по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Королев Сергей Алексеевич
Философия и культура, 2016-1
Королев С.А. - Власть: целеполагание и картина мира

DOI:
10.7256/2454-0757.2016.1.16311

Аннотация: В статье рассматривается власть как специфический субъект исторического действия, ее взаимоотношения с государством и гражданским обществом, присущие ей алгоритмы восприятия реальности и воздействия на нее. Особое внимание уделяется анализу свойственного власти типа рациональности и сформированной ею картины мира. Значительное место занимает характеристика двух типов власти – креативной и реактивной. Особое внимание автор уделяет функционированию реактивной власти, способам ее самосохранения, механизмам обеспечения контроля над социумом, а также перспективам развития самого общества в подобных условиях. Автор дифференцирует понятия «государство» и «власть», что дает ему возможность идентифицировать ряд типологических конфликтов между государством как совокупностью институтов и властью, политическим режимом. Новизна методологического подхода, реализованного в работе, дает возможность аннигилировать целый слой властной мифологии, предполагающей, в частности, идентификацию власти с государством, и выявить целый ряд конфликтов, вне понимания которых невозможно ни установление контроля гражданского общества над властью, ни полноценное функционирование государственных институтов.
Философия и культура, 2015-7
Королев С.А. - Русь и византийское право: несостоявшаяся псевдоморфоза?

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.7.14901

Аннотация: В статье рассматриваются особенности процесса рецепции византийского права на Руси как составляющей первой российской псевдоморфозы. Особое внимание уделяется попытке правовой реформы, предпринятой князем Владимиром Святославичем вскоре после начала христианизации Руси, в частности, замене традиционной виры (штрафа) как наказания за убийство и «разбойничество» смертной казнью. Проводится сопоставление двух составляющих первой русской псевдоморфозы: религиозной (христианизация) и правовой (трансформация законодательства и соответствующих практик, введение церковных судов и т. д.). В методологическом отношении автор опирался на традиционные методы анализа, синтеза, систематизации, а также принцип историзма. В работе широко использованы выводы отечественных и зарубежных философов, историков, правоведов и религиоведов, ставшие результатом их работы по исследуемой тематике. Автор приходит к выводу, что правовые нормы и принципы Византии заимствовались и адаптировались на Руси крайне фрагментарно. Византийское право укоренялось прежде всего через церковь и церковный суд. Псевдоморфоза оказалась успешно действующим, эффективным механизмом в одних сферах, прежде всего, в религиозной, и далеко не полностью состоялась в других. В итоге право на Руси развивалась не столько посредством псевдоморфного заимствования, сколько вырастало из старого «варварского» корня обычного права, лишь отчасти заимствуя византийские нормы.
Философская мысль, 2015-4
Королев С.А. - Секуляризация и десекуляризация в контексте концепции псевдоморфного развития России c. 1-54

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.4.15258

Аннотация: Статья посвящена изучению взаимодействия процессов секуляризации и десекуляризации в исторической ретроспективе и в современном мире. Автор делает попытку переосмыслить соответствующие процессы в терминах псевдоморфозы и псевдоморфной инверсии. Фиксируется специфическое авторское понимание процесса секуляризации. Особое внимание уделяется процессам секуляризации/десекуляризации в постсоветской России. Анализируются процессы, протекавшие в религиозной сфере в 1990-х, а также формы и механизмы десекуляризации первых полутора десятилетий XXI в. и возможные пределы реализации этой тенденции. Автор опирается на разрабатываемую им концепцию псевдоморфного развития России, согласно которой псевдоморфоза – не только важный исторический поворот, определяющий вектор движения российского социума, но и специфический тип развития. Делается вывод о том, что жесткий советский секуляризм сменился не трендом десекуляризации, а установлением европоморфной модели цивилизованного секулярного общества. И лишь с начала «нулевых» десекуляризация стала набирать силу. В российской ситуации это явилось не только и не столько отражением общемировой тенденции движения к «постсекулярному обществу», сколько проявлением классической псевдоморфной инверсии.
Психолог, 2015-2
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья третья. Общежитие c. 47-98

