по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Мостицкая Наталья Дмитриевна
Культура и искусство, 2018-11
Мостицкая Н.Д. - Архитектурно-декоративная символика в коммуникативном пространстве праздничного обряда c. 1-10

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.11.27603

Аннотация: Предметом исследования в данной статье является язык архитектурных форм, актуализируемый в процессе традиционного праздничного события. Автор последовательно рассматривает наиболее значимые архитектурные элементы с точки зрения их символической интерпретации и "включенности" в коммуникативное пространство праздничного события и сопоставляет их с вербализованными идеями и ценностями, транслируемыми в праздничной коммуникации. Это позволяет говорить о значении языка архитектуры для моделирования коммуникативной синергии праздника. Примеры интерпретации символики архитектурных форм в контексте праздничных событий приведены на материале анализа архитектурных комплексов Акрополя, Софии Константинопольской, Гранд-Опера в Париже. Методологически значимыми для исследования являются труды Б. Р. Виппера, раскрывающего содержание категории "язык архитектуры", Г. Г. Почепцова, поясняющего структуру коммуникативного пространства, теория синергии С. С. Хоружего, позволяющая обосновать сущностные основы праздничной коммуникации, а также автор опирается на теорию визуального мышления и методику теоретического анализа произведений искусства В.И. Жуковского. Новизна исследования заключается в оригинальном подходе автора к анализу языка архитектурных форм. Элементы архитектуры и декоративного убранства интерьеров рассматриваются как художественный язык, включенный в систему полифонии вербальных и невербальных языков праздничного коммуникативного пространства. Сопоставление архитектурных форм и сакральных ценностей культуры позволяет определить условия конструирования праздничной синергии, как одного из значимых аспектов процесса формирования идеалов.
Культура и искусство, 2018-9
Мостицкая Н.Д. - Концепция «лаг» и «взрыв» в типологизации праздников c. 43-49

DOI:
10.7256/2454-0625.2018.9.27419

Аннотация: В статье рассматривается феномен праздничной культуры с точки зрения её ценностно-смысловой функциональной значимости для формирования социокультурного пространства. Для обоснования новой модели типологии праздников предлагается концепция "взрыв" и "лаг" как характеристика коммуникативного пространства праздника и способа создания и трансляции ценностно-смыслового поля культуры. Автором предлагается дифференцировать праздники в зависимости от их социокультурной значимости для социальной стабильности и развития социокультурной системы. Выделены характерные особенности четырех типов праздника: "взрывной", "лаговый", "динамический" и "нейтрально-мнемный". Методологическим основанием предлагаемой в статье концепции является теория синергии, представленная в трудах российских ученых. Помимо базовых научных методов исследования используется компаративный подход и сравнительный анализ. Особым вкладом автора в исследование темы праздничной культуры является предложенная в статье методологическая концепция, позволяющая осуществить новую типологизацию праздников. Оригинальность исследования заключается в авторском подходе, предполагающем использование научных теорий, создаваемых на стыке гуманитарной и естественно-научной областей знания, для анализа феномена "праздничности" как сущностного ядра праздника.
Человек и культура, 2018-6
Мостицкая Н.Д. - Духовные искания интеллигенции Серебряного века как поиск «праздничности» c. 1-9

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.6.27678

Аннотация: Объектом исследования являются философские размышления интеллигенции о духовных путях России в контексте исторических перемен рубежа XIX-XX веков. Предметом исследования – феномен праздника в культуре, «праздничность». Раскрывая философский смысл понятия «религия», автор, опираясь на дифференциацию религиозных направлений, предложенную Д. В. Пивоваровым, последовательно группирует идеологические и религиозные искания интеллигенции согласно космоцентрической, социоцентрической и эгоцентрической формам религии. Вводя концепт «праздничности», автор акцентирует внимание на смысложизненных идеалах, предлагаемых интеллигенцией в качестве культурообразующих основ для развития России. Методологически определяющими для исследования послужили труды Д. В. Пивоварова, С. С. Хоружего, а также работы религиозных философов Серебряного века. Новизной исследования является представленный опыт культурологического анализа исторической ситуации Серебряного века, а также религиозного поиска интеллигенции через методологическую призму концепции синергии и теории «праздничности». Категория «праздничности» позволяет акцентировать внимание на формах Абсолюта и способах отношения к нему, предлагаемых интеллигенцией в качестве цели развития культуры.
Человек и культура, 2018-5
Мостицкая Н.Д. - Современный развлекательный туризм как форма праздничной культуры c. 1-6

DOI:
10.25136/2409-8744.2018.5.27454

Аннотация: Объектом исследования в данной статье является сфера туризма в его культурной репрезентации. Благодаря использованию методологического конструкта "праздничное-повседневное" в работе анализируются сущностные основы практики туризма как формы "праздничности". Особое внимание уделяется сравнительному анализу ценностных оснований развлекательного туризма и христианского праздника. Автор последовательно раскрывает этапы культурной практики развлекательного туризма как формы конструирования праздничной реальности, но при этом, сопоставляя его с традиционной схемой архаического праздника, характеризует современные практики развлекательного туризма как форму "праздничной" трансляции идеологии культуры потребления. Методологическим фундаментом работы послужили труды Д. В. Пивоварова о сущностных аспектах процесса идеалообразования в культуре, теория синергии, изложенная в трудах С.С. Хоружего, а также концепция современного глобализма в работе А. С. Панарина. Новизна исследования заключается в использовании конструкта "праздничное-повседневное" для анализа праздничной культуры, что позволяет рассматривать социокультурные процессы в аспекте идеалообразования и культуротворчества. Особым вкладом автора является определение сущностной основы развлекательного туризма как ориентации на опыт эмоционализации повседневной практики и конструирования симулякра "праздничности".
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.