World Politics
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the Journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Open access publishing costs > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Publications of Naumov Alexander
International relations, 2021-1
Naumov A. - The role of global NGOs advocating for human rights in world politics (on the example of the organization Human Rights Watch) pp. 47-59

DOI:
10.7256/2454-0641.2021.1.33560

Abstract: The object of this research is an international organization “Human Rights Watch” that conducts and advocacy on human rights. The subject of this research is the activity of this international non-governmental organization since its establishment until 2020. The author examines such aspects of the topic as the history of creation of “Human Rights Watch”, the nature of its activity during the Cold War, the evolution of approaches towards the core issues in the area of human rights protection during the post-bipolar period; as well as analyzes the current campaigns of this international NGO. The methodological framework is comprised of the systemic, structural-functional, comparative-political approaches, methods of historicism, analysis, synthesis, induction, deduction, and observation. For the first time in Russian historiography, leaning on the primary sources and relevant scientific literature, the role of international non-governmental organization advocating for human rights “Human Rights Watch” is analyzes within the system of global governance since its foundation until the present. In conclusion, the author indicates a sizable contribution of the organization “Human Rights Watch” alongside other NGOs advocating for human rights in solution of global issues; however notes that these actors of world politics as not utterly unbiased and neutral organizations. On the one hand, namely due to the activity of such organizations, the problem of the supremacy of law,  universal human rights and freedoms became one of the key concepts of international relations at the turn of centuries; but on the other hand, they are rightly criticized for prejudice, political bias, and double standards.
International relations, 2020-3
Naumov A. - The role of Anglo-German Naval Agreement in escalation of crisis trends of the Versailles system (based on the materials of new archival documents) pp. 75-84

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.3.33013

Abstract: This article reviews the role of Anglo-German Naval Agreement of 1935 in escalation of crisis trends of the Versailles system. Leaning on the British Russian archival documents, which recently became available for the researchers, the author analyzes the reasons and consequences of conclusion of this agreement between the key European democratic power and Nazi Reich. Emphasis is placed on analyzing the moods within the political elite of the United Kingdom. It is proven that the agreement became a significant milestone in escalation of crisis trends in the Versailles model of international relations. It played a substantial role in establishment of the British appeasement policy with regards to revanchist powers in the interbellum; policy that objectively led to disintegration of the created in 1919 systemic mechanism, and thus, the beginning of the World War II. The novelty of this work is substantiated by articulation of the problem. This article is first within the Russian and foreign historiography to analyze execution of the Anglo-German Naval Agreement based on the previously unavailable archival materials. The conclusion is made that this agreement played a crucial role in the process of disintegration of interbellum system of international relations. Having officially sanctioned the violation of the articles of the Versailles Treaty of 1919 by Germany, Great Britain psychologically reconciled to the potential revenge of Germany, which found reflection in the infamous appeasement policy. This launched the mechanism for disruption of status quo that was established after the World War I in Europe. This resulted in collapse of the architecture of international security in the key region of the world, rapid deterioration of relations between the countries, and a new world conflict.
World Politics, 2019-4
Naumov A. - Amnesty Internationals role in the global governance system: the past and the present
pp. 73-88

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.4.31162

Abstract: The article’s research object is the international non-governmental human rights organization Amnesty International. The research subject is the NGO’s activity since its establishment in 1962 till 2019. The author delves into such aspects of the topic as the history of creation of Amnesty International, its activities during the Cold War, the evolution of its approaches to the main problems in the field of human rights protection during the post-bipolar period, and analyzes the modern campaigns of this global NGO. The research methodology is based on the systems, structural-functional and comparative-political approaches, the methods of historicism, analysis, synthesis, induction, deduction, and observation. The given research is the first in Russian historiography to analyze, based on primary sources and academic works, the role of Amnesty International within the global governance system from its creation to the present day. The author concludes that, despite its controversial character, this NGO has played and is still playing an important role in the world policy.  
International relations, 2019-1
Naumov A. - The Use of 'Soft Power' Technologies Against the Change in Political Regimes During the Arab Spring (the Case Study of the Jasmine Revolution in Tunisia) pp. 114-128

