по
Современное образование
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редколлегия > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Майер Роберт Валерьевич
Современное образование, 2019-2
Майер Р.В. - Концепт "Физическое поле” и особенности его использования при формировании в сознании обучаемого научной картины мира c. 75-81

DOI:
10.25136/2409-8736.2019.2.27542

Аннотация: Объектом исследования является процесс изучения гравитационного, электромагнитного и других физических полей. Цель исследования: 1) с позиций дидактики и когнитивной лингвистики проанализировать формирование концепта “физическое поле”, являющегося ядром концептополя, объединяющего “гравитационное поле”, “электрическое поле”, “магнитное поле”, “электромагнитное поле”, “поле ядерных сил” и др.; 2) выявить образно-перцептивный компонент концепта, его структуру и основные когнитивные признаки; 3) изучить особенности их репрезентации в курсах "Физика", "Концепции современного естествознания" и "Естественнонаучная картина мира". Использовались методы: 1) анализ определений концепта, выявление основных когнитивных признаков; 2) изучение чувственно-наглядного образа, формируемого в сознании обучаемого; 3) семантико-когнитивный анализ учебных текстов; 4) построение семантической модели. В результате количественного анализа различных учебников установлено, что концептуализация “физического поля” в первую очередь предполагает изучение следующих когнитивных признаков: “физическое поле – форма материи”, “гравитационное поле”, “поле тяготения”, “поле тяжести”, “электрическое или электростатическое поле”, “магнитное поле”, “электромагнитное поле”, “полевая картина мира (концепция, теория)”.
Современное образование, 2016-4
Майер Р.В. - Об измерении сложности учебного текста по естественно научным дисциплинам c. 56-64

DOI:
10.7256/2409-8736.2016.4.19501

Аннотация: Статья посвящена проблеме оценки дидактической сложности учебного текста. Введено понятие дидактической сложности как характеристики, которая пропорциональна времени, требуемому для усвоения информации, представленной в тексте. Предложены единые критерии оценки сложности научных понятий по различным естественно научным дисциплинам. Обосновано, что дидактическая сложность изучаемых в школе вопросов определяется разнообразием и абстрактностью качественных и математических моделей. Проанализированы современные учебники по природоведению, географии, биологии, физике, химии, и произведено их попарное сравнение друг с другом. В статье рассматриваются два метода определения дидактической сложности учебных текстов: 1) путем подсчета количества научных терминов и учета их сложности с помощью компьютера; 2) методом парных сравнений различных текстов друг с другом. Новизна исследования заключается в следующем: 1) предложены критерии оценки дидактической сложности научных понятий; 2) рассмотрены способы оценки сложности учебного текста путем подсчета числа терминов с помощью компьютерной программы и методом парных сравнений; 3) проанализированы результаты экспертной оценки учебников с точки зрения сложности качественных и количественных моделей.
Кибернетика и программирование, 2015-2
Майер Р.В. - Численный метод решения краевой задачи для колеблющейся мембраны c. 59-67

DOI:
10.7256/2306-4196.2015.2.14454

Аннотация: В статье рассмотрен простой метод численного решения двумерного волнового уравнения, который позволяет промоделировать следующие явления: 1) распространение и отражение волн; 2) изменение длины волны при ее переходе из одной среды в другую; 3) интерференция волн от нескольких когерентных источников; 4) образование стоячей волны; 5) огибание волной препятствий, дифракция волн; 6) вынужденные колебания упругой пластины; 7) свободные колебания упругой пластины произвольной формы; 8) автоколебания упругой пластины. Используются метод математического моделирования, метод численного решения дифференциальных уравнений в частных производных, а также метод цветного отображения двумерных полей на экране. Новизна работы состоит в том, что в ней представлены две простые компьютерные программы, написанные в среде Free Pascal, позволяющие промоделировать достаточно большую совокупность явлений, связанных с распространение волн в двумерных средах и колебаниями упругой пластины. Предлагаемые программы могут быть использованы при изучении численных методов и основ компьютерного моделирования.
Современное образование, 2015-1
Майер Р.В. - Компьютерная двухкомпонентная вероятностная модель изучения дисциплины
c. 42-52

