по
Philosophical Thought
12+
Journal Menu
> Issues > Rubrics > About journal > Authors > About the journal > Requirements for publication > Editorial collegium > Peer-review process > Policy of publication. Aims & Scope. > Article retraction > Ethics > Online First Pre-Publication > Copyright & Licensing Policy > Digital archiving policy > Open Access Policy > Article Processing Charge > Article Identification Policy > Plagiarism check policy > Editorial board
Journals in science databases
About the Journal

MAIN PAGE > Back to contents
Publications of Fedorova Yulia
Philosophical Thought, 2015-10
Fedorova Y. - The 'Female Issue' in Islam: Discourse about the Status of a Woman in a Modern Islamic Society pp. 102-128

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.1673

Abstract: In her article Fedorova analyzes the modern scientific discourse on so called 'female issue' in Islam. The first part of the article is devoted to a circle of problems related to stereotyped images of a totally 'rightless' position of Muslim women. In the first part of the article the author also describes the sources of the development of such stereotypes in the West and Russia. The second part of the article is devoted to the description of alternative points of view on the aforesaid issue presented by both Muslim scientists and their European colleagues as well as the concept of equality in Islam versus Western interpretation thereof. The research is based on the methodology of the comparative historical and conceptual analysis as well as the method of analyzing results of surveys and gender researches in Islam. The author concludes that Islam does not always mean repressino of women as it looks like if we continue to follow stereotypes. Quite on the contrary, today Islam does not restrict a woman but offers her a peculiar sytem of social and legal coordinates based on the principle of functional differentiation of genders and specific Islamic understanding of equality. 
Litera, 2015-3
Fedorova Y. - Avicenna and Attar of Nishapur: two versions of the legend of the legend of the birdТs/soulТs on the quest for God pp. 62-90

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.3.17097

Abstract: This article is dedicated to the research of the stories of two Persian authors: the philosophical proverb “Tale of the Bird” by the most prominent representative of philosophy Avicenna (980-1037), and the “Conference of the Birds” by the illustrious poet and one of the leading representatives of the Persian philosophical Sufism Attar of Nishapur (1145/46-1221). A special attention is given to the comparative analysis of several key episodes of the stories by Avicenna and Attar: introduction to the proverb and the poem, the story of the quest in search of their King, as well as the description of the meeting between the birds and the King. Using a complex of methods of historical-philosophical and textological analysis, as well as the method of philosophical interpretation of literary text, the author successively examines how the similar story of the quest of the soul-bird for God is realized by the philosopher in a small proverb and a poet in a big poem-Masnavi, and determines a number of topics and concepts of Sufi theory and practice, referred to by the separate elements of the story in the proverb and the poem. The author concludes that the allegoric form elected by Attar and Avicenna to relate the theoretical ideas does not pose principle difficulties for understanding of the philosophical concept of both authors. Attar attempted to demonstrate the path of the human soul to God (Sufi method of cognition of God), while Avicenna attempted to describe his own spiritual experience and irrational method of learning the truth.
Philosophical Thought, 2014-7
Fedorova Y. - Islam in Perception of the Modern European Community: Stereotypes and Reality pp. 99-125

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.13036

Abstract: The article is devoted to the relations between Europeans and Muslims through history and in modern times. The author shows how Europeans formed the negative image of Islam that at first was for objective reasons (wars of religion, expansionary pretenses of the Arabian Caliphate and the Ottoman Empire and etc.) and later was caused by subjective and ideological factors. As a result of treating Muslims as intruders for many centuries, a whole number of stereotypes has been created about modern Muslims, their religion and cultural traditions. These stereotypes considerably aggravate the already tensed sociopolitical situation in the EU member states and make us again question the possibility of the positive integration of Muslims into the European community. By using the historical and conceptual analysis methodology, Yu. Fedorova analyzes a number of widely common stereotyped images of Muslims formed in the European Community and related to socio-political, judicial (legal) and religious ethical aspects of intercultural communication. The research is focused, first of all, on the politicized opinion on Islam as a powerful destructive force ad the main source of the world terrorist threat. Secondly, the research studies the opinion that Islam does not know such legal categories as equality and freedom as Europeans understand them. Thirdly, the research also covers the perception of the Islamic culture as the culture that is entirely determined by religion and trying to impose their values on Europeans. A whole range of factors make these stereotypes even stonger including religious, cultural and ethnic differences, ideological factors, political motives, socio-economic environment and etc. Therefore Yu. Fedorova believes that from the scientific point of view, it is not efficient to search for the explanation of the aforesaid problem in the conflict of cultures (European and Muslim cultures) as the two cultures separated from each other by non-overcomable boudaries of ethnic and religious differences. 
Philology: scientific researches, 2013-2
Fedorova Y. -

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.7985

Abstract:
Philosophy and Culture, 2012-8
Fedorova Y. -
Abstract:
Other our sites:
Official Website of NOTA BENE / Aurora Group s.r.o.

