по
Психолог
18+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Овруцкий Александр Владимирович
Социодинамика, 2021-2
Овруцкий А.В. - Социальные аспекты национального бренда (на примере бренда Азербайджанской Республики) c. 27-37

DOI:
10.25136/2409-7144.2021.2.34946

Аннотация: Предметом исследования является социальное содержание национального бренда Азербайджанской Республики. Методология настоящего исследования основана на понимании маркетинга в качестве новой общей социальной теории. В этом контексте рассматриваем технологии брендинга и брендменеджмента в качестве социальных технологий формирования идентичности, интеграции и, в общем виде, управления социальным поведением. Применительно к национальному бренду это положение справедливо как для внутренних (граждане страны) так и для внешних (граждане других стран) целевых аудиторий. К структурным компонентам национального бренда отнесены: 1. Основное послание бренда; 2. Компоненты, формирующие национальную идентичность (как правило, ценности, разделяемые большинством граждан страны); 3. Национальные продукты; 4. Галерея визуальных образов, в которых, с одной стороны, репрезентируются национальные ценности, с другой – они являются своеобразными визуальными «ключами» понимания характера народа, его истории и будущего; 5. Брендовый дискурс – совокупность текстовых вербальных форм национального бренда; 6. Героика бренда (персоны, обладающие брендформирующим потенциалом); 7. Звуковой дискурс – совокупность звуковых брендформирующих звуковых форм; 8. Событийные брендформирующие коммуникации.     Сделан вывод о том, что национальный бренд Азербайджана находится на этапе смены концептов, что маркирует этап перехода страны на новый этап развития. Зафиксированы четыре концепта национального бренда Азербайджана. Первый, исторический, – это концепт «нефть», характеризует индустриальный период развития территории. Второй концепт – орнаментальный – можно отнести к варианту архетипического брендинга (азербайджанские ковровые орнаменты). Третий концепт «Страна огня» аналогичен орнаментальному по характеру используемых символов и механизму воздействия. Четвертый концепт относим к постиндустриальным образам. Полагаем, что национальные бренды могут являться интересным и эвристичным объектом анализа социальных процессов репрезентируемых территорий.
Социодинамика, 2018-7
Овруцкий А.В. - Социальный маркетинг в зеркале экономической социологии c. 32-49

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.7.26532

Аннотация: Предметом работы стало социально-экономическое содержание феномена социальный маркетинг. Объектом исследования выступили научные тексты, посвященные теме социального маркетинга, эксплицирующие как социальное содержание ис-следуемых практик (главным образом, социологические работы), так и их экономические компоненты (маркетинговые источники). Вторым объектом стали реализованные кампании социального маркетинга, анализ которых позволил автору определить направления технологий, темы, инструменты, целевые аудитории, а также тенденции в их развитии. . Цель работы – определить содержание, структуру и функции социаль-ного маркетинга, проанализировать объяснительные схемы его появления и функционирования. Исследование проведено в рамках методологии экономической социологии. Использованы методы сравнительного анализа и структурно-функционального анализа. В рамках исследования раскрыто содержание социального маркетинга. Проведена дифференциация понятий "социальный маркетинг" и "социетальный маркетинг". В качестве критериев сравнительного анализа выступили: цели практик, эффекты, тип коммуникации, конкурентная среда, субъекты, механизм, целевые аудитории, структура маркетинга, характер базового спроса, мотивация. Кроме того, определено экономическое (маркетинговое) и социальное содержание технологии. Описано актуальное состояние и проблемы развития социального маркетинга, зафиксированы доминирующие тенденции, приведены примеры современных тем и кампаний. Проанализированы пять основных социальных подходов, раскрывающих детерминанты и механизмы функционирования социального маркетинга: 1. Социальный маркетинг как закономерный этап развития теории и практик маркетинга; 2. Социальный маркетинг как компенсация дефицита; 3. Концепция коммодификации; 4. Концепция социализации организации; 5. Социальный маркетинг как глобальная технология. Один из подходов – концепция социализации организации – предложен автором исследования.
Психолог, 2018-6
Овруцкий А.В. - Импульсивное потребление в психологии и экономике: дифференциация подходов и их интеграция в рамках экономической психологии c. 62-79