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.23575

Abstract: The object of the research article is the Jasmine Revolution that took place in Tunisia in December 2010 - January 2011. The subject of the research is the soft power technologies that were used to oust the president Ben Ali. The author of the article analyzes such aspects of the topic as the reasons and prerequisites for the Arab spring in general and the take-over in Tunisia in particular, the cours of the Jasmine Revolution and its consequences for that North African country. The author focuses on the use of the soft power technologies, especially digital technologies, during the Jasmine Revolution as well as the role of Western states, primarily USA. The methodological basis of the research involves the systems, structured functional, comparative legal approaches, historicism, analysis, synthesis, induction, deducation and observation. The author concludes that belonging to the second wave of the Color revolutions, the Jasmine Revolution did not give any benefit to the Tunisian nation. Islamic organisations that came to power as a result of the national discontent in Ben Ali's policy could not manage the country well but only exacerbated the issues that Tunisia had. Instead of true democracy and improvements in social and economic environment, the country faced more problems and challenges. According to the author, the USA was not directly related to the rebellion in Tunisia. However, the Jasmine Revolution was morally supported by the overseas and Western 'soft power' technologies, primarily digital resources (social networks, microblogs, opposition sites) played the key role in the process. On the other side, the White house hoped to reach a conerete geopolitical goal which was the total reformation of the geopolitical structure of the Greater Middle East. Yet, the actual results of the Arab spring in general and Jasmine Revolution in particular differed a lot from what Washington wanted to see. 
World Politics, 2017-4
Naumov A. - Sports Diplomacy as a "Soft Power" tool. pp. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.24852

Abstract: The object of the study of the article offered to readers is a "soft power" strategy that now can be found in the foreign policy arsenals of any power claiming global or regional status. The subject of the study is sports diplomacy which is an integral part of public diplomacy - the key and most effective "soft power" tool. The author elaborates such aspects of the topic as importance of sport in international relations, as well as various types of sports diplomacy: "Football", "cricket", "ping-pong", "basketball", etc. The article pays particular attention to the role of the Olympic movement and the Olympic games in world politics. The methodological basis of the study is systemic, structural-functional, comparative-political approaches, methods of historicism, analysis, synthesis, induction, deduction, and observation. The author comes to the conclusion that sports diplomacy plays an increasingly important role in the modern world. There is no doubt that today the states that can expertly combine various aspects of sports diplomacy as an important factor of "soft power" would benefit in the international arena.  Despite the increasing role of sports diplomacy in world politics, it must be noted that a very limited number of research papers address the intersection between such spheres as "soft power" and greatest sporting achievements. This article is intended to fill this gap and to demonstrate relevance of such studies in the context of the upcoming major sporting events that will be held in Russia.
International relations, 2016-2
Naumov A. - Soft power of the Land of the Rising Sun

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.16470

Abstract: The article studies the potential of Japan’s soft power. The author analyzes the main sources, institutions, problems and prospects of this direction of foreign policy of contemporary Japan. Since the early 21st century, the emphasis of Japan’s soft power has been placed on the promotion of the modern popular culture. The special “Cool Japan” concept had been developed. The concept was supported by Japanese scientists and politicians. Today, this concept is being implemented by Japanese soft power institutions – the Agency of Culture, working within the Ministry of Education, Culture, Sport, Science and Technology and the Ministry of Internal affairs of Japan, the Cool Japan Fund and the Japanese centers established in the late 20th centuries in the developing states. The author applies the method of historicism, the institutional approach and comparative analysis. Japan’s soft power is studied in its historical aspect; the author analyzes the work of its institutions and compares its potential with the potentials of soft power of other countries of Asia-Pacific region. The author concludes that contemporary Japan tries to win the world not with the attractiveness of its ancient traditions, but with the modern technologies and popular culture. Thus, Japan’s soft power is primarily aimed at achieving its geo-economic objectives. 
World Politics, 2015-4
Naumov A. - The BRICS countries Soft Power (the case of Brazil and the Republic of South Africa) pp. 27-40

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17025

Abstract: The subject of the study is the potential and the main directions of “soft power” of the BRICS countries, namely the Federative Republic of Brazil and the Republic of South Africa. Brazil and South Africa are the rising powers of the present, with the claims on economic and political leadership, respectively, in the regions of Latin America and Africa. Despite the seeming differences, these countries have a lot in common. Apart from the BRICS membership, Brazil and South Africa are the centers of the unique civilizations, the engines of economic growth and integration processes in South America and Africa. Finally, they only start realizing their “soft power” policies on the international arena and often choose parallel courses, which is of a special scientific interest. The methodology of the research is based on the systems approach, the structural-functional and comparative approaches, the methods of analysis, synthesis, induction, deduction, observation. Today the “soft power” instruments are gaining special importance for the BRICS countries. After several years of a successful progressive development and economic growth, in 2015 the BRICS countries have faced new serious challenges. In the new circumstances, in order to maintain their positions on the international scene, the BRICS countries need to use the instruments of “soft power”. In Russian historiography the comparative analysis of the potential and the main directions of “soft power” of Brazil and South Africa is carried out for the first time. 
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.
"History Illustrated" Website

по
Мировая политика
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редсовет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Наумов Александр Олегович
Международные отношения, 2020-3
Наумов А.О. - Роль англо-германского морского соглашения в нарастании кризисных тенденций Версальской системы (по материалам новых архивных документов) c. 75-84

