптации исламской религии, проповедуемой миссионерами. Не смотря на то, что эмиссары в крае преследовали различные цели, деятельность мусульманских проповедников содействовала мобилизации и консолидации сил горских народов. В результате ко времени буржуазных реформ большинство адыгов определило свой выбор в пользу ислама, который в их сознании стал занимать главные позиции.
Педагогика и просвещение, 2017-3
Блейх Н.О. - Роль ислама и северокавказской этнопедагогики в воспитании детей c. 58-65

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23334

Аннотация: В статье на основе малоизвестных материалов рассматриваются роль ислама и северокавказской этнопедагогики в воспитании детей. Доказывается, что ключевым составляющим народной педагогики является ислам, в котором заложен богатый воспитательный потенциал, благодаря чему горцы смогли пережить все невзгоды и ненастья. Главное внимание концентрируется на теоретической и практической значимости работы, которая заключается в отсутствии специальных исследований по данной тематике, недостаточном внимании к использованию в семье и школе народных традиций и достижений мусульманской этнопедагогики. Методологической базой работы послужил цивилизационный подход, подразумевающий широкое использование компаративистского метода. При рассмотрении специфики развития системы воспитания у мусульман Северокавказского региона применялись сравнительный анализ и контент-анализ текстов. Делаются выводы, что идеи и практика, заложенные в исламе, являлись (и до сих пор) являются передовыми и прогрессивными. Они нашли отображение в этнопедагогике народов Северного Кавказа, которая, имея свою методологию (сущность, цель, методы, технологии воспитания), на протяжении многих веков отражала философию воспитательной деятельности, приводила к положительным результатам в развитии совершенной личности. Этот тандем демонстрирует высокую педагогическую культуру мусульманских народов, тем самым подтверждая теорию, что нынешняя педагогика может успешно решать воспитательно-образовательные задачи, руководствуясь идеями педагогики народной.
Современное образование, 2017-3
Блейх Н.О. - Педагогический ресурс ислама северокавказских народов в воспитательной практике современной школы c. 66-72

DOI:
10.25136/2409-8736.2017.3.23305

Аннотация: Автор на основе вновь вводимых источников рассматривает применение педагогических идей мусульманских народов Северного Кавказа в работе современной школы. Актуальность изучения темы связана с социальным запросом и обусловлена следующими моментами: недостаточной разработанностью; необходимостью в эмпирическом осмыслении предмета исследуемого вопроса, заключающегося в познании природы педагогических принципов северокавказского исламского воспитания в современном состоянии светского общества; актуальностью использования богатого мусульманского педагогического опыта народов Северного Кавказа, в котором сосредоточены успехи и специфика национальной школы; методологической и научно-практической важностью разрабатываемой проблемы в обстановке нынешнего социума. Для ответа на поставленные задачи использовались соответствующие методы исследования, представленные психолого-педагогическим, теоретическим анализом научной и методической литературы по заявленной проблеме, общенаучным, диалектическим методом познания социальных явлений и процессов. На основе проведенного анализа автор пришел к выводам о том, что: современный воспитательно-образовательный процесс необходимо проводить, ориентируясь на достоинства северокавказской исламской культуры, представленной нравственно-духовным компонентом и в корреляции со светской программой воспитания и обучения; необходимо учитывать мусульманские традиционные ценности народов Кавказа при воспитании молодежи, адекватные современным нравственным общественным установлениям; целенаправленно использовать драгоценный педагогический опыт прошлого горских народов, в котором с аккумулированы достижения и специфика исламской педагогики для воспитательного потенциала будущего.
Педагогика и просвещение, 2017-3
Блейх Н.О. - Жизненный путь и этапы просветительско-педагогической деятельности К.М.Атажукина (1841 – 1899 гг.) c. 40-57

