Свирский Я.И. —
Прикоснуться к Вселенной: Место эстетики в философской стратегии Жильбера Симондона
// Культура и искусство. – 2018. – № 11.
– С. 29 - 41.
DOI: 10.7256/2454-0625.2018.11.27727
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_27727.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования предлагаемой статьи является эстетическая концепция французского философа Жильбера Симондона. Основной акцент сделан на генетической гипотезе Симондона, согласно которой имеется несколько этапов становления способов связи человека и мира, из которых в статье выделяются четыре: магический, технический, религиозный и эстетический. Особое внимание уделяется месту эстетики, как опосредующего звена, среди этих отношений. Также в статье рассматривается то, что Симондон называет «техно-эстетикой». Показано, что техно-эстетика предполагает особый тип перцептивной интуиции, определяющий первичный отбор и отделение приемлемого от неприемлемого, задающий интуитивные критерии принятия или отказа от определенных технических и художественных решений, а также то, что технический объект является красивым не сам по себе, поскольку именно привилегированные точки (ключевые точки) мира олицетворяют этот объект. В качестве методологии исследования выбрана стратегия реконструкции философской позиции Жильбера Симондона с целью демонстрации специфики его отношения к эстетическому опыту. Новизна исследования заключается в показе места эстетического отношения к миру, а шире - эстетического мышления, как они представлены в теоретической стратегии крупного французского философа Жильбера Симондона. Особое внимание уделено концепту "техно-эстетика", призванному обосновать слияние эстетической и технической компонент в самых разных областях как инженерно-конструкторской деятельности, так и искусства.
Abstract: The subject of this research is the aesthetic conception of a French philosopher Gilbert Simondon. The author of the article makes the main emphasis on Simondon's genetic hypothesis that describes several stages of how the connection between human and the world developed, in particular, the author focuses on the four stages: magic, technical, religious and aesthetic. Svirskiy pays special attention to the place of aesthetics as an intermediate link in these relations. The author of the article also discusses what Simondon called 'techno-aesthetics'. He demonstrates that techno-aesthetics implies a special type of perceptive intuition that defines the primary selection and distinguishing between acceptable and unacceptable that sets forth intuitive criteria for adoption or refusal from particular technical and artistic solutions as well as the fact that a technical object is not beautiful as itself because it has privileged points (key points) of the world that it represents. The research methodology is based on the reconstruction of Gilbert Simondon's philosophical position that is made in order to demonstrate specific features of his attitude to the aesthetic experience. The novelty of the research is caused by the fact that the researcher describes the place of the aesthetic attitude to the world or aesthetic thinking in a wider sense of the word as these are represented by the theoretical strategy of a famous French philosopher Gilbert Simondon. The researcher focuses on the 'techno-aesthetics' concept that is supposed to substantiate the emergence of the aesthetic and technical components in all kinds of design-and-engineering and artistic activities.
Свирский Я.И. —
Делез и Симондон: индивидуация невидимых сил
// Философия и культура. – 2018. – № 8.
– С. 30 - 39.
DOI: 10.7256/2454-0757.2018.8.26848
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_26848.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследовния является один из важных сюжетов, связанный с ключевой проблемой: каково место эстетики, а шире, художественного творчества в современном мире. В качестве ключевых фигур для обсуждения данной темы выбраны два крупнейших французских философа, чье творчество медленно, но неуклонно осваивается отечественной философской мыслю: Жильбер Симондон и Жиль Делез. В статье также ставиться более общая задача выявления глубинной связи между различными философскими стратегиями, затрагивающими темы эстетики. Компаративный анализ теоретических стратегий двух в отношении эстетики крупных философов двадцатого века Жильбера Симондона и Жиля Делеза Каждое искусство экспериментирует с самим собой, проверяя собственные пределы, делая видимое невидимым, слышимое неслышимым, высказываемое невысказываемым. Каждое искусство экспериментирует с силами, причем различные произведения данного искусства как изобретают, так и раскрывают силы, которые они используют. И каждое искусство экспериментирует с телом ощущения, которое для Делеза является телом без органов, неорганизованным телом-миром не-оформленных элементов и анонимных аффективных сил. Если и есть область, общая для искусств, то это - область молекулярных сил, чьи аметрические ритмы и непульсирующее время индивидуальные искусства задействуют в разнообразных совокупностях-сборках света, цвета, звука и слова. Именно эта область делает возможной открытую систему искусств, чья общая проблема - это “не проблема воспроизводства или изобретения форм, но проблема использования сил.
Abstract: The object of this research is one of the important plots associated with the key issue: what is the place of aesthetics, and in a broader sense, the artistic endeavor in modern world. For discussion of the indicated topic, the author chose the two prominent French philosophers Gilbert Simondon and Gilles Deleuze, whose works slowly but surely are accustomed by the Russian philosophical thought. The article also attempt to determine the profound link between the various philosophical strategies that touch upon the subject of aesthetics. Every art experiments with itself, checking the own limits, and making the visible invisible, hearable unhearable, and spoken unspoken. Every art experiments with the forces; as various oeuvres of this art invent and reveal the forces they use. And every art experiments with the body of sensation, which for Deleuze is the body without organs, unorganized body-world of the unshaped elements and anonymous effective forces. If there exist the area common for arts, then it is the area of molecular forces, which ametric rhythms and pulseless time of individual arts are involved in various combinations of light, color, sound and word. Namely this area generates the open system of arts, which common problem is not the problem of reproduction of invention of forms, but the problem of the use of forces.