DOI:
10.7256/2454-0641.2020.3.33013

Аннотация: В статье рассматривается роль англо-германского морского соглашения 1935 г. в нарастании кризисных тенденций Версальской системы. На основе британских, а также недавно ставших доступными исследователям российских архивных документов анализируются причины и последствия заключения данного соглашения между ключевой европейской демократической державой и нацистским Рейхом. Особый акцент делается на изучении настроений внутри политической элиты Соединенного Королевства. Доказывается, что соглашение стало важной вехой в нарастании кризисных тенденций Версальской модели международных отношений. Оно сыграло большую роль в становлении британской политики умиротворения реваншистских держав в межвоенный период, политики, которая объективно вела к развалу созданного в 1919 г. системного механизма и, как следствие, началу Второй мировой войны. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, институциональный, сравнительно-политический подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Новизна обуславливается самой постановкой проблемы. Впервые в отечественной и зарубежной историографии заключение англо-германского морского соглашения анализируется на основе ранее недоступных архивных материалов. Автор приходит к выводу, что данное соглашение сыграло важную роль в процессе разрушения межвоенной системы международных отношений. Официально санкционировав нарушение Германией статей Версальского мирного договора 1919 г., Великобритания психологически смирилась с потенциальным реваншем Германии, что нашло отражение в пресловутой политике умиротворения агрессоров. Тем самым был запущен механизм разрушения созданного после Первой мировой войны статус-кво в Европе. Результатом стало крушение архитектуры международной безопасности в ключевом регионе мира, стремительная деградация взаимоотношений между государствами и скатывание к новому мировому конфликту.
Мировая политика, 2019-4
Наумов А.О. - Роль «Международной Амнистии» в системе глобального управления: история и современность c. 73-88

DOI:
10.25136/2409-8671.2019.4.31162

Аннотация: Объектом исследования предлагаемой вниманию читателей статьи является международная неправительственная правозащитная организация "Международная Амнистия". Предметом исследования является деятельность данной МНПО в годы за последние полвека, начиная от момента ее основания в 1962 году вплоть до 2019 года. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как историю создания "Международной Амнистии", характер ее деятельности в годы "холодной войны", эволюцию подходов к основным проблемам в области защиты прав человека в постбиполярный период, а также анализирует современные кампании этой глобальной НПО. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы историзма, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Впервые в отечественной историографии на основе первоисточников и актуальной научной литературы анализируется роль международной неправительственной организации "Международная Амнистия" в системе глобального управления от ее создания до современного периода. Автор приходит к выводу, что, несмотря на противоречивый характер деятельности, данная МНПО играла и играет важную роль в мировой политике.
Международные отношения, 2019-1
Наумов А.О. - Использование технологий «мягкой силы» при смене политических режимов в ходе «арабской весны» (на примере «жасминовой революции» в Тунисе) c. 114-128

DOI:
10.7256/2454-0641.2019.1.23575

Аннотация: Объектом исследования предлагаемой вниманию читателей статьи является «жасминовая революция» в Тунисе, произошедшая в декабре 2010 – январе 2011 года. Предметом исследования – технологии «мягкой силы», используемые для свержения режима президента Бен Али. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как причины и предпосылки "арабской весны" в целом и государственного переворота в Тунисе в частности, ход «жасминовой революции», ее последствия для этой североафриканской страны. Особое внимание в статье уделяется вопросам использование инструментов «мягкой силы», особенно цифровых технологий, при осуществлении «жасминовой революции», а также роль западных стран, в первую очередь США, в данном процессе. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы историзма, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор приходит к выводу, что «жасминовая революция», ставшая важной составной частью второй волны «цветных революций» («цветных революций 2.0»), ничего не дала тунисскому народу. Взявшие власть на фоне народного недовольства исламистские силы не смогли эффективно управлять государством и только усугубили имевшиеся в Тунисе проблемы. Вместо подлинной демократизации и улучшения социально-экономического положения некогда стабильная страна столкнулась с еще большими проблемами и вызовами. Автор считает, что США не имели непосредственного отношения к организации государственного переворота в Тунисе. Однако «жасминовая революция» была осуществлена на фоне моральной поддержки из-за океана, причем ключевую роль в этом процессе сыграли западные технологии «мягкой силы», в первую очередь, цифровые ресурсы: социальные сети, микроблоги, оппозиционные сайты. С другой стороны, Белый дом надеялся достигнуть вполне конкретные геополитические цели: речь шла о тотальном переформатировании геополитической конструкции в регионе Большого Ближнего Востока. Однако реальные результаты «арабской весны» в целом и «жасминовой революции» в частности оказались совсем не такими, каким их видел официальный Вашингтон.
Мировая политика, 2017-4
Наумов А.О. - Спортивная дипломатия как инструмент «мягкой силы». c. 32-43