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.3.23449

Аннотация: Предметом рассмотрения данной статьи стали жизненный путь, педагогическая деятельность и просветительские воззрения Кази Мусабиевича Атажукина. Научная новизна и теоретическая значимость публикации заключаются в приведении в систему научно-педагогической биографии мыслителя и во всестороннем анализе этапов его педагогической деятельности: 1 этап – с 1858 по 1864 годы, ознаменован составлением алфавита кабардинского языка, переводом книг российских и арабских авторов, созданием «Кабардинской азбуки» и тиражированием её; 2 этап – с 1865 по 1899 годы, связан с открытием педагогической школы и обобщения опыта в различных публикациях. Методологическая основа исследования представлена философскими положениями о единстве общего и специфического, общечеловеческого и национального, о духовных ценностях и их влиянии на развитие личности, о идеях демократизации и гуманизации, основанных на национальной культуре, о творческом и внимательном отношении к духовному достоянию прошлого. Делаются выводы, что деятельность К.М.Атажукина способствовала появлению кабардинской азбуки и первых учебников, развитию горского фольклора и педагогического образования, а его научно-просветительские и педагогические воззрения являлись передовыми, прогрессивными, отвечали духу времени и соответствовали культурным запросам населения. Они с некоторой корректировкой могут быть применимы и в наши дни.
Педагогика и просвещение, 2017-2
Блейх Н.О. - Проблемы конфессионального образования мусульман Северного Кавказа (XIX в.) c. 67-74

DOI:
10.7256/2454-0676.2017.2.22946

Аннотация: В статье на основе мало известных архивных и документальных источников рассматриваются проблемы конфессионального образования мусульман Северного Кавказа. Доказывается, что социально-политическое и культурное развитие Северокавказского региона в XIX веке было ознаменовано вовлечением мусульманских народов в социокультурное и экономическое поле России посредством школьной политики. Российское правительство в регионе старалось осуществлять практику не только «кнута» (военные действия, экономическая блокада), но и «пряника» (развитие образования), прекрасно понимая, что последнее вызовет симпатии не только у местного населения, но и духовной элиты. К традиционной системе образования, которая была представлена коранической школой, мектебе и медресе, добавились государственные «казенные» образовательные учреждения, призванные воспитать юношество в лояльности к русскому государству. В методологическом отношении статья основывается на достижениях отечественной исторической науки в области кавказоведения, истории отечественного образования, просветительской мысли, урбанистики, общественного строя Российской империи. Методологическую базу работы составляют принципы объективности, системности и историзма, что продиктовано комплексностью изучения темы. Делаются выводы о том, что после установления в ареалах распространения ислама российской государственности повседневный образ жизни мусульман изменился в лучшую сторону. Претерпела реформирование и традиционная мусульманская система образования, в результате которой произошло увеличение числа новых духовных учебных заведений и существенно улучшилась их учебно-материальная база. Однако проводимая Российской империей на Северном Кавказе мусульманская образовательная парадигма нуждалась еще в существенной модернизации.
Человек и культура, 2017-2
Блейх Н.О. - Просветительские тенденции в творчестве основоположника осетинской литературы Коста Левановича Хетагурова c. 64-72

DOI:
10.25136/2409-8744.2017.2.23080

Аннотация: Предметом исследования данной статьи является творческое наследие Коста Левановича Хетагурова. На основе архивных, научных и документальных материалов анализируются его жизненный путь и просветительское наследие. Автор подробно останавливается на педагогических воззрениях мыслителя, который сам, не будучи педагогом, внес весомый вклад в духовное наследие кавказских народов. Особое внимание уделяется его взглядам по вопросам постановки народного образования в Осетии: расширению сети школ, дидактическим принципам обучения, воспитания национальных кадров. Методология данной работы представлена философскими положениями о корреляции общественного развития и образования, о историко-социальной конситуации педагогической мысли, о роли личности в истории. Проведенное исследование показало, что Коста Леванович Хетагуров являлся критиком существующей системы образования и воспитания молодых сограждан, предлагая свой взгляд на устройство новой школы. Делаются выводы, что идеи Коста по развитию школьного обучения актуальны и до сих пор имеют большую практическую ценность.
Genesis: исторические исследования, 2016-5
Блейх Н.О. - Причины возникновения и трансформации военной демократии у народов Северного Кавказа c. 181-189

