по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Леонтьев Глеб Дмитриевич
Социодинамика, 2024-1
Леонтьев Г.Д., Леонтьева Л.С. - Свобода выбора и сетевые «эхо-эффекты» информационного потребления c. 53-63

DOI:
10.25136/2409-7144.2024.1.68951

Аннотация: Механизмы персонализации медиа и размежевание в сетевом общении по принципу единомыслия стимулируют формирование «эхо-камер» и «пузырей фильтров». Социально-сетевой феномен, обозначенный данными метафорами, является предметом исследования, а сами понятия рассматриваются как близкие, но не тождественные. Цель исследования – выявление факторов, влияющих на действенность алгоритмов фильтрации, на способность пользователя к осознанному выбору и самоорганизации в процессе информационного потребления. Анализ причин и следствий избирательных стратегий информационного онлайн-потребления осуществлен на основе коммуникативно - деятельностного подхода, теории виртуальной реальности Ж. Бодрийяра, концепций цифровых медиа К. Санстейна, Э. Паризера и Р. Флетчера. В качестве эмпирической базы использованы результаты зарубежных и отечественных исследований коммуникативных практик на разных социальных платформах.  Представленные в научной литературе исследовательские подходы позволяют акцентировать внимание на технологическом и логико-смысловом ракурсе анализа устойчивых форм сетевого общения. По мнению авторов, взаимообусловленность алгоритмов фильтрации и ценностных доминант информационного потребления, оставляет пользователю шанс на самостоятельный выбор «потребительской корзины». Подчеркивается двойственность в получении персонализированного контента: с одной стороны, это удобство, экономия усилий, с другой - одномерность картины мира в информационном пузыре. Исходя из этого, свобода выбора охарактеризована как право на активный выбор и право не выбирать, осознанно делегируя его нейросетевым фильтрам. В заключение авторами определены внутренние и внешне-сетевые факторы снижения действенности алгоритмов фильтрации: интерпретация искусственным интеллектом пользовательского поведения; функционирование рациональной конфронтационной коммуникации; конъюнктурность концептуализации эхо-эффектов; наличие средств осознанного противодействия. Выделены стимулы разумного информационного потребления, технологические и когнитивные способы защиты и рационализации пользовательского поведения.
Социодинамика, 2023-4
Леонтьев Г.Д., Леонтьева Л.С. - Цифровая техно-демократия как постнеклассическая практопия c. 1-10

DOI:
10.25136/2409-7144.2023.4.40407

Аннотация: Анализ цифровых, социально-технологических проектов будущего осуществлен в контексте постнеклассического утопического дискурса на основе системного подхода, концепций информационного общества, динамической теории информации, идей К. Поппера о социальной инженерии. С целью выявления социальных эффектов современных IT инноваций рассматривается актуальная ситуация с универсальным ChatGPT. Утверждается, что технологии не обладают автономным моральным статусом, это проекция человека на мир. Их этическая нагруженность, также как функционал и рамки самоорганизации задаются извне. Искусственный интеллект – это технология симулятивного воспроизведения человеческой реальности, включающей паттерны социальных девиаций. Значит, не столько виртуальный мир, сколько актуальная действительность нуждается в очеловечивающей корректировке.   Информационно – технологические, коммуникативные механизмы преодоления социальных несовершенств прослеживаются в концептуально преемственных проектах «холотехнодемократии» М. Бунге, «информационной демократии» М. Рокара, в проектах цифровой, облачной, электронной демократии. Выявлено, что моделирование идеального цифрового будущего базируется на процедурном подходе, охарактеризованном авторами статьи в терминологии К. Поппера как «piecemeal» - метод, то есть «социальная инженерия частных решений». Поэтому цифровые техно-демократии определены как разновидность современной практопии, которая эволюционно и перманентно формирует альтернативную социальную реальность на основе информационно – коммуникационных технологий и социально – сетевой самоорганизации человека и нейросетей.
Социодинамика, 2020-2
Леонтьев Г.Д., Леонтьева Л.С. - Праксеология социальной утопии: протест-проект-практика c. 64-73

