по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Online First Pre-Publication > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Попова Ольга Владимировна
Психология и Психотехника, 2015-4
Попова О.В. - Социально-психологические факторы распространения насилия (на примере анализа дедовщины в армии)

DOI:
10.7256/2454-0722.2015.4.14573

Аннотация: Дедовщина, как широко распространившаяся форма экстремизма в современной армии, характеризуется неуставными унижающими человеческое достоинство (насильственными) отношениями среди военнослужащих срочной службы. В статье представлено исследование качественных уровней, модальностей дедовщины (таких как , социокультурная, философско-психологическая, этическая), фиксирующих многообразие факторов, влияющих на формирование агрессии и распространение насилия в армейской среде. Также рассмотрены психологические механизмы, обеспечивающие психологическую безопасность и моральное самоуспокоение. К ним относятся: моральное оправдание, подмена понятий, выгодное сравнение, перекладывание ответственности, распределение ответственности, игнорирование или искажение последствий, дегуманизация, приписывание вины. Автор опирается на концептуальные положения психологии А. Бандуры, выделившего наиболее типичные оправдательные механизмы, позволяющие отклоняться от жестких моральных притязаний, не испытывая чувства самонеуважения. Исследуя философско-психологические факторы "дедовщины", являющиеся своего рода оправдательными механизмами этого явления,автор приходит к выводу, что они выступают паттернами избежания самонаказания и потери самоуважения вследствие совершения предосудительных действий. Они могут не артикулироваться в момент совершения акта насилия, но, как правило, присутствуют в последующей рефлексии над своим поведением, когда происходит конфликт ценностей сформированных армейской средой и ценностей социального пространства, где идея насилия маргинализируется или носит завуалированные формы.
Философия и культура, 2015-3
Попова О.В. - «Быть телом» или «иметь тело», «быть проектом» или «иметь проект»

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.3.10988

Аннотация: В статье рассматриваются основные модели репрезентации телесности в этико-философской перспективе. Автор выделяет следующие подходы («парадигмы) репрезентации концептов «тело», «телесность» в современной философии: 1) «парадигма» бытия (экзистенциальный, холистический подход к телу); 2) «парадигма» обладания (инструментальное, функциональное понимание телесности); 3) «парадигма» конструирования (тело как проект, артефакт технологий). Каждая из данных моделей подразумевает определенный нормативный контекст и задает тот или иной способ формирования антропологических границ и антропологической нормы. Применяя историко-философский подход и этический анализ автор демонстрирует, как в жизни современного человека «разыгрывается» диалектика бытия, обладания и конструирования. Автор приходит к выводу, что в эпоху интенсивного технологического развития «техники тела» как результат внешнего социокультурного преобразования биологического субстрата (телесности) постепенно трансформируются в техники тела как результат симбиоза жизни и технологии. Потенциальное встраивание биотехнологий в человеческое тело, воспроизводящее эффекты социализации и обучения, появление которых ранее зависело от культуры, способствует формированию новых способов "заботы о себе."
Психология и Психотехника, 2014-8
Попова О.В. - Феномен «голой жизни» в контексте конструирования смерти человека

DOI:
10.7256/2454-0722.2014.8.12448

Аннотация: В статье проводится аналогия между сущностными характеристиками пространства лагеря и палаты интенсивной терапии современной больницы. Лагерь рассматривается как биополитическая матрица современного мира, структура, порождающая феномен жизни, лишенной политической воли и права голоса («голой жизни» - в терминологии Дж. Агамбена. В статье исследуется, каким образом стратегия формирования «голой жизни» определяет этико-гносеологический формат отношения к пациенту с диагнозом «смерти мозга». Процесс конструирования отношения к смерти сопряжен с выстраиванием деонтологии умирания, соответствующей парадигме смерти, разделяемой сообществом. В технологически развитом мире она оказывается подключена к закону воспроизводства человеческих ресурсов и обмена социальными благами (донорства) Используется методология междисциплинарных исследований: анализ проблем современной медицины (в частности, проблем донорства и смерти мозга) проводится путем привлечения философского понятийно-категориального аппарата. В статье впервые в отечественной философии продемонстрировано влияние представлений о «голой жизни» на формирование дискурсивного поля и тезауруса современной философии сознания, а также показано, что настороженное отношение к донорству и констатации смерти мозга вызывается воздействием различных культурных феноменов: художественной литературы, произведений кинематографии, изобразительного искусства и т.д. Они обращены к массовому читателю (зрителю), способствуя формированию общественного мнения относительно жизни и смерти и должны быть осмыслены, чтобы дать адекватные ответы на проблемы, волнующие массовое сознание.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.