DOI:
10.7256/2409-8736.2015.1.13701

Аннотация: Статья посвящена решению основной задачи математической теории обучения, которая состоит в определении уровня знаний ученика при изучении им некоторого курса. Предполагается, что вся усвоенная учебная информация условно разделяется на две категории: 1) непрочные знания, которые быстро забываются; 2) прочные знания (навыки), сформированные в результате многократного обращения ученика к данному элементу учебного материала (ЭУМ) и забывающиеся медленно. Предлагаемая имитационная модель также учитывает зависимость коэффициента усвоения и времени обращения ученика к изучаемому вопросу от знаний ученика. Для решения поставленной проблемы используется метод анализа и синтеза сложных систем, методы математического и компьютерного (имитационного) моделирования. Научная новизна состоит в том, что доказана возможность построения двухкомпонентной вероятностной модели изучения некоторой дисциплины, которая учитывает: 1) вероятности обращения ученика к новому вопросу или к ЭУМ из предыдущих тем; 2) повышение доли прочных знаний при увеличении числа обращений ученика к данному ЭУМ; 3) уменьшение времени работы с данным ЭУМ при увеличении количества обращений к нему; 4) увеличение коэффициента научения для данного ЭУМ по мере увеличения суммарного количества знаний и/или знаний этого ЭУМ. Модель позволяет проследить динамику роста суммарных знаний ученика и знаний каждой темы.
Кибернетика и программирование, 2014-6
Майер Р.В. - О применении вычислительных экспериментов при изучении физики c. 74-84

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.6.13483

Аннотация: Рассматривается проблема использования учебных вычислительных экспериментов (УВЭ) при изучении физических явлений. Под УВЭ понимается эксперимент над математической моделью объекта, проводимый с помощью ЭВМ с целью обучения. Совокупность упрощенных вариантов научных вычислительных экспериментов, адаптированных к условиям обучения, образуют систему УВЭ. В статье проанализированы примеры использования учебного вычислительного эксперимента для: 1) изучения намагничивания ферромагнетика, получения кривой намагниченности и петли гистерезиса; 2) исследования хаотических колебаний маятника Дафинга, возникновения бифуркации при изменении профиля потенциальной ямы, изучения сечения Пуанкаре и эволюции фазового объема.  Применяются методы математического и компьютерного (имитационного) моделирования, предполагающие построение математической модели и создание компьютерной программы, имитирующей изучаемое явление на основе численного решения соответствующей системы уравнений. Новизна работы состоит в том, что в ней предложены четыре простые компьютерные программы на языке Pascal, позволяющие:  1) получить кривую намагниченности и петлю гистерезиса для ферромагнетка в изменяющемся магнитном поле; 2) промоделировать колебания маятника Дафинга; 3) изучить переход осциллятора в хаотический режим при изменении профиля потенциальной ямы; 4) получить сечение Пуанкаре и изучить эволюцию фазового объема для маятника Дафинга. 
Современное образование, 2014-4
Майер Р.В. - Оптимизация времени изучения элементов учебного материала различной важности: моделирование на компьютере c. 51-63

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.4.13274

Аннотация: Различные элементы учебного материала имеют неодинаковую важность для понимания последующих вопросов изучаемого курса и выполнения заданий итогового контроля. Используя метод экспертных оценок, в принципе можно определить важность того или иного вопроса. Предметом исследования является процесс изучения учеником последовательности вопросов неодинаковой важности. На изучение важных вопросов должно быть отведено больше времени, а некоторые вопросы, значение которых мало, вообще не следует рассматривать. Статья посвящена проблеме оптимизации времени изучения отдельных элементов учебного материала различной важности, при которой результат обучения достигает максимума. Для решения сформулированной выше оптимизационной задачи использовались методы системного анализа, математического и компьютерного моделирования, алгоритмизации и программирования. Научная новизна работы заключается в следующем: 1) впервые сформулирована проблема оптимизации времени изучения элементов учебного материала различной важности; 2) проведена серия вычислительных экспериментов, в ходе которых получено несколько оптимальных распределений времени изучения вопросов различной важности при тех или иных параметрах модели; 3) на основе анализа полученных результатов установлены закономерности оптимального распределения времени и уровня усвоения учащимися вопросов, имеющих различную важность.
Кибернетика и программирование, 2014-4
Майер Р.В. - Использование вычислительных экспериментов при изучении волновых процессов в линейных и нелинейных средах c. 57-65