по
Философская мысль
12+
Меню журнала
> Архив номеров > Рубрики > О журнале > Авторы > О журнале > Требования к статьям > Редакционный совет > Редакция журнала > Порядок рецензирования статей > Рецензирование за 24 часа – как это возможно? > Политика издания > Ретракция статей > Этические принципы > Политика открытого доступа > Оплата за публикации в открытом доступе > Публикация за 72 часа: что это? > Политика авторских прав и лицензий > Политика цифрового хранения публикации > Политика идентификации статей > Политика проверки на плагиат
Журналы индексируются
Реквизиты журнала

ГЛАВНАЯ > Вернуться к содержанию
Статьи автора Федорова Юлия Евгеньевна
Философская мысль, 2015-10
Федорова Ю.Е. - "Женский вопрос" в исламе: дискурс о статусе женщины в современном исламском обществе c. 102-128

DOI:
10.7256/2409-8728.2015.10.1673

Аннотация: В статье анализируется современный научный дискурс вокруг так называемого «женского вопроса» в исламе. В первой части статьи рассматривается круг проблем, связанных со стереотипными представлениями о всецело «бесправном» положении мусульманок, а также выявляются истоки формирования этих представлений в России и на Западе. Вторая часть статьи посвящена изложению альтернативных точек зрения на указанную проблему, как ученых-мусульман так и их европейских коллег, а также вопросу о концепции равенства в исламе в сопоставлении с западным его пониманием. В основе исследования лежит методология сравнительно-исторического и понятийного анализа, а также метод анализа данных социологических опросов и работ по гендерной проблематике в исламе. Автор приходит к выводу, что ислам – это не всегда подавление женщин, как это порой выглядит, если мы продолжаем мыслить стереотипами. Скорее наоборот, в современном мире ислам не закрепощает женщину, а предлагает для нее собственную систему социально-правовых координат, в основе которой лежит принцип функциональной дифференциации полов и специфически исламское понимание равенства.
Litera, 2015-3
Федорова Ю.Е. - Ибн Сина и Фарид ад-Дин ‘Аттар: две версии легенды о странствии души-птицы к Богу c. 62-90

DOI:
10.7256/2409-8698.2015.3.17097

Аннотация: Статья посвящена исследованию сочинений двух персидских авторов: философской притчи «Послание о птицах» крупнейшего представителя фальсафы Абу ‘Али Ибн Сины (980 – 1037) и маснави «Язык птиц» блестящего поэта и одного из ведущих представителей персидского философского суфизма Фарид ад-Дина ‘Аттара (1145/46 – ок. 1221). Основное внимание сосредоточено на сопоставительном анализе нескольких ключевых эпизодов сочинений Ибн Сины и ‘Аттара: введение к притче и поэме, изложение истории путешествия птиц к их Царю, а также описание встречи птиц и Царя. Используя комплекс методов историко-философского и текстологического анализа, а также метод философской интерпретации литературного текста, автор последовательно рассматривает, каким образом схожий сюжет о путешествии души-птицы к Богу реализуется философом в небольшой притче и поэтом в крупной поэме-маснави, выявляет ряд тем и понятий суфийской теории и практики, к которым отсылают отдельные сюжетные элементы притчи и поэмы. Новизна исследования заключается в том, что текст поэмы «Язык птиц» ‘Аттара впервые последовательно сопоставляется с текстом «Послания о птицах» Ибн Сины, который заложил основы иранской традиции философского осмысления концепта «путешествие птиц». Автор приходит к выводу, что аллегорическая форма, избранная ‘Аттаром и Ибн Синой для изложения теоретических идей, все же не создает принципиальных трудностей для понимания философского замысла обоих авторов – ‘Аттар стремился показать путь души человеческой к Богу (суфийский способ богопознания), а Ибн Сина – описать собственный духовный опыт и иррациональный способ постижения истины.
Философская мысль, 2014-7
Федорова Ю.Е. - Ислам в восприятии современного европейского сообщества: стереотипы и реальность c. 99-125