DOI:
10.25136/2409-8671.2017.4.24852

Аннотация: Объектом исследования предлагаемой вниманию читателей статьи является стратегия «мягкой силы», которая сегодня находится во внешнеполитическом арсенале любой державы, претендующей на глобальный или региональный статус. Предметом исследования является спортивная дипломатия, являющаяся составной частью дипломатии публичной – ключевого и наиболее эффективного инструмента «мягкой силы». Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как значение спорта в международных отношениях, различные виды спортивной дипломатии: «футбольная», «крикетная», «пинг-понговая», «баскетбольная» и др. Особое внимание в статье уделяется роли Олимпийского движения и Олимпиад в мировой политике. Методологической основой исследования является системный, структурно-функциональный, сравнительно-политический подходы, методы историзма, анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Автор приходит к выводу о том, что спортивная дипломатия играет все более важную роль в современном мире. Не вызывает сомнения тот факт, что сегодня на международной арене в выигрыше окажутся те государства, которые смогут умело комбинировать различные аспекты спортивной дипломатии как важного фактора «мягкой силы». Несмотря на все возрастающую роль спортивной дипломатии в мировой политике, приходится констатировать крайне ограниченное количество работ, в которых затронуто взаимопересечение таких сфер, как «мягкая сила» и спорт высших достижений. Данная статья не только призвана ликвидировать этот пробел, но и в условиях грядущих крупных спортивных мероприятий, которые будут проводиться в России, продемонстрировать актуальность подобных исследований.
Международные отношения, 2016-2
Наумов А.О. - «Мягкая сила» Страны восходящего солнца

DOI:
10.7256/2454-0641.2016.2.16470

Аннотация: В статье исследуется потенциал «мягкой силы» Японии. Анализируются основные ресурсы, институты, проблемы и перспективы данного направления внешнеполитической деятельности современной Японии. С начала XXI века акцент при реализации политики «мягкой силы» Страны восходящего солнца был сделан на продвижении современной популярной культуры. Была разработана специальная концепция под названием «Cool Japan». Понятие было поддержано японскими учеными и политиками. Сегодня эту стратегию реализуют институты «мягкой силы» Японии - Агентство по культуре, действующее в рамках Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники и МИД Японии, Японский фонд, а также японские центры, созданные в конце XX века в развивающихся государствах. В качестве методов исследования использованы метод историзма, институциональный подход и сравнительный анализ. "Мягкая сила" Японии изучается в историческом ракурсе, анализируется деятельность ее основных институтов, проводится сравнение с потенциалом "мягкой силы" других крупных держав АТР. Основной вывод заключается в том, что сегодня Япония пытается покорить мир уже не привлекательностью своих древних традиций, а современными технологиями и поп-культурой. При этом главным бенефициаром «мягкой силы» Японии является национальный бизнес. Таким образом, проведение политики японской "мягкой силы" направлено, в первую очередь, на достижение геоэкономических целей.
Мировая политика, 2015-4
Наумов А.О. - "Мягкая сила" стран группы БРИКС (на примере Бразилии и ЮАР) c. 27-40

DOI:
10.7256/2409-8671.2015.4.17025

Аннотация: Предметом исследования является потенциал и основные направления "мягкой силы" стран группы БРИКС, а именно: Федеративной Республики Бразилия и Южно-Африканской Республики. Бразилия и ЮАР — восходящие державы современности, обладающие притязаниями на экономическое и политическое лидерство, соответственно, в регионах Латинской Америки и Африки. Несмотря на кажущиеся различия, эти страны имеют много общего. Помимо членства в БРИКС, Бразилия и ЮАР являются центрами уникальных цивилизаций, локомотивами экономического роста и интеграционных процессов, проходящих в Южной Америке и Африке. Наконец, они только начинают реализовывать на международной арене политику «мягкой силы», зачастую двигаясь параллельным курсом, что представляет особый научный интерес. Методологической основой данного исследования является системный, структурно-функциональный и сравнительный подходы, методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, наблюдения. Особое значение использование инструментария «мягкой силы» для стран группы БРИКС приобретает сегодня. После нескольких лет успешного поступательного развития и экономического роста, в 2015 году страны БРИКС столкнулись с новыми серьезными вызовами. В этих условиях для оттаивания собственных позиций на международной арене для стран БРИКС, в том числе для Бразилии и ЮАР, все большее значение приобретает именно "мягкая сила". В отечественной историографии сравнительный анализ потенциала и основных направлений "мягкой силы" Бразилии и ЮАР проводится впервые.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"