по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Чижков Сергей Львович
Философская мысль, 2016-12
Чижков С.Л. - Учение Б.Н.Чичерина о человеческих союзах c. 44-67

DOI:
10.7256/2409-8728.2016.12.2140

Аннотация: Предметом исследования является концепция "человеческих союзов" Б.Н. Чичерина, наиболее полно изложенная им в одной из последних его работ - в "Философии права". Гегель, как мы знаем, также разрабатывал концепцию союзов в своем философско-правовом учении, однако, концепция Чичерина от гегелевской радикально отличается. Чичерин рассматривает союзы в качестве универсальных форм земного сосуществования людей, которые связаны с самой онтологией человеческого существования. Поэтому, как считает Чичерин, государство как человеческий союз, хотя и является высшим союзом, но не снимает в себя и не отменяет других союзов. Все четыре человеческих союза - семья, гражданское общество, церковь и государство - составляют единое уравновешенное целое. Сравнительный анализ взглядов и подходов Чичерина к анализу природы человеческих союзов на разных этапах его творческой эволюции показывает, что концепция государства как союза претерпела значительные изменения. Научная новизна данного исследования связана с углубленным исследованием природы человеческих союзов, их связи с онтологией человеческого существования и в первую очередь с идеей свободы. В исследовании показана роль каждого из союзов как с точки зрения реализации в них свободы человека, так и с точки зрения соотношения в них права и нравственности.
Психология и Психотехника, 2015-12
Чижков С.Л. - Метафизика личности в системе абсолютного идеализма Б.Н.Чичерина

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.12.17187

Аннотация: Предметом исповедования является метафизическая концепция личности крупнейшего российского философа Бориса Николаевича Чичерина. Эта концепция пронизывает всю сложную архитектуру его учения: социологию, философию политики, правовое учение, экономическую доктрину, религиозные и этические воззрения. По мере эволюции собственно философских взглядов мыслителя в сторону абсолютного идеализма, формировалась собственно метафизическая концепция личности, оказавшая в свою очередь определяющее влияние на саму систему абсолютного идеализма, становившуюся в следствие этого влияния все более и более персоналистической. В данной статье в основу методологии исследования положен принцип имманентной логической критики, позволяющий реконструировать взаимосвязь и взаимозависимость ключевых мировоззренческих установок мыслителя. В статье показана эволюция взглядов Чичерина на природу личности. Если в ранних работах мыслителя, следовавшего почти исключительно в русле идей Гегеля, личность представлялась всего лишь преходящим моментом исторического развития, то в более поздних работах личность трактовалась как сущность, не только осознающая идею Абсолюта, но и несущая ее в себе. Эта концепция личности оказала во многом определяющее влияние на формирование философского персонализма в России.
Психология и Психотехника, 2015-10
Чижков С.Л. - Идея личности и ее достоинства у Владимира Соловьева. К вопросу об этико-философских основаниях либерализма.

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.10.16677

Аннотация: В статье на материале главного философского сочинения Владимира Соловьева "Оправдание добра" рассматривается вопрос о значении его идей о свободе и достоинстве человека для разработки ключевых положений либеральной этико-философской доктрины. Традиционно считается, что Соловьев стал провозвестником социального либерализма, установив право на достойное человеческое существование в качестве фундаментального права человека. Данное право обычно рассматривается в контексте вопросов перераспределения общественного богатства и социальных функций государства. Однако внимательное прочтение самого Соловьева показывает, что он, строго говоря, имел в виду отнюдь не утилитарные аспекты человеческого существования и даже не правовые, а именно нравственные его аспекты, касающиеся в первую очередь права человека быть источником, целью и смыслом общественного развития, а не его средством. Анализ ключевых положений "Оправдания добра" показывает, что идея человеческого достоинства тесно связана с идеей свободы: достойное существование и само достоинство личности основывается на способности человека свободно и без какого-либо внешнего принуждения выбирать именно добро, в то время как у него всегда есть возможность поступить иначе. В статье показана логика взаимосвязи свободы, нравственности и человеческого достоинства. Фундаментальные ценности либерализма получают у него подлинное этико-философское обоснование. Для него свобода и достоинство человека — это основание и результат всемирного процесса развития добра как совокупного процесса нравственного возвышения человека и человечества.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"