по
Человек и культура
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Полищук Виктор Иванович
Философия и культура, 2015-10
Полищук В.И., Гумерова Г.А. - Судьба и идеи философии

DOI:
10.7256/2454-0757.2015.10.14128

Аннотация: Рассматривается современное состояние философии как особой сферы исследования и учебного курса, используется понятие «вера философов» как вера в себя, в своё естество, в своего «внутреннего человека». О такой вере знали отечественные философы-профессионалы, многие исповедовали её, но негласно. В аудиториях они говорили об ином: о политике, о науке, об искусстве, о закономерностях бытия и познания. Проблемы самой философии, таким образом, подменялись философскими проблемами политики, науки, искусства и т.п. Предполагается, что философия культуры станет последней философией «чего-то», на смену которой придёт философия человека с соответствующей идеей. Используется аналитический и компаративистский методы исследования, что обусловлено необходимостью выявления идейной сущности в понимании действительной ценности и выяснения проблемного статуса философии. Делается вывод о том, что идеей новой философии станет образовательная культура как вид бытия, создаваемый его носителем и определяющий, поэтому, всё своеобразие вида человек. Строго говоря, даже в систематизированном виде современная философия культуры всё ещё остаётся в границах, очерченных Гегелем. По логике, ей на смену придёт философия человека с соответствующей идеей. В статье подчеркивается: не философия о человеке, а философия самого человека, рождённая его независимым мышлением.
Философия и культура, 2014-12
Полищук В.И. - Понятие «мера» в философии культуры Николая Кузанского

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.12.13410

Аннотация: Мера обычно не рассматривается в числе культурологических понятий. Между тем, как полагает автор, она многое объясняет в культуре. Достаточно указать на тот, в общем-то, очевидный факт, что культура является своеобразной мерой человеческого бытия. Николай Кузанский не выделял понятие меры как особый предмет познания. Однако использовал его в изложении своих мыслей очень часто, поскольку мера для него служила средством определения иных понятий, таких как «учёное незнание», «абсолютный максимум», «неиное». Но в понимании им абсолютной или «точнейшей меры всех сущностей» имеется определённая тонкость, которую философ скорее подразумевал, не считая нужным, может быть, из-за её очевидности, останавливаться на ней специально. Автором применены в статье правила дедуктивной и индуктивной логики, необходимые аналитические процедуры, герменевтический и феноменологический методы. «Учёное незнание» необходимо для постижения «ничто» как абсолютного единения и меры бытия. Какого бытия? Ответ автора: человеческого, то есть бытия культуры. Вряд ли утверждение о том, что всё учение Кузанского можно отнести к философии культуры, к её онтологии, в частности, будет преувеличением. Понимание равнозначности обеих сторон меры, а также признание факта, что современная цивилизация – это преимущественное развитие метрической стороны меры, обязывает настаивать на особой значимости другой – аксиатической – её стороны.
Философия и культура, 2014-9
Полищук В.И. - Мера в культуре: становление категории и принципа

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.9.12633

Аннотация: Известно много исследований по самым различным понятиям и категориям, где анализируется их роль в познании и практической деятельности. Но мере, значение которой в жизни и в культуре было осознано вполне отчётливо ещё древними мыслителями, уделяется не так уж много внимания. О мере знали в античности, связывали её с потаённым чувством самобытности всего сущего. В XX в., исследуя меру, выделяли качество и количество в их обособленности и взаимосвязи, предполагая, что они и составляют её содержание. А когда речь заходила об анализе меры самой по себе, то исследовались не столько понятие, сколько меры каких-либо объектов. Статья представляет собой историко-культурологическое исследование, в рамках которого использовался аналитический, диахронический, сравнительно-исторический (компаративистский) методы. Мера, если рассматривать её как принцип деятельности, обладает двойственностью. С одной стороны, она есть то, чем, по словам Аристотеля, познается количество. Эту сторону можно определить как измерительную, или метрическую. Другая сторона меры является качеством, которым оцениваются те или иные свойства. Её можно определить как оценочную, или аксиатическую. Две стороны деятельности – измерительная и оценочная – выражали различ¬ные отношения человека к миру.
Философия и культура, 2014-5
Полищук В.И. - История и культура в философии культуры