DOI:
10.7256/2409-868X.2016.5.19705

Аннотация: Уклад жизни, ментальность любого народа складываются из условий географической, экономической, политической, социокультурной составляющей его бытия. Но они постоянно не могут быть константными и потому в зависимости от условий проживания видоизменяются, заставляя народ адаптироваться к новым условиям. В этом аспекте все аборигенные этносы Северного Кавказа вынужденно подверглись суровой проверке на прочность, затянувшейся на долгие столетия, потому что они частенько становились объектом нападения иноземных завоевателей: татаро-монгол, Тимура, Турции, Ирака, Англии и др. Постоянная потребность защиты своей территории заставила их подчинить свой жизненный уклад военному ремеслу. Именно в таких условиях возникла острейшая необходимость в становлении военной демократии, что является предметом рассмотрения в данной статье. В работе были применены историко-сравнительный, структурный, абстрактно-логический методы исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Автор приходит к выводам, что военная демократия характеризуется такой формой организации власти, при которой последняя сосредотачивалась в руках у вождей племен. Одним из внешних проявлений строя военной демократии было создание сильных военных организаций во главе с военными вождями и грабительские набеги на соседей. Вождей для похода выбирали обычно в специально отведенном для этого месте, называемом общим кавказским словом – «ныхас» (общим собранием). Со временем такое народоправство трансформировалось от выборного по заслугам до наследственного, превращая демократию в тиранию. Вместе с ним изменяются система, содержание и формы боевого искусства северокавказских народов.
Исторический журнал: научные исследования, 2016-4
Блейх Н.О. - Основы материальной культуры горцев Военного времени (оружие и оборонительные сооружения)

DOI:
10.7256/2454-0609.2016.4.19644

Аннотация: На основе малоиспользуемых архивных и документальных материалов в статье анализируется роль материальной культуры горцев Военного времени (XIII – XVIII вв.), представленной оружием и оборонительными сооружениями. Доказывается, что все кавказские народы продумали четкую систему защиты от нападений не только внешних врагов, но и своих соплеменников, поощрявшихся к набегам феодальной верхушкой, нуждой, личной удалью. Поэтому нет на Кавказе почти ни одного селения, над строениями которого не доминировали бы боевые или жилые башни, а на прилегающей территории имелись заградительные стены и таможенные заставы, пещерные (скальные) укрепления и крепости, комплексы замкового типа. Методологическая база статьи была сформирована за счет историко-сравнительного, структурного, абстрактно-логического методов исследования. Каждый из них имел свою область применения и сыграл важную роль в обработке, систематизации и обобщении исследуемого материала. Так, историко-сравнительный метод позволил проанализировать сопоставимые факты и на этой основе выявить как закономерности, так и особенности выявления материальной культуры горцев времен Военного времени, представленного фортификационными сооружениями и оружием всех видов. Метод структурного анализа был необходим для изучения сложных структурных компонентов, не расчленяя их на отдельные составляющие элементы. Абстрактно-логический метод представил возможность обобщения, синтеза и интеграции выводов по теме статьи в целом. Делаются выводы, что сама фортификационная культура кавказских народностей имела своей особенностью генетическую связь с эмпирикой жилищного строительства и потому являла собой все позитивные достижения этнического зодчества. Она своей созидательной деятельностью, красочно отразилась в памятниках истории и культуры населявших край народов.
Педагогика и просвещение, 2016-2
Блейх Н.О. - Просветительская концепция Г.В.Баева (1860 – 1939 гг.), видного осетинского деятеля и первого мэра города Владикавказ

DOI:
10.7256/2454-0676.2016.2.19756

Аннотация: Предметом нашего исследования стала просветительская деятельность главы городского правления Г.В.Баева, деятельность которого до недавней поры в научной литературе оценивалась неоднозначно, больше с негативным клеймом «врага Советской власти». Однако если его общественно-политическая деятельность в кавказской историографии освещена сравнительно неплохо, то просветительской деятельности уделено гораздо меньше внимания. При этом мы постараемся избавиться от господствующих в науке не одно десятилетие мировоззренческих стереотипов. Наступила пора вернуть вышеназванному деятелю земли осетинской доброе имя и с полным основанием именовать его выдающимся сыном Осетии своей эпохи, первым осетинским экономистом, политиком, книгоиздателем, фольклористом, равно как и горячим радетелем народного образования. В работе использовался метод изучения и теоретического анализа архивных материалов, научных и литературных источников с позиций исторического объективизма. Анализ публицистических материалов Г. В. Баева, касающихся истории и дидактики осетинской школы, приводит автора к выводу о прогрессивном значении выдвигавшихся им идей (гуманизация и демократизация школьного образования, поддержка его на государственном уровне, непрерывность получения знаний, преобразование школы в центр учебно-воспитательной работы, развитие сети начальных, средних и высших заведений и т.д.), которые до сегодняшнего дня являются злободневными и могут использоваться в современном образовании. На примере ознакомления с деятельностью Г.Баева можно учить молодежь любить и уважать свою малую Родину, то место, в котором родился и живешь.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.