по
Genesis: исторические исследования
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Хайретдинова Наталья Эдуардовна
Genesis: исторические исследования, 2017-4
Хайретдинова Н.Э. - Контроль над репертуаром уфимских театров на начальном этапе Великой Отечественной войны c. 140-151

DOI:
10.7256/2409-868X.2017.4.19546

Аннотация: Предметом исследования являются взаимоотношения аппарата цензуры Башкирской АССР с театрами г. Уфы на начальном этапе Великой Отечественной войны. В статье, в целом, подтверждается общеизвестный факт – исключительно актуальным считался высокоидейный, героико-патриотический спектакль. Однако понимание того, что война разделила зрителей на фронтовиков и тыловиков, на тяжелораненых и здоровых, на призывников и тружеников тыла, обозначило ряд серьезных вопросов, касающихся обслуживания разных категорий зрителей. Исследование касается организации деятельности тыловых театров. Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности, системности. Источниковой базой для написания статьи послужили опубликованные документы, а также неопубликованные архивные материалы. В ходе исследования установлено, что в Уфе для выступлений на призывных пунктах подбирался в основном идейный репертуар, нацеленный на поднятие боевого духа мобилизуемых, а работа велась в основном в концертном формате. Для горожан, то есть тружеников тыла, устраивались и концерты, и полномасштабные спектакли. Причем в период отступления советских войск цензура тщательно отслеживала информацию, которая могла бы посеять в тылу панику и страх. В деятельности театров доминировала идейно-политическая направленность, что выглядит вполне логично. Вместе с тем цензура не проявляла большой строгости в отношении легких жанров и постановок про мирную жизнь. В Уфе регулярно организовывались публичные торжества, приуроченные к различным событиям, вечера романсов; чрезвычайно популярным жанром стала оперетта. Кроме того, провинциальные театры имели своеобразные контакты с местной цензурой. Во всяком случае, имел место зафиксированный в документах прецедент, когда представитель центрального цензурного аппарата раскритиковал уфимские театры за излишнюю свободу и несоблюдение всех прописанных правил предпремьерного приема спектаклей. В целом можно отметить, что не существует некоего общего образа советской цензуры. Цензура – продукт своего времени, сложное социальное явление, в оценке которого неприемлемы односторонние суждения.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.