DOI:
10.7256/2409-8701.2015.2.14268

Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как эманации того, что автор с определенной долей условности называет «общественным подсознанием». Рассмотрев в предыдущей публикации (Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья вторая. Армия // NB: Психология и психотехника. 2014. № 2) милитарный сегмент так называемых «дисциплинарных сновидений», автор переходит к анализу отражения в сновидениях реалий постсоветского студенческого общежития и всего комплекса существующих в нем дисциплинарных технологий и практик. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений, на фрейдовскую постановку вопроса о материале и источниках сновидений и на идеи К.Г. Юнга о том, что сновидение не столько содержит следы исполнения желания, сколько отражает опасения или тревоги индивида. Автор показывает, что значительная часть сновидений, отражающих реалии постсоветского студенческого общежития, окрашена страхом и тревогой как доминирующими эмоциями сновидцев. Вместе с тем сновидения многих индивидов фиксируют некую ностальгию по периоду жизни в общежитии. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо переплетается потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тех или иных эмоций или аффектов, компоненты реальных дисциплинарных практик, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. В определенном смысле записи сновидений в соцсетях – это своего рода голоса из хора. И они ценны именно тем, что они не всегда различимы как отдельные голоса и временами сливаются в некий общий гул. То есть они типичны и выражают нечто большее, чем индивидуальные позиции и личностные аберрации этих позиций.
Филология: научные исследования, 2015-1
Королев С.А. - «Приключения Гекльберри Финна» как road movie

DOI:
10.7256/2454-0749.2015.1.14627

Аннотация: Автор рассматривает роман Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна» как знаковое произведение, в котором нашли отражение основные принципы жанра роуд-муви, «дорожного кино». При этом понятие роуд-муви трактуется широко, не только как определенный жанр кинематографа, но и как близкий по принципам сюжетостроения литературный жанр. В статье также анализируется ряд проблем типичных для роуд-муви как для жанра, который имплицитно описывает движение индивида к свободе: проблема выбора, преодоление стереотипов, наблюдение и постижение действительности. Проводится сравнительный анализ литературных произведений, описывающих движение индивидов в пространстве, и соответствующих произведений кинематографа, а также сопоставляются произведения, тяготеющие по своей структуре к роуд-муви, созданные в России/СССР/России, с классическими работами в данном жанре. Автор показывает, что ««Приключения Гекльберри Финна» заложили основные принципы жанра роуд-муви как в общепринятом смысле термина (определенный жанр кинематографа), так и в расширительном, метафорическом, характеризующем соответствующий литературный жанр. В статье также констатируются различия между традиционным жанром роуд-муви и его российскими модификациями, для которых характерно существенно иное отношение к движению как приближению к свободе.
Исторический журнал: научные исследования, 2015-1
Королев С.А. - Феномен псевдоморфозы: попытка реинтерпретации

DOI:
10.7256/2454-0609.2015.1.14995

Аннотация: В статье рассматриваются возможности и предпосылки реактуализации концепта псевдоморфозы в современных условиях. Точкой отсчета в исследовательской работе автора является концептуализация О. Шпенглера. При этом автор понимает и интерпретирует псевдоморфозу не только как глобальный исторический сдвиг, переломный момент в развитии общества, но и рассматривает псевдоморфность как некую определяющую характеристику, некое качество, присущее процессу исторического развития и обусловленное значительной ролью феномена псевдоморфозы в истории того или иного макросоциума. Исходя из того, что основным инструментом исследования является понятийный аппарат, автор характеризует основные понятия, которые используются в контексте концепции псевдоморфного развития России: псевдоморфоза, рецепция, инверсия; помимо этого, автор вводит понятие локального псевдоморфного пространства. Новизна подхода автора к проблеме связана с тем, что псевдоморфоза рассматривается не только как специфический исторический феномен, но и как тип развития, присущий определенным странам, в частности, России. Это предполагает более широкое понимание явления, чем было свойственно О. Шпенглеру. Автор обращает внимание на проблему рецепции социокультурного содержания в процессе псевдоморфозы, которое может заимствоваться неполно, выборочно, частично. Наконец, предлагаемая концептуализация предполагает осмысление механизмов псевдоморфного развития, в частности, феномена инверсии и «реванша» автохтонного, подавленного содержания.
Философия и культура, 2014-8
Королев С.А. - Христианизация как псевдоморфоза