DOI:
10.25136/2409-8701.2018.6.27780

Аннотация: Описаны и проанализированы два подхода к импульсивному потреблению: психологический и экономический (маркетинговый). Проведен их сравнительный анализ по следующим параметрам: определение феномена, характер импульса, детерминанты, эффекты, объекты потребления, оценка, последствия, корре-ляции, специфические феномены, способы коррекции. Детерминанты импульсивного потребления в рамках психологического подхода – это 1. личностные диспозиции потребителя, 2. аффективные паттерны и 3. когнитивные условия, которые способствуют или тормозят проявление импульсивности. Второй особенностью психологического подхода является нозологический контекст восприятия феномена (явный или латентный). Психологическая шкала импульсивного потребления: импульсивные покупки – компульсивные покупки – ониомания. Маркетинговый подход базируется на трех аксиомах: 1. Импульсивная покупка – это незапланированная покупка; 2. Импульсивное потребление в большей степени детерминировано внешних факторами и высту-пает как продукт управления системой маркетинговых коммуникаций; 3. Импульсивное потребление – положительный вид социальной активности. Специфическими феноменами импульсивного потребления в маркетинговых концепциях являются: мароч-ное переключение, стиль жизни, креативное потребление. Показано, что в психологическом подходе акцентируется внимание на внутренних детерминантах поведе-ния, в экономическом – на внешних. В психологии импульсивное потребление расценивается как иррацио-нальное, в маркетинге трактуется как рациональное. Рассматриваем экономико-психологический подход к импульсивному потреблению как интегративный. Та-кая интеграция должна идти по пути раскрытия механизмов взаимодействия психологических и экономиче-ских факторов в описании и объяснении импульсивного потребления.
Социодинамика, 2017-7
Овруцкий А.В. - К вопросу о прагматике революции c. 8-16

DOI:
10.25136/2409-7144.2017.7.23564

Аннотация: Предметом исследования являются прагматические характеристики научных представлений о революции, а также атрибуты и последствия революционных изменений. Объектом теоретического исследования стали непосредственно научные представления о революции, зафиксированные в отобранных обзорных текстах отечественных и западных политологов и социологов, в которых предпринята попытка сравнить революции различных периодов развития общества, выявить общее и отличное в содержании революционного процесса. Автор выделяет три подхода, дифференцируемых по критерию прагматической значимости революции для общественного развития. Рассмотрены некоторые аспекты "цветных революций", в частности их отличительные характеристики от классических революций по параметрам причины, особенности, содержание процесса. Актуальность исследования обусловлена "революционным ренессансом", представленном в резком повышении революционной активности в последние десятилетия, а также ростом, как реакция на последнее, интереса обществоведов к новым революционным феноменам, разнообразием научных подходов к анализу причин и атрибутов революции, описательных и объяснительных схем феномена в социальных науках, что востребует дополнительные и междисциплинарные обобщения теоретического материала. Цель – рассмотреть и обобщить содержание научных представлений о революции с точки зрения прагматических атрибуций авторов (оценка, атрибуты и последствия революции). В качестве методов исследования использован сравнительный и дискурсивный методы. Прагматический аспект того или иного феномена не так уж часто становится предметом исследования, хотя анализ оценочных характеристик ис-следуемого объекта (явных или латентных) в теориях, моделях или концеп-циях позволяет выявить их глубинное содержание, зафиксировать связи ме-жду различными феноменами. Теоретическое исследование показало, что революция рассматривается как специфический этап эволюции социальной материи (позитивный подход), либо как социальное бедствие, рудимент прошлого или варварский способ общественных изменений (негативный подход). Возник также постреволюционный подход, который претендует на описание и объяснение новых революционных феноменов, не укладывающихся в классические схемы. К обобщенным атрибутам революции можно отнести: насильственный характер изменений (ненасильственный в случае "цветных революций"), ре-волюция есть проявление общественного прогресса, широкое и активное участие институтов гражданского общества, процессуальность (этапность) революции, фрагментация и поляризация общества и общественного сознания в предреволюционный и ранний постреволюционный периоды, харизма-тичный лидер в классических революциях (отсутствие такого лидера в "цветных"), наличие революционной идеологии в классических революциях (отсутствие в "цветных"), гражданское участие и мобилизация.
Социодинамика, 2017-2
Овруцкий А.В. - Потребительский бунт как предвестник социо-экономического кризиса c. 120-129