DOI:
10.25136/2409-7144.2020.2.30089

Аннотация: Осуществлен анализ феномена утопии как социальной альтернативы в аспекте ее праксеологической специфики. Убежденность в идее утопического должного и отчаяние, обусловленное не удовлетворяющим сущим, составляют экзистенциальную основу протестного состояния массового сознания. Идейным двигателем социального протеста становится утопический проект, продуцирующий тенденцию к практическому конструированию идеальной социальности. Системность функционирования данных праксеологических элементов утопии обуславливает цель исследования - выявить специфику взаимосвязи антисистемного протеста, социально-конструктивного проекта и практики преобразования общества. Опережающее отражение действительности в утопии раскрывает синергетический принцип детерминации будущим, в соответствии с которым утопические конструкты в качестве тенденций уже присутствуют в настоящем. Их активизация на уровне индивидуального и общественного сознания характерна для ситуации социальной энтропии и хаоса, а аттрактором протестного движения выступает социально-утопический идеал. Вера в его осуществимость объясняется «принципом Надежды» Э.Блоха, а предостережением о рисках «социальной инженерии» являются идеи К.Поппера и К.Мангейма. Сделан вывод о двойственном характере праксеологической составляющей утопии. Первый аспект: утопия - это антисистемный протест как отрицание сущего и, одновременно, это социально-системный проект как созидание «лучшего». Второй аспект дуализма: утопия - это проект, трансформирующий общественное сознание и это практика, преобразующая социальное бытие. Утверждается наличие прямой корреляции между интенсивностью развития утопических идей и уровнем социально-политической самоорганизации. Обратная корреляция характерна для политической идеологии. Наряду с гуманистическим оптимизмом утопии, выявлен риск «отрицание отрицания»: практика реализации утопического проекта, сформировавшегося в рамках социального протеста, отрицает саму утопию.
Социодинамика, 2018-4
Леонтьев Г.Д., Леонтьева Л.С. - Диалектика свободы и собственности в обществе реального утопизма c. 56-64

DOI:
10.25136/2409-7144.2018.4.25198

Аннотация: Осуществлен анализ особенностей реализации идей социализма на практике. Трансформация философско-политических и социально-экономических основ государства раскрыта через взаимообуславливающие феномены экономического «присвоения» и свободы. Данный предметный ракурс исследования объясняется тем, что любой политический режим стремится к самосохранению, а любое общество оценивает эффективность его функционирования по параметрам качества жизни, прежде всего, - по уровню благосостояния и гражданских свобод. Поэтому цель исследования - изучить основные направления практической реализации ключевых идей свободы и собственности в период строительства социализма и после него. Особенности гражданской самореализации и экономического «присвоения» проанализированы на основе диалектического метода, системного и сравнительно-исторического подходов, с использованием статистических и социологических данных. Сделан вывод о различиях в трактовке понятия общественной собственности и индивидуальной свободы в теории К. Маркса и в практике реального социализма. Выделена общая черта в процессах перераспределения собственности начала и конца XX в. – это слияние власти и собственности, а значит – отчуждение граждан не только от результатов своего труда, но и от сферы публичной политики. Сделан вывод о пролонгации периода «реального утопизма» в развитии российского общества вследствие наличия актуальных дистопических тенденций. В политико-административной сфере - это колебания между бюрократическим авторитаризмом и авторитарным бюрократизмом. В экономической сфере – это утверждение государственно-монополистического, бюрократическо-спекулятивного (псевдо)капитализма.
Социодинамика, 2017-4
Леонтьев Г.Д. - Траектория утопического: от должного к сущему c. 126-136

DOI:
10.7256/2409-7144.2017.4.22751

Аннотация: Феномен утопического рассматривается как универсальная интенция социального и индивидуального бытия, как константа человеческого сознания. На основе системного, структурно-функционального подхода обосновано, что аксиологические, гносеологические и проектно-праксеологические основания утопического обуславливают его структуру. К элементам структуры утопического дискурса относятся: утопические идеи, которые формируются по принципу «от обратного» и воплощаются в идеале; утопическое сознание как проявление диалектики кризисного и стабилизационного социально-ценностного сознания; и преобразующая деятельность, которая активируется, когда идеи становятся регуляторами социальных отношений и постулируют соответствующие нормы мыследействий. Данная структурированность позволяет исследовать феномен утопии в его целостности и взаимосвязи структурных элементов, т. е. социальная интенциональность «традиции Э. Блоха» не противопоставляется, а пересекается с «традицией Т. Мора» и практически-ориентированной «линией К. Мангейма». С целью обоснования функциональной специфики утопического сознания уточнены и раскрыты его функции, а именно: коммуникативно-просветительская, целеполагающая, оценочно-критическая, социально-познавательная, регулятивно-проектная. Анализ содержательной направленности данных функций позволил акцентировать внимание на дискурсивной и нормативно-регулятивной сущности утопии, содержание которой формируется в критическом сопоставлении социально данного и идеально нормативного, должного и сущего. Сделан вывод, что утопия бытийствует в социальном пространстве как целостный дискурсивно - регулятивный феномен.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.