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.8.12466

Аннотация: В статье в контексте предложенной автором концепции псевдоморфности развития России рассматривается важнейшая и определяющая фаза первой российской псевдоморфозы, связанная с утверждением христианства в качестве государственной религии и христианизацией Древней Руси. Автор исходит из того, что христианизация была псевдоморфным по своей сути процессом, и после наложения христианизированной социокультурной оболочки на древнерусский макросоциум подавленное культурное, в частности, религиозное языческое содержание вынуждено было в течение длительного времени развиваться и выживать в установленных извне рамках. При этом под псевдоморфозой (термин, введенный в философию О. Шпенглером) автор подразумевает процесс, предполагающий навязывание макросоциуму определенной культурной оболочки, в которой обречено далее существовать и развиваться (или существовать и деградировать) некое автохтонное содержание, некие присущие данному социуму социокультурные матрицы, практики и системы жизнеустроения. В частности, в статье анализируется феномен двоеверия; автор различает двоеверие, сложившиеся до «крещения Руси», предполагавшее параллельное развитие язычества и христианства, и двоеверие после принятия Владимиром Святославичем христианства, когда язычество существовало под наложенной на социум христианской оболочкой. В качестве составляющей псевдоморфного процесса рассматривается также взаимодействие русской летописной культуры с устной языческой мифологической традицией. Автор констатирует, что новый, национальный по своей сути, тип литературы, летописи, трансформировал и деформировал мифологическую традицию, сформировавшуюся в языческой, бесписьменной Руси. В статье вводится понятие «локальной псевдоморфозы», т.е. псевдоморфозы, осуществляемой в ограниченном, локальном пространстве, но сохраняющей в себе все признаки и механизмы глобальной псевдоморфозы. В качестве модели локальной псевдоморфозы рассматривается христианизация язычников-«инородцев» в Поволжье и на Урале в XVIII–XIX вв. Наконец, автор анализирует своеобразный феномен псевдоморфной инверсии, когда подавленное ранее автохтонное содержание под воздействием определенных обстоятельств ревитализируется и создает угрозу наложенной на социум культурной оболочке. В частности, речь идет о феномене «отпадения» крещеных мусульман от православия, неоднократно фиксировавшемся на протяжении XIX в.
Философия и культура, 2014-3
Королев С.А. - «Норманнский фермент» в контексте концепции псевдоморфного развития России

