Баксанский О.Е., Коржуев А.В. —
Философско-методологическая реконструкция ранних этапов развития естествознания в свете теории научных революций Т. Куна
// Философия и культура. – 2016. – № 2.
– С. 183 - 190.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.2.16783
Читать статью
Аннотация: В статье предпринята попытка рассмотрения научной революции в физике XVII столетия в контексте идей, выдвинутых и обоснованных в книге западного философа Т. Куна «Структура научных революций»; основное внимание сфокусировано на процессе создания механики Ньютона как антипода механики Аристотеля и системы мира Птолемея. Иллюстрируются такие тезисы Т.Куна, как «смена парадигмы и аномалия», «длительность смены парадигм», «конструктивность научного кризиса», «открытия типа theory indused» и ряд других. Анализируются философские взгляды Галилея, Коперника, Ньютона как методологическая система. Cовременная методология естествознания зачастую использует в целесообразном формате исторический контекст. Как неопровержимо свидетельствует история математической и физической науки, естественнонаучное знание в процессе своего бурного развития часто испытывает кризисы, сопровождающиеся пересмотром основных фундаментальных позиций и подходов к описанию и исследованию основ мироздания, парадигмальных основ, роли тех или иных предпосылочных конструктов новых открытий, отношений зависимости между отдельными фрагментами знания, связанными с переосмыслением выявленных некогда ранее и устоявшихся в сознании научного социума логико-содержательных связей. Точно так же ограничили в правах классическую ньютоновскую механику и создатели квантовой механики, запретив ей работать в масштабах микромира, но оставив полное право описывать макрообъекты. Это выразилось даже в формулировке и широком признании в физике принципа соответствия, допускающего предельный переход от новой теории – назад к старой, когда класс участвующих объектов и процессов это позволял. Таков был научный гений Ньютона, настолько мощными были созданные им интеллектуальные продукты!
Abstract: This article makes an attempt to reviews the scientific revolution in physics of the XVII century in the context of ideas, proposed and substantiated in the book of the Western philosopher Thomas Kuhn “The Structure of Scientific Revolutions”; main attention is focused on the process of creation of Newton’s mechanics as an antipode to the mechanics of Aristotle, and the world system of Ptolemy. The author illustrates such theses of T. Kuhn as the “change of paradigm and anomaly”, “duration of the change of paradigm”, “constructiveness of the scientific crisis”, and others. Philosophical concepts of Galilei, Copernicus, and Newton are being analyzed as a methodological system. As testified by the history of mathematical and physical sciences, natural scientific knowledge during the process of its rapid development often experiences crises, which are accompanied by the reconsideration of the main fundamental positions and approaches towards the description and research of the basic concept of the universe, paradigm bases, role of one or another prerequisite constructs of the new discoveries, correlation between separate fragments of knowledge associated with the reframing of the earlier determined and established in the conscience of the scientific society logical-conceptual links.
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. —
Педагогическое исследование в формате диалога исследователя с научно-образовательным сообществом
// Педагогика и просвещение. – 2015. – № 1.
– С. 76 - 87.
DOI: 10.7256/2454-0676.2015.1.14501
Читать статью
Аннотация: В статье обсуждаются общефилософское понимание поисково-исследовательского диалога, типология диалогов в педагогическом поисковом пространстве; диалог как средство добывания новых педагогических знаний, как форма многоплановой рефлексии участниками своих позиций, идей и подходов; а также как форма исследовательской кооперации. Подробно обсуждаются логические основы диалоговой аргументации, сфокусированные на таких сегментах, как аргумент к традиции, авторитету, здравому смыслу, вере, аналогии; обсуждается тезис «педагогический диалог как инструмент добывания нового знания». К числу использованных методов относятся: предпосылочный анализ феномена из исследуемого проблемного поля, эвристический синтез, ретроспекция исследуемой проблемы. За последние десятилетия социальные преобразования, с одной стороны, ясно проявили кризис современного образования, его несоответствие заказу социума, а с другой -- невозможность «заменить» систему образования каким-либо другим социальным механизмом, способным взять на себя выполняемые ею функции. Однозначных, "панацей" от всех бед, по мнению самых разных по профилю научной деятельности исследователей, сегодня не существует – потому процессу проектирования путей трансформации образования, оценки результатов тех или иных инновационных акций должен быть имманентно присущ характер диалога со всеми его атрибутами.