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.2.19302

Аннотация: Предметом исследования является содержание антиконсюмеристских протестных движений в контексте глобального социо-экономического кризиса. Объектом исследования – практики антиконсюмеристских движений современных западных стран. Описаны и проанализированы социо-экономические причины появления антиконсюмеризма, идеологические основания, основные субъекты антиконсюмеристских движений. Приведены примеры антиконсюмеристских организаций и показано разнообразие их протестных практик. Раскрыты понятия «перепотребление», «антиконсюмеризм» и «коммодификация». Зафиксированы дисфункции перепотребления на макроэкономическом, микроэкономическом, социальном уровнях. Дан анализ актуального состояния антиконсюмеристского движения в Северной Америке. Описаны некоторые медийные факторы организации и проведения протестной акции «Occupy Wall Street». Методологическая база исследования – деятельностный подход. По-требление рассматриваем как специфический вид деятельности в обществе потребления, а также как механизм социального управления. Потребление здесь приобретает характеристики субстанциональной деятельности, а жесткий потребительский механизм социального управления вызывает протестную реакцию части общества – антиконсюмеристские движения. Полученные результаты уточняют и детализируют дисфункции общества потребления, и в прогностическом режиме могут быть применены для анализа развития российского общества. Рост числа антиконсюмеристских протестных движений рассматривается как индикатор кризисного состояния западной социо-экономической системы, когда объектом протеста начинают выступать основные ценности и достижения современного западного общества. Целостный анализ антиконсюмеристских движений позволяет связать причинно-следственными связями экстенсивное развитие западной экономики, многочисленные дисфункции социо-экономической системы и рост протестной активности в направлении разрушения потребительской системы.
Психолог, 2016-4
Овруцкий А.В. - Репутация. Репутационный дискурс. Репутационный ущерб c. 10-18

DOI:
10.7256/2409-8701.2016.4.19631

Аннотация: Целью статьи является раскрытие понятий «репутация», «репутационный дискурс», «репутационный ущерб». Раскрыты социально-психологические, экономические, культурологические, юридические и социологические аспекты репутации. Репутация рассматривается, таким образом, как междисциплинарное понятие, специфический феномен профессиональных коммуникативных практик, главной из которых являются практики связей с общественностью. Мы исходим из понимания, что репутация является бинарным феноменом. С одной стороны, – это нематериальный, психолого-экономический ресурс, позволяющий объектам репутации (организация, персона, страна, конкретные социальные группы) конвертировать эмоциональные паттерны стейкхолдеров – влияющие на репутацию социальные группы – в экономические блага (конкурентоспособность, брендовая премия, готовность к обмену, лояльность и т.д.). С другой, стейкхолдеры являются носителями репутационных представлений, здесь репутация становится социально-перцептивным феноменом, одним из видов социальных представлений. Иными словами, репутация как ресурс локализована в объектах репутационного менеджмента, а ее репрезентация – в индивидуальном и массовом сознании стейкхолдеров в форме социального представления. Здесь социальные представления отражают произвольно сконструированную посредством системы текстов часть социальной действительности. Проанализировано понятие «репутационный ущерб», система текстов, созданных для нанесения репутационного ущерба обозначена как компрометационный дискурс. Представлены две концепции восстановления репутации в ситуации репутационного ущерба – модель У. Бенуа и модель М. Вебера, Ш. Ериксона и М. Стоуна. Предложена авторская стратегия предвосхищения репутационного ущерба, проиллюстрированная актуальным медийным примером. Методологической основой исследования выступила концепция социальных представлений, в рамках которой системные компоненты индивидуального и массового сознания предстают как социальные представления, структурно состоящие из поля информации, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов. Для анализа системы текстов использован дискурсивный подход, в рамках которого формирующие и влияющие на репутацию тексты объединены в систему, и характеризуются произвольностью, диалогичностью и интенциональностью. Структурно социальные представления изоморфны репутационному дискурсу, поэтому его анализ (структурный, функциональный) позволяет говорить о самой репутации. Теоретический и практический материал призван повысить эффективность профессиональных коммуникативных практик связей с общественностью. Сделан вывод, что теоретические изыскания последних лет и накопление эмпирического материала по тематике «репутация», свидетельствуют как о социальном запросе на разработку репутационной теории, так и о формировании специфического теоретического междисциплинарного подхода к профессиональным медийным коммуникативным практикам.
Урбанистика, 2016-3
Овруцкий А.В. - Городской стиль в контексте потребления c. 1-10