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.3.10745

Аннотация: В статье в контексте выдвинутой автором концепции псевдоморфного развития России рассматривается вопрос о взаимодействии и взаимовлиянии властных, технологических матриц, принесенных варягами в населенные славянами и угро-финнами земли во второй половине IX в., и местных, автохтонных практик. Ставится вопрос о роли норманнов (варягов) в становлении и формировании русского государства в тех формах, в которых оно сложилось после утверждения Рюрика в Новгороде и захвата Киева его преемником Олегом. Исследуется вопрос о соотношении аллохтонного и автохтонного в формировании древнерусской государственности, в частности, взаимоотношении великих и племенных князей, а также веча и новой, европоморфной княжеской власти. Автор ставит вопрос о том, в какой мере процессы, связанные с пришествием норманнов (варягов) могут рассматриваться как псевдоморфоза и в какой мере они стали предпосылкой и условием христианизации Руси, которая, что несомненно для автора, была типичным псевдоморфным процессом. Развиваемая в работе концепция псевдоморфности исторического развития России отталкивается от известной теоретизации О.Шпенглера, существенно переосмысленной автором, рассматривающим псевдоморфозу не только как этап или форму развития, в частности, развития России, но и как определенный тип развития. Что касается рассмотрения конкретных исторических сюжетов, то здесь исследователь опирается на широкий круг исторических работ, принадлежащих как классикам отечественной исторической мысли (К.Д.Кавелин, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов, С.М.Соловьев), так и на работы советских и российских ученых (В.Б.Кобрин, А.П.Новосельцев, В.В.Пузанов, Б.А.Рыбаков, М.Б.Свердлов, А.П.Толочко, Ф.Б.Успенский, И.Я.Фроянов, А.Л.Юрганов, В.Л.Янин и др.). В частности, большое значения для понимания и интерпретация реалий IX–X вв. имеет анализ соотношения факторов призвания и завоевания в варяжской эпопее и установление динамической связи между ними. В целом же матрица «от призвания – к завоеванию» представляется автору адекватным инструментом интерпретации, разумеется, с учетом множества разного рода нюансов. Автор приходит к выводу, что норманны не принесли с собой некой новой оболочки, в которую после их пришествия была бы заключена прежняя жизнь славянских и угро-финских племен и в которой она обречена была развиваться далее. В этом смысле мы не можем заключить, что «норманизация» Руси стала псевдоморфозой того типа, который был характерен, например, для эпохи Петра I. Пришествие варяжских князей и дружин стало, скорее, ферментом, который стимулировал развитие будущей Руси в определенном направлении. Хотя некоторые моменты псевдоморфного развития прослеживаются уже на этом этапе. Ограниченная, но несомненная норманизация стала предпосылкой создания и оформления того типа власти, при которой только и могло быть востребовано христианство не как местный культ, а как государственная религия. Иными словами, без появления варягов и стимулирования определенных процессов во власти не могло быть осуществлено принятие Русью христианства уже в конце X в.
Филология: научные исследования, 2014-3
Королев С.А. - Язык словечек: от лексиконов Гоголя к речевым практикам 1950–60-х

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.13246

Аннотация: Статья посвящена реконструкции лексикона школьников 50–60-х годов XX в. Автор соотносит словесные ряды, отражающие живую речь этого периода, с лесикографическими опытами Н.В. Гоголя. Ориентируясь на практики великого писателя и отчасти заимствуя его методы, автор пытается выстроить свои ряды «словечек», отражающих определенную эпоху. При этом он вполне разделяет гоголевское ощущение сверхважности языковой формы и значимости звучащего слова, далеко не всегда зависящей от его смыслов и содержания дискурса. Автор опирается на известные заметки Н.В. Гоголя («Лексикон малороссийский», «Материалы для словаря русского языка», словники из записных книжек 1840-х годов) и их интерпретацию в работах В.А. Подороги. В частности, используется присущий Подороге подход к литературе как к историческому материалу и связанный с этим подходом метод включенного наблюдения. Автор отмечает, что в подростковом лексиконе указанного периода, этом «языке словечек», проявилась присущая обыденному языку ситуационность: масса слов и выражений, бытовавших в 50–60-х годах, выросла из конкретных жизненных обстоятельств. В статье отмечается определенная связь рассматриваемого «социолекта» с общественной атмосферой указанного выше периода; при этом констатируется, что связь эта носит весьма косвенный и опосредованный характер.
Психолог, 2014-2
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья вторая. Армия c. 135-195

