по
Социодинамика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Пименова Наталья Николаевна
Социодинамика, 2016-3
Пименова Н.Н. - Механизмы социокультурных изменений коренных малочисленных народов Сибири и Севера: концепция культурной травмы П. Штомпки c. 37-45

DOI:
10.7256/2409-7144.2016.3.18210

Аннотация: Предмет исследования - процессы, происходящие сегодня среди коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Рассматриваются возможности концепции П. Штомпки для анализа современного этногенеза, культурогенеза коренных малочисленных народов Севера и Сибири. С позиций данной концепции анализируются различные формы реакции коренных народов Севера на культурные травмы, в том числе: инновация, бунт, ритуализм, ретриатизм. Утверждается, что эти механизмы способны породить два возможных сценария дальнейшего развития: усугубление травматической ситуации или ее эффективное преодоление. Основной метод исследования - критический анализ концепции П. Штомпки и применение данной концепции для исследования современной ситуации коренных малочисленных народов. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что разнородность этносообществ, называемых коренными, свидетельствует о сложном единстве не только общества, но и этнокультуры в границах этих внутренних социальных групп, о длительно переживаемой этими народами культурной травме и применении разных способов с целью справиться с ней.
Социодинамика, 2015-1
Пименова Н.Н. - Коренные малочисленные народы в современной ситуации: объем и содержание понятия c. 112-134

DOI:
10.7256/2409-7144.2015.1.14249

Аннотация: Предметом исследования является понятие "коренные малочисленные народы". Автор анализирует различные подходы к этому понятию, представленные в современной исследовательской зарубежной и отечественной литературе. Понятие "коренные малочисленные народы" имеет определенную академическую интерпретацию в зависимости от того, каким образом исследователи понимают сам феномен этничности. Высказывается гипотеза о том, что понятие "коренные малочисленные народы" изменяет свое содержание и объем в зависимости от историко-культурной эпохи, по отношению к которой оно рассматривается. Возможно выделить специфическое содержание данного понятия по отношению к премодерну, модерну и постмодерну. Автор использовал информацию, полученную в ходе полевых исследований в Тюхтетском районе и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (Красноярский край) в 2010-2014 гг. Для анализа объема и содержания понятия применялись методы аналитического обзора исследовательской литературы и концептуальный анализ. Коренной народ – это социологическое, культурологическое, этнологическое и этнографическое понятие для обозначения локального социального сообщества, имеющего географические параметры и консолидированного на основе этничности в контексте отношений с доминирующим этносом, нацией; такое сообщество имеет, как правило, исторический колониальный (неоколониальный) опыт и его рефлексию. Определяющей чертой такого сообщества является свойство индигенности, признанной доминирующим этносом и государством, как статус этногруппы, первой заселившей территории компактного проживания ее представителей, также в правовом поле ведущую роль играет самоидентификация его представителей. В качестве основ этничности такого социального сообщества выступают одновременно две группы признаков: а) преимущественно объективные признаки, обнаруживаемые внутри этноса, изначально присущие его представителям и потому воспринимаемые как его маркеры (расовая принадлежность, язык, территориальная закрепленность); б) объективированные посредством культурных знаков признаки этноса, конструирующие этничность его представителей как субъективную конструкцию преимущественно внешним образом («извне»), при этом обнаруживаемые внутри этноса, но внедренные и в данной ситуации берущие свое начало вне его. В современных условиях подобного рода социальные сообщества внутренне неоднородны, включают в себя ряд групп: представителей коренных народов можно дифференцировать по степени воспроизводства традиционного образа жизни в их социокультурных практиках или мере включенности в социальные институты современного общества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.