DOI:
10.7256/2310-8673.2016.3.19561

Аннотация: Целью этой теоретической работы является анализ городских потребительских практик, являющихся неотъемлемой частью городского стиля, а также иных феноменов урбанизации, связанных с потребительскими процессами. Таким образом, предметом исследование является "потребительское" содержание городского стиля. В общем виде под городским стилем понимаем совокупность внешних проявлений в жизнедеятельности горожанина, детерминированных его принадлежностью к городской цивилизации: территориальной, ценностной, деятельностной, коммуникационной, культурной, принадлежностью к специфическому экономическому укладу, организации быта и т.д. Методологическими принципами работы являются: дихотомический принцип, обусловивший рассмотрение городского стиля в рамках бинарной оппозиции «город – деревня» (дифференциация стилей), а также принцип пространственно-временной структуры феномена. Последний предполагает анализ городского стиля в единстве пространственной и временной локализаций с выделением функционально различных городских пространств, а также фиксацией специфического «городского времени». Дано определение городскому стилю, дан исторический экскурс относительно автономизации городского стиля, проанализированы «потребительские» причины процесса урбанизации. Выделены следующие специфические характеристики городского стиля, связанные с процессами потребления: появление перепотребления, разнообразие форм городского бытия и его полимотивационность, открепление от природной цикличности, убыстряющийся и искусственно заданный темпоритм, унификация, точность, хорошие манеры, сдержанность, индивидуализм, дистантность, возникновение новой городской социальности, жесткое структурирование времени и пространства, опосредованность деятельности и коммуникаций, высокая социальная мобильность, пространственная трансформация города (перенос исторического центра, освоение пригородов), «приватизация» общественного пространства, город как территориальный бренд, трансформация психотипа горожанина, шопинг как специфический городской жанр времяпрепровождения.
Конфликтология / nota bene, 2016-2
Овруцкий А.В. - Провокационный конфликт как технология связей с общественностью

DOI:
10.7256/2454-0617.2016.2.21351

Аннотация: Проанализирована специфическая технология практик связей с общественностью – провокационный конфликт. Провокационный конфликт определен как медийное (репрезентированное в масс-медиа) противостояние, имеющее целью спровоцировать противоположную сторону к действиям, противоречащим интересам последней. Выделены специфические цели конфликта: кардинальное изменение общественных установок или формирование новых социальных практик, нанесение репутационного ущерба оппонирующей стороне для получения более выигрышной позиции, формирование паблицитного капитала. К специфическим характеристикам этой технологии отнесены медиатизация и провокационность конфликта. Показано, что медиатизация конфликта способна существенно трансформировать его протекание, механизм функционирования и эффекты конфликтного взаимодействия. Рассмотрены и проанализированы три примера провокационных конфликтов в США и России. Первый конфликт («Факел свободы») можно отнести к сфере коммерческого PR, второй («Панк-молебен») – к сфере политического PR, а третий («Плагиат-конфликт») – к сфере связей с общественностью в шоу-бизнесе (персональный PR). Методология исследования – это: - деятельностный подход, в рамках которого связи с общественностью рассматриваются как профессиональные практики, направленные на установление взаимодействия между субъектами общества и управления ими; - коммуникативный подход, определяющий механизм функционирования практик связей с общественностью соподчиненный механизму функционирования СМИ и позволяющий рассматривать этот тип конфликта как массовый коммуникативный феномен; - позитивный подход к конфликту, согласно которому конфликтное взаимодействие может выступать не только приемлемым с точки зрения эффективности практик связей с общественностью, но и являться одной из специфических профессиональных технологий. Сделаны выводы о том, что провокационный конфликт в рамках практик связей с общественностью выступает как нелинейная социально-коммуникативная технология. Указаны условия его развития и медиатизации. В частности, для понимания механизмов развития провокационного конфликта рассмотрена модель контрастно-ассимиляционной иллюзии восприятия, объясняющая поляризацию мнений и эскалацию конфликта. Указано, что в рамках провокационного конфликта СМИ начинают играть роль третьей сторону конфликта, а их интересы не всегда совпадают с интересами противоборствующих сторон.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.