DOI:
10.7256/2306-0425.2014.2.12070

Аннотация: Статья представляет собой продолжение исследования сновидений как некой эманации того, что автор с определенной долей условности называет «общественным подсознанием». Рассмотрев в первой публикации (Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья первая. Постановка проблемы // NB: Психология и психотехника, 2013, № 7) некоторые общие подходы к данной теме, автор стремится применить их при анализе некоего тематически ограниченного пласта сновидений, а именно, милитарного сегмента так называемых «дисциплинарных снов», касающихся армии, армейской службы, войны. Исследователь опирается в первую очередь на вывод З. Фрейда о наличии особого класса типических сновидений и на идеи Г.К. Юнга, полагавшего, что явленное сновидение содержит не следы исполнения желания, а скорее отражает опасения или тревоги индивида. Предметом рассмотрения являются прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей, аналог того, что историки именуют массовым источником. Автор показывает, что значительная часть милитарных сновидений воспроизводит картины чрезвычайно мрачные и окрашена тревогой как доминирующей эмоцией сновидцев. В известной степени негативизм того, что предстает перед сновидцами в милиарных снах, уравновешивается присущей этим сновидениям фантасмагоричностью. В генерируемых подсознанием сновидческих конструкциях причудливо перемешано потенциально возможное, могущее в реальности стать поводом для тревоги и страха, и фантомы, очевидным образом лежащие за пределами реальности. Наконец, в статье констатируется определенное сходство сюрреалистических вкраплений в пласт «общественного подсознания» с артефактами актуального искусства. Подобное сопоставление имеет право на существование как с точки зрения фантасмагоричности и ирреальности данных феноменов, так и с точки зрения присущего им стремления утвердить значение повторимого вопреки неповторимому. В каком-то смысле это может быть отнесено и к работе исследователя с массовыми источниками, к которым, как уже было отмечено, в полной мере относятся и записи в соцсетях.
Философская мысль, 2013-8
Королев С.А. - Повседневность как эманация социальности: трансформации и тренды c. 356-422

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.8.709

Аннотация: Автор пытается выработать методологические подходы к изучению такого пласта социальности, как повседневность, анализируя при этом возможность и пределы использования в социально-философском исследовании теоретизации П.Бергмана и Т.Лукмана. При этом он приходит к выводу, что концептуализация Бергера и Лукмана безусловна только для ситуации тотального «символического универсума», где одно и то же явление типизируется индивидами, являющимися носителями одного и того же типа сознания, и одинаковым образом. Для анализа же более противоречивого социума эта концепция нуждается в существенной корректировке. Другой проблемой, рассматриваемой в статье, является воздействие модернизации на российскую повседневность рубежа XX – XXI вв. Автор показывает, что технологическая модернизация повседневной жизни в России в значительной мере осуществилась. Технологические инновации серьезно видоизменяют повседневность и придают ей новое качество. Однако параллельно с модернизацией повседневности происходит и обратный процесс, определенная, сегментарная архаизация повседневной жизни, внедрение в повседневность XXI века практик и стереотипов, которые были типичны для повседневной жизни давно ушедших времен. Наконец, в статье исследуется влияние власти на российскую повседневность рубежа веков. Автор констатирует, что в российской ситуации систематическое вторжение власти в ткань повседневной жизни является не более чем эманацией весьма архаичной стратегии самосохранения.
Философия и культура, 2013-8
Королев С.А. - Фундаментальные исторические процессы: российская специфика