DOI:
10.7256/2306-4196.2014.4.12683

Аннотация: В вузовском курсе физики рассматриваются различные волновые процессы: отражение и прохождение импульса через границу раздела двух сред, интерференция, распространение волны в диспергирующей среде, образование и взаимодействие солитонов. При этом важно, чтобы экспериментальные и теоретические методы изучения этих явлений сочетались с использованием компьютерных моделей, которые позволяют сформировать наглядный образ явления и проанализировать их протекание при различных условиях. Предметом исследования являются простые компьютерные модели и вычислительные эксперименты, позволяющие изучить волновые процессы в одномерных линейных и нелинейных средах. Применяются методы математического и компьютерного моделирования, которые состоят в построении математической модели и создании компьютерной программы, имитирующей изучаемое явление на основе численного решения соответствующей системы уравнений. Новизна работы состоит в том, что предлагаются три простые компьютерные программы на языке Pascal, моделирующие распространение импульса в одномерной среде, его отражение от границы раздела двух сред и прохождение во вторую среду, распространение волны в диспергирующей среде, образование различных солитонов и их взаимодействие. Анализ результатов компьютерного моделирования позволяет утверждать, что использование вычислительных экспериментов, основанных на моделировании одномерной среды системой связанных пружинных или математических маятников или решении уравнения синус-Гордона, действительно позволяют изучить волновые процессы на более высоком уровне, сформировать интерес к физике и информационным технологиям.
Современное образование, 2014-3
Майер Р.В. - Об использовании подключенного к ПЭВМ оптодатчика в учебных опытах по механике c. 69-80

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.3.11839

Аннотация: Настоящая статья посвящена проблеме совершенствования демонстрационных и лабораторных экспериментов по механике в вузе. В ней проанализированы учебные физические эксперименты, в которых используется измеритель скорости, состоящий из оптодатчика, схемы сопряжения и персонального компьютера. Рассмотрены следующие опыты: 1) экспериментальное подтверждение второго закона Ньютона; 2) проверка закона сохранения момента импульса; 3) изучение затухающих колебаний физического и крутильного маятников; 4) реактивное движение колеса Сегнера; 5) изучение вращения тела в вязкой среде. В работе используется метод физического эксперимента, заключающийся в создании таких условий опыта, при которых изучаемое явление может быть изучено наиболее оптимальным образом. Основу методологии составляют работы ученых–методистов по проблемам обучения физике. Научная новизна заключается в совершенствовании методики экспериментального изучения законов динамики, закона сохранения момента импульса, затухающих колебаний, реактивного движения, вращения тела в вязкой среде. Использование рассмотренных физических экспериментов в учебном процессе способствует пониманию законов механики на более высоком уровне, повышению интереса к физике и информационным технологиям.
Современное образование, 2014-2
Майер Р.В. - Компьютерная модель общества и ее использование при изучении социально-экономических процессов c. 22-30

DOI:
10.7256/2306-4188.2014.2.11471

Аннотация: В статье рассматривается проблема создания учебной компьютерной модели экономического и демографического развития общества и ее использование при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов. Предметом исследования является методика обучения студентов вузов использованию компьютерного моделирования для исследования социальных систем. Предлагаемая учебная модель общества позволяет объяснить, как осуществляется построение структурной модели современного общества, создание математической модели, разработка алгоритма и написание программы. Также осуществляется анализ результатов моделирования в различных ситуациях (стабильное развитие, кризис, выход из кризиса). Для создания учебной компьютерной модели общества использовались: метод системного анализа, метод математического моделирования, метод имитационного моделирования, метод алгоритмизации и программирования. Методологической основой разработки предлагаемого элемента учебного материала являются современный дидактические и методические принципы, лежащие в основе изучения информатики, программирования и компьютерного моделирования. Научная новизна заключается в следующем: 1) разработана достаточно простая учебная компьютерная модель демографического и экономического развития общества; 2) проведен анализ возможностей ее использования при изучении основ компьютерного моделирования социально-экономических процессов; 3) представлен текст компьютерной программы, что делает упрощает использование предлагаемой модели преподавателями других вузов.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.