DOI:
10.7256/2454-0757.2014.5.11856

Аннотация: В статье решается вопрос о совпадении (или несовпадении) исторического и культурного развития. Показано, что история представляет собой естественный и относительно стихийный процесс становление вида человек, а его культура является соответствующим ему видом бытия. Создавая свой собственный вид, человек, устраняя стихийность и естественность в своём развитии, создаёт и видимость бытия, превращая, таким образом, историю в культуру, которой он всегда не удовлетворён, поскольку не свободен в ней. В статье применена методология общенаучных исследований. В частности, используется гипотетико-дедуктивный, аналитический и компаративистский методы. Изложен авторский взгляд на культуру как вид, специфика которого состоит в том, что он создаётся самим субъектом. Создавая свой собственный вид, человек, устраняя стихийность и естественность в своём развитии, создаёт и видимость бытия, превращая, таким образом, историю в культуру, которой он всегда не удовлетворён, поскольку не свободен в ней. Показано, что история представляет собой естественный и относительно стихийный процесс становление вида человек, а культура является соответствующим ему видом бытия.
Филология: научные исследования, 2014-3
Полищук В.И. - Франц Кафка: познание жизни и любовь к бытию

DOI:
10.7256/2454-0749.2014.3.12334

Аннотация: Творчество Франца Кафки представлено в статье в связи с вехами его биографии. Писатель считал, что в его произведениях не нужно искать идей или всё объясняющих рассуждений, потому что всего этого в них просто нет. Но его мнение не предохранило его произведения от поисков в них намёков, иносказаний, особого подтекста и т.п. В статье, приуроченной к 90-летию со дня смерти писателя, показано, что он, несмотря на скудость его биографии, хорошо знал жизнь, общество, человека, безрадостность своего окружения. Поэтому предпочитал бытие в самом себе. В статье использован биографический метод, то есть повествовательное изображение жизни писателя Кафки, а также аналитический, историко-культурологический и сравнительно-исторический. Трагедия Кафки в том, что его открытие абсурда как нормы бытия стоило ему жизни. Он не хотел мириться с видимостью жизни и её очевидными нелепостями, он хотел освободиться от абсурдного мира, и освободить его, не «разорвав». Но если не разрывать, если освобождаться от него и освобождать его самого, то сделать это можно, будучи последовательным, освободившись и от жизни.
Психология и Психотехника, 2012-4
Полищук В.И. - Три ответа на вопрос о человеке
Аннотация: Предлагается авторский взгляд на различные решения проблемы человека в истории культуры. Данная проблема формулируется как вопрос о том, что делает человека человеком. Выделяются три основных ответа на поставленный вопрос: человек становится самим собой, лишь возвышаясь над мирскими привязанностями, либо стремясь познать окружающий мир, либо познавая самого себя. Очевидно, что современная (научно-техническая) цивилизация – это второй ответ на вопрос о человеке. Он губителен и для природы, и для самого человека. Многие мыслители прошлого указывали на эффективность третьего ответа, в котором видели возможность спасения культуры.
Психолог, 2012-2
Полищук В.И. - Человек в мире и мир в человеке c. 106-135
Аннотация: Аннотация: предлагается авторский взгляд на различные пути решения проблемы человека в истории культуры. Данная проблема формулируется как вопрос о том, что делает человека человеком. Выделяются три основных ответа на этот вопрос: человек становится самим собой, лишь возвышаясь над мирскими привязанностями, либо стремясь познать окружающий мир, либо познавая самого себя. Впрочем, второй и третий ответы схожи друг с другом, поскольку решение проблемы человека связаны в них с наличным бытием.
Философская мысль, 2012-1
Полищук В.И. - Идея культуры c. 204-217
Аннотация: Аннотация: краткий обзор мнений о предмете философии культуры, о роли философии в культуре делает необходимым обоснование категории «идея культуры», которая проявляет себя в создании человеком «вида» и «видимости». Последняя понимается не как иллюзия, а как мир, существующий в качестве способности человека видеть. Выдвигается гипотеза о рождении нового образа культуры, провозвестницей которого является современная философия культуры.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"