DOI:
10.7256/2306-0174.2014.7.13036

Аннотация: В статье рассматриваются взаимоотношения европейцев и мусульман в исторической перспективе и на современном этапе. Автор показывает, каким образом в Европе сформировался отрицательный образ ислама и отмечает, что изначально тому способствовали объективные причины (религиозные войны, экспансионистские притязания арабского Халифата, а затем и Османской империи и т.п.), а впоследствии к ним примешивались факторы субъективного или идеологического характера. И как следствие формировавшегося веками отношения к мусульманам как к чужакам вполне закономерно возник ряд стереотипных представлений относительно современных мусульман, их вероисповедания и культурных традиций. Эти стереотипы существенно обостряют и без того напряженную социально-политическую обстановку в странах ЕC и заставляют вновь и вновь задаваться вопросом о возможности или принципиальной невозможности позитивной интеграции мусульман в европейское сообщество. Используя методологию исторического и понятийного анализа, автор анализирует ряд широко распространенных стереотипных представлений, сложившихся в европейском сообществе в отношении мусульман и касающихся социально-политического, юридического (правового) и религиозно-этического аспектов межкультурных взаимоотношений. В фокусе исследования – во-первых, политизированное представление об исламе как о мощной деструктивной силе и главном источнике мировой террористической угрозы. Во-вторых, убеждение в том, что ислам не знает понятия равенства и свободы в европейском понимании этих правовых категорий. В-третьих, восприятие исламской культуры как всецело религиозно детерминированной и стремящейся навязать Европе собственные ценности. На закрепление данных стереотипных представлений оказывает влияние целый комплекс причин: религиозно-культурные и этнические особенности, идеологические факторы, политические мотивы, социально-экономическая ситуация и т.д. И потому искать объяснение в конфликте культур (европейской и мусульманской), отделенных друг от друга непроницаемыми границами этно-конфессиональных различий, не представляется продуктивным с научной точки зрения.
Филология: научные исследования, 2013-2
Федорова Ю.Е. - Понятие истинного пути в философской поэме “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара

DOI:
10.7256/2454-0749.2013.2.7985

Аннотация: В статье рассматривается и анализируется одно из важнейших понятий суфийской философии – понятие пути к Истине (Богу). Поэма “Язык птиц”, посвященная описанию странствия птиц к их царю – Симургу, выстраивается ‘Аттаром таким образом, что конкретному поэтическому конструкту всегда однозначно соответствует определенное философское понятие: «взыскующий [Истины]» (талиб) - птицы-странники, «Истина» (хакикат) - Симург. Понятие «путь [к Истине]» (тарикат) раскрывается ‘Аттаром через описание этапов пути суфия («долин»). Мы сосредоточим основное внимание на анализе поэтического конструкта “долина” (вади) на примере первых трех долин (искания, любви, [по]знания), и рассмотрим с какими философскими понятиями эти образы могут быть соотнесены.
Философия и культура, 2012-8
Федорова Ю.Е. - Путь к Истине: структура философской поэмы “Язык птиц” Фарид ад-Дина ‘Аттара (XII в.)
Аннотация: Статья посвящена описанию и анализу структурной организации поэмы «Язык птиц» персидского суфийского поэта и философа Фарид ад-Дина Аттара, жившего на рубеже XII - XIII веков. Эта поэма является одним из самых известных сочинений ‘Аттара и по праву считается образцом суфийской дидактической поэмы. Поэма «Язык птиц» представляет собой аллегорическое описание суфийской концепции богопознания, в основе которого лежит рассказ о путешествии птиц ко двору их царя Симурга. Это аллегорическое описание может быть переосмыслено и переведено на философский язык. В этом случае ключевой проблемой поэмы станет именно проблема истины (хакикат), и структура всего произведения может быть осмыслена в контексте суфийской концепции пути к Истине.
Другие сайты издательства:
Официальный сайт издательства NotaBene / Aurora Group s.r.o.
Сайт исторического журнала "History Illustrated"