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.8.9240

Аннотация: В статье рассматриваются специфические особенности фундаментальных исторических процессов в России (колонизация, модернизация, глобализация). В числе подобных особенностей автор выделяет гипертрофию исторического субъекта, хронический недостаток ресурсов, климатическую детерминацию, нарушение стадиальности, дискретность упомянутых процессов, их фрагментарность, несистемный характер, обратимость результатов, непомерные издержки, усиление гетерогенности пространства. Автор также анализирует проблематику социокультурной детерминации фундаментальных социальных трансформаций. В частности, речь идет о феноменах «русской аскезы» и сопаса. Значительное внимание уделяется также тому воздействию, которое оказали на протекание фундаментальных исторических процессов в России российские псевдоморфозы и псевдоморфный тип развития как таковой. Наконец, в статье анализируется секуляризационная составляющая глобальных исторических процессов, а также то, какие изменения принесло гипотетическое вступление России в фазу постсекулярного развития, десекуляризации. В заключение автор указывает на несостоятельность прямолинейного исторического оптимизма – история содержит значительно больше парадоксов и двусмысленностей, чем это представляется сторонникам оптимистического эволюционизма. Россия, полагает автор, не движется неуклонно и неумолимо по пути прогресса, а скорее развивается по синусоиде, которая иногда нехотя сворачивается в некое подобие спирали.
Философия и культура, 2013-7
Королев С.А. - Фундаментальные исторические процессы в России: ретро- и перспектива

DOI:
10.7256/2454-0757.2013.7.8790

Аннотация: В статье рассматриваются особенности протекания в российском пространстве власти фундаментальных исторических процессов, к которым автор относит колонизацию, модернизацию, глобализацию. Дается определение указанных процессов, раскрывается их сущность. Автор анализирует данные процессы в системе координат «пространство – время», «центр – периферия», «экстенсивное – интенсивное», «вертикаль – горизонталь» и т. д. Особое внимание уделяется специфике российского пространства и времени и воздействию российского пространственно-временного континуума на ход фундаментальных исторических трансформаций. Констатируется, что существуют определенные российские исторические (а не только географические) условия, обстоятельства и механизмы развития этих процессов. И одним из определяющих моментов здесь является псевдоморфность, постоянное воспроизведение в пространстве российской истории феномена псевдоморфозы, что делает ее – в России и для России – способом и типом развития. Помимо этого в статье анализируется влияние активного исторического субъекта на протекание трех вышеназванных фундаментальных процессов, а также роль насилия в реализации колонизационных и модернизационных проектов и формы сопротивления, выступающего как реакция на эманацию насилия.
Психолог, 2013-7
Королев С.А. - Сновидения как эманация «общественного подсознания». Статья первая. Постановка проблемы c. 135-168

DOI:
10.7256/2306-0425.2013.7.10402

Аннотация: В статье анализируется вопрос о том, каким образом отражаются в сновидениях те или иные социальные реалии, как они обозначают себя в пространстве сна и каково эмоциональное отношение индивидов к этой новой, уже сновидческой, реальности. Автор пытается выявить, как выстраиваются и взаимодействуют между собой своего рода «элементы реальности», проникающие в ткань сновидения, и каковы особенности подобного рода комбинаторики. Другой важной проблемой, которой уделяется внимание в статье, является специфика пространства и времени сновидения. Исследователь опирается в первую очередь на концептуализацию Г.К. Юнга, идею З. Фрейда о типических сновидениях и размышления А. Бергсона о роли воспоминаний в генерировании сновидений. Автору представляется вполне разумным сочетание различных подходов к изучению сновидений, воплощенных в концепциях ряда крупных ученых и мыслителей (З. Фрейд, Г.К. Юнг, А. Бергсон, Э. Фромм и т. д.). В данном исследовании использованы прежде всего материалы из социальных сетей, записи, описывающие сновидения конкретных пользователей. В связи с чем в публикации содержится краткая характеристика соцсетей как крайне важного и полезного для осмысления реалий современного российского общества и понимания специфики бытия индивидов в этом обществе источника. Автор констатирует, что поскольку существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, есть и некая типологическая модель отражения в сновидениях стандартных, повторяющихся ситуаций. В исследовании используется относительно новый для отечественных социально-гуманитарных дисциплин термин «общественное подсознание». Очевидно, подобная интерпретация надиндивидуального компонента сновидений является достаточно оригинальной. При этом подчеркивается определенная метафоричность данного термина и акцентируется отличие его содержания от юнговского «коллективного бессознательного», которое является продуктом наследуемых структур мозга. Вместе с тем, анализируя отношение сновидцев к «явленным» им снам, автор вынужден констатировать, что это погружение, в основном, в негативную реальность и негативные эмоции, – вывод, который коррелирует с размышлениями многих других исследователей, занимавшихся данной проблематикой.
Философская мысль, 2013-5
Королев С.А. - Микроструктуры в российском пространстве власти: архетипы и механизмы функционирования c. 103-165

