Княжицкая Т.В. —
Витражная мастерская русско-финского художника Владимира Сверчкова в Германии в 1860-1870-е гг.
// Культура и искусство. – 2019. – № 10.
– С. 51 - 71.
DOI: 10.7256/2454-0625.2019.10.29321
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_29321.html
Читать статью
Аннотация: Цель работы – выявить хронологию деятельности мастерской В.Д.Сверчкова и место этого жизненного и творческого этапа в биографии художника, уточнить данные по ассортименту выпускаемой продукции, охарактеризовать способы взаимодействия различных мастеров и роль владельца мастерской в процессе создании витражей, а также определить круг его заказчиков. Статья основана на большом круге источников на русском, немецком и финском языках: архивных и периодических материалах, воспоминаниях о художнике, современных исследованиях российских и зарубежных авторов.
Использованы исторический и иконографический методы изучения темы. Статья основана на большом круге источников на русском, немецком и финском языках: архивных и периодических материалах, воспоминаниях о художнике, современных исследованиях. Выявленный круг витражей характеризует их как характерные образцы немецкой школы витражного искусства. Будучи привезёнными в Россию не только в качестве украшения зданий, но и как экспонаты для художественно-промышленных музеев, витражи Сверчкова являлись наглядными пособиями, образцами высочайшего уровня художественного исполнительского мастерства и тем самыми дали толчок для развития искусства витража в России и в Финляндии в 1890—1900-е годы.
Abstract: The goal of this research is ti determine chronology of the activity of W. Swertschkoff’s stuido and role of this stage of life and work in biography of the painter; clarify the assortment of his works; characterizes the methods of interaction of different masters and the role of studio’s owner in the process of creation of the stained glass artworks; as well as outline the circle of his customers. The article leans on the extensive range of source in Russian, Finnish, and German languages: archival materials, periodicals, reminiscences of the painter, modern research of the Russian and foreign authors. The historical and iconographic methods are applied. The determined range of stained glass artworks characterizes them as the typical examples of the German school of stained glass art. Being brought to Russia not only as ornamentation for buildings, but also as exhibits for museums of industrial and applied arts, stained glass artworks of W. Swertschkoff were a visual aid, examples of highest level of artistic mastery, and thus, contributed to development stained glass art in Russian and Finland in the 1890’s – 1900’s.