Abstract: In their article the authors discuss the philosophical understanding of aresearch dialogue and a classification of dialogues in the pedagogical research space, dialogue as a mean of obtaining new pedagogical knowledge and a form of a multidimensional reflection by participants of the positions, ideas and approaches; and also as a form of research cooperation. The logical bases of the dialogue argumentation focused on such segments as argument to tradition, authority, common sense, belief, analogy are in detail discussed; the statement "pedagogical dialogue as an instrument of obtaining new knowledge" is also covered. The main research methods used by the authors are the premised analysis of a phenomenon from the point of view of the studied problem field, heuristic synthesis and a retrospection of the studied problem.The article covers the following problems: philosophic representation of a research of a dialogue, classification of pedagogical dialogues; dialogue as a method of scientific discovery and a form of multiaspect reflection by participants of their ideas, approaches and positions and as a form of scientific cooperation.
Коржуев А.В., Баксанский О.Е. —
Педагогическое исследование в современном научном дискурсе
// Педагогика и просвещение. – 2014. – № 4.
– С. 51 - 65.
DOI: 10.7256/2454-0676.2014.4.13926
Читать статью
Аннотация: В настоящей статье обсуждаются процессы трансформации педагогического знания на современном этапе его развития, а также логически вытекающие из них особенности современного педагогического исследования; особое внимание уделяется исследованию в области методологии педагогики.
Педагогика относится к классу социально-гуманитарных наук, и потому актуален вопрос: каковы изменения во всем блоке социальных наук, привнесенные новой постнеклассической парадигмой знания (последняя треть ХХ-го столетия), как они отразились на педагогическом знании.
При всем различии контекста социальных трансформаций в России и на Западе их роднит одна общая черта: и современное западное, и нынешнее российское общество представляют собой в настоящем неустойчивые, переходные социумы. На языке теории самоорганизации это означает, что они находятся в точках бифуркации, в окрестностях которых выбор дальнейшего пути – аттрактора устойчивого развития – может определять весьма незначительное, - возможно, даже случайное воздействие. Методами исследования в настоящей работе выступают: ретроспективный анализ; анализ проблемно-содержательного поля научной области, выявление противоречий и «белых пятен», проектирование подходов к разрешению противоречий и содержательному наполнению научной теории; эвристический синтез. Основные выводы проведенного исследования состоят в обосновании тезиса о том, что как полноценный «представитель» социогуманитарного знания, сегодня педагогика активизирует не только поиск в направлении исторических корней и предпосылок современного знания – она адресует своих исследователей к рефлексии принципов построения знания, его структурирования и процесса «добывания»; и всё это так или иначе символизирует её движение от эмпирической, описательной стадии развития к стадии полноценного теоретического фрагмента гуманитарного ракурса, способного осуществлять предсказательную функцию.
Abstract: The present article is devoted to the processes of transformation of pedagogical knowledge at the modern stage of its development and consequential peculiarities of modern pedagogical research. Special attention is paid to pedagogical methodology.
Pedagogy is a socio-humanitarian science and therefore the following question is especially important: what have been the changes in social sciences caused by the new postnonclassical paradigm of knowledge (the last third of the XX century) and what impact these changes have had on pedagogy.
Even though Russian and Western social transformations have happened in completely different environments, there is one feature they have in common. Today both Western and Russian societies are nonstable or transitional communities. In terms of self-organization theory this means that these societies are at the bifurcation point where even a slightest or accidental influence may lead to choosing the path of a sustainable development. The research methods used in this article include retrospective analysis, analysis of issues and contents of the academic field, discovery of contradictions and 'blindspots', development of approaches to solving practical research issues and developing theoretical concepts and heuristic synthesis. The main conclusions of this research prove the thesis that being a true 'representative' of socio-humanitarian knowledge, today's pedagogy does not only encourage the search for historical roots and prerequisites of modern knowledge, it alo makes researchers to study principles of knowledge creation, knowledge structure and the process of obtaining knowledge. This demonstrates that pedagogy is moving from the empiric/descriptive stage of development to the stage of serious theoretical grounds when pedagogy can even perform the predictive function.