DOI:
10.7256/2306-0174.2013.5.546

Аннотация: В статье анализируются механизмы функционирования микроструктур в российском пространстве власти. Основное внимание концентрируется при этом на ряде типологических и/или архетипических структур, важнейшей из которых является двор (дом-двор). Речь идет как о нормативных параметрах функционирования данного микросоциума, изложенных в частности, в известном сочинении XVI в. «Домострой», так и о реальных практиках отправления власти в такого рода микрокосмах власти, часто выходящих за рамки нормативности. Рассматриваются также два типа микросоциумов, существующих в глобальном пространстве власти, – «церковь» и «секта». Они основаны на двух типах дисциплины – авторитарной дисциплине и дисциплине косвенного регулирования. Автор исследует ситуацию сосуществования авторитарной дисциплины и дисциплины самоорганизации, с одной стороны, и технологий власти и механизмов контроля, с другой, называя своеобразный баланс между ними дисциплинарным равновесием. Автор обращает внимание на универсальность принципов организации социума на микро- и макроуровне, при этом важнейшем инструментом структурирования микросоцуума властью становится иерархизация. Отмечается, что в российском пространстве на макроуровне определяющими всегда являлись жесткие, монголоморфные технологии. Но на микроуровне в течение столетий, начиная с системы, описанной в «Домострое», доминировали автохтонные технологии.
Филология: научные исследования, 2013-2
Королев С.А. - Советское/антисоветское: прототипы и смыслы

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.8975

Аннотация: В статье рассматриваются идейно-политические коннотации романов И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок». Автор скептически относится к версиям об антисоветских и антитроцкистских импликациях этих произведений (М.П. Одесский и Д.М. Фельдман). Параллельно исследуется вопрос о прототипах Остапа Бендера, «Кисы» Воробьянинова и Васисуалия Лоханкина. Автор показывает, что одним из фигурантов, фрагменты биографии которого были использованы соавторами при создании образа Воробьянинова, был видный монархист, депутат II, III и IV Государственной думы В.В. Шульгин. Что, по мнению автора, в значительной степени обесценивает версию об «антисоветскости» романов. Что же касается значения и смыслов созданного Ильфом и Петровым образа Лоханкина, то автор, вслед за Надеждой Мандельштам, считает, что эта фигура являет собой советоморфный пасквиль на русскую интеллигенцию, и вступает по этому поводу в полемику с некоторыми авторитетными литературоведами (С.Я. Лурье, Ю.К. Щеглов), считающими подобный подход неадекватным. Наконец, автор дает собственную классификацию прототипов литературных персонажей, подчеркивая при этом, что отношения «прототип — персонаж» — достаточно сложные, более того, обратимые, и в каких-то случаях вымышленный персонаж начинает определять бытие в культуре своего реального прототипа.
Психология и Психотехника, 2012-11
Королев С.А. - «Дисциплинарные сны» как феномен «общественного подсознания». Опыт систематизации
Аннотация: В статье актуализируется не столь распространенное в наших социально-гуманитарных науках понятие «общественное подсознание». Автор подчеркивает, что это понятие следует отличать от «коллективного бессознательного» К.Г.Юнга как от продукта наследуемых структур мозга. Рассматривается значительный пласт (более двухсот) записей из социальных сетей, фиксирующих сновидения, касающиеся бытия индивида в таких дисциплинарных структурах, как армия и студенческое общежитие. Автор констатирует, что существует некая общая матрица восприятия и оценки социальных реалий, стоящая как бы над особенностями индивидуального подсознания. И этот слой подсознания, явленный субъектам в снах и ставший доступным исследователям благодаря появлению соответствующих записей в социальных сетях, является важным материалом для понимания реалий современного российского общества и существующих в нем структур сознания.
Философия и культура, 2012-8
Королев С.А. - Двусмысленность истории: фундаментальные процессы в российском пространстве власти
Аннотация: В статье рассматривается специфика протекания фундаментальных исторических процессов в России – модернизации, колонизации, глобализации. Автор подчеркивает, что эти процессы имеют весьма сложную структуру – не только в том смысле, что представляют собой констелляцию множества элементов, но и потому, что они включают в себя целый ряд разнонаправленных векторов. В соответствии с этой презумпцией анализируется единый симбиотический процесс модернизации/демодернизации; процесс деколонизации как неизбежное порождение того типа колонизации, который на протяжении веков доминировал в России; а также противоречия процесса глобализации, прежде всего, с точки зрения асинхронности экономической и социокультурной его составляющих.
Филология: научные исследования, 2012-4
Королев С.А. - Бессмертие властителя. Ленин как герой (псевдо)народного мифа
Аннотация: В статье рассматривается весьма любопытный феномен появления Ленина в качестве героя русской народной сказки в первые годы после революции 1917 года. В поле зрения автора оказываются прежде всего сюжеты, связанные с бессмертием или воскрешением властителя. Автор полагает, что рассматриваемый феномен, по всей видимости, имеет больше отношения к народному мифу, народной вере, нежели к сказке как к сложившейся фольклорной и литературной форме. При этом подчеркивается, что даже при наличии определенной фольклорной основы «сказки о Ленине» несут на себе отпечаток явно привнесенной литературности и очевидных идеологически актуальных вкраплений.
Филология: научные исследования, 2012-2
Королев С.А. - Поэзия власти: стихосложение как социокультурный код
Аннотация: В статье рассматривается своеобразный феномен «поэзии власти» в России/СССР/России, иными словами, причины, формы и следствия странной приверженности людей власти к поэзии, к ремеслу стихосложения. Автор касается стихотворного творчества Сталина, тяги к поэтическому творчеству Троцкого, роли стихосложения в интеллектуальном сегменте партийной элиты, в среде консультантов и спичрайтеров первых лиц КПСС и советского государства. В поле зрения оказывается творчество ряда крупных государственных деятелей советского времени, от Евгения Примакова и Евгения Сабурова до Анатолия Лукьянова. «Кейсу Лукьянова», который был вполне состоявшимся и профессиональным поэтом, в статье уделяется особое внимание. В работе также рассматривается эволюция стихосложения как социокультурного кода от Пушкина и декабристов до позднего СССР и нынешних времен так называемого гламура, гламуризации культуры. В заключение автор констатирует, что в современной России сложился тип власти, который в состоянии обойтись и обходится без поэзии.
Философия и культура, 2011-6
Королев С.А. - Микросоциумы в российском пространстве власти
Аннотация: В статье рассматриваются два типа микросоциумов, существующих в глобальном пространстве власти, – «церковь» и «секта». Они основаны на двух типах дисциплины – авторитарной дисциплине и дисциплине косвенного регулирования. Автор исследует ситуацию сосуществования авторитарной дисциплины и дисциплины самоорганизации, с одной стороны, и технологий власти и механизмов контроля, с другой, называя своеобразный баланс между ними дисциплинарным равновесием. Автор обращает внимания на универсальность принципов организации социума на микро- и макроуровне, при этом важнейшем инструментом структурирования микросоцуума властью становится иерархизация. Отмечается, что в российском пространстве на макроуровне определяющими всегда являлись жесткие, монголоморфные технологии. Но на микроуровне в течение столетий, начиная с системы, описанной в «Домострое», доминировали